Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 41(85)

Рубрика журнала: Философия

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6

Библиографическое описание:
Гаврилова Н.А. ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ НА ТЕМУ ВРЕМЯ И СОЗНАНИЕ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2019. № 41(85). URL: https://sibac.info/journal/student/85/163469 (дата обращения: 19.12.2024).

ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ НА ТЕМУ ВРЕМЯ И СОЗНАНИЕ

Гаврилова Наталья Александровна

студент, Самарский государственный технический университет,

РФ, г. Самара

PHILOSOPHICAL ISSUES ON THE SUBJECT OF TIME AND CONSCIOUSNESS

 

Natalia Gavrilova

student, Samara state technical University,

Russia, Samara

 

АННОТАЦИЯ

В данной работе проводится обзор философской проблемы  сознания и времени. Также рассматривается связь данной проблемы с определенной устоявшейся философской традицией, идеями естествознания, возможностями социального прогресса. Освещается требование формирования культуры осознанного отношения ко времени  человека и общества. В данной работе также рассмотрены временные свойства человеческого сознания. В глобальном смысле интересен вопрос отношения к течению времени на разных этапах истории человечества и почему в различные периоды времени людей волновал вопрос понимания времени. Рассматривая взгляды выдающихся философов на данную проблему можно постараться разобраться в истории осознания времени человеческим существом и вообще способно ли человеческое сознание воспринять это явление. Исследуя саму суть вопроса, становится понятно, что осознание времени далеко выходит за рамки бытового понятия. К тому же восприятие отдельного человека может зависеть о множества факторов. Основной проблемой остается создание единого образа времени доступного для понимания людей.

ABSTRACT

This paper reviews the philosophical problem of consciousness and time. The connection of this problem with a certain established philosophical tradition, the ideas of natural science, the possibilities of social progress is also considered. The requirement of formation of culture of the realized relation to time of the person and society is highlighted. This paper also examines the temporal properties of human consciousness. In a global sense, the question of attitude to the flow of time at different stages of human history is interesting and why in different periods of time people were concerned with the question of understanding time. Considering the views of prominent philosophers on this problem, we can try to understand the history of the awareness of time by the human being and in General whether the human consciousness is able to perceive this phenomenon. Exploring the very essence of the question, it becomes clear that the awareness of time is far beyond the scope of everyday concepts. In addition, the perception of an individual can depend on many factors. The main problem remains the creation of a single image of time accessible to the understanding of people.

 

Ключевые слова: время, сознание, человек, философские проблемы, осознание.

Keywords: time, consciousness, man, philosophical problems, awareness.

 

Большинство людей знакомы с понятием времени, при этом оно настолько обширно, что каждый может понимать его по-разному. Определяемое мгновениями, минутами, годами, веками, эпохами, цивилизациями – всё это время. Каждый день проходит время, люди спешат куда-то  к определенному времени, обычно не задумываясь о самом понятии времени, как оно велико либо наоборот мимолетно. Если только подумать, что такое время, то всплывают  непростые вопросы, интенсивно обсуждавшиеся в философии и естествознания на протяжении всей истории.

Составляющим окружающего вещественного мира являются не только лишь структурно разделенные объекты. Эти объекты почти всегда находятся  в движении и развитии, они представляют собой процессы, развертывающиеся по неким стадиям. В них можно определить какие-то качественные положения, некоторые этапы, заменяющие друг друга. Эти смены  этапов повторяются определенным образом. Один этап в сравнении с другим этапом имеет возможность наступать раньше или позже. Понятие длительности определяет эти особенности процессов. Соизмерение разных длительностей способно стать фундаментом для количественных мер, которые выражают скорость развития процессов, их ритм и темп. Если эти параметры отделить от самих процессов и проанализировать отношения длительностей как некоторые независимые качества процессов, то мы приобретаем понимание о времени как таковом. Представление о времени и понятие времени имеют смысл лишь тогда, когда мир находится в состоянии движения и развития; если бы материя была вне движения, понятие времени было бы бессмысленно.

«Для того чтобы произвести отсчет времени, мы всегда находим какой-то квазипериодический, то есть повторяющийся в некоторых основных чертах, процесс, который рассматриваем как эталон и с ним сопоставляем непериодические, более сложные процессы. Периодический процесс вращения Земли вокруг своей оси делит время на сутки. Движение Земли вокруг Солнца отмеряет годы. В принципе можно ввести и более крупные единицы времени. Например, говорить о таких больших промежутках, как галактический год, — 200 мил лет, за которые Земля обращается вместе с Солнцем вокруг центра галактики. Но такая единица имеет смысл только при рассмотрении очень длительных процессов, скажем развития жизни на Земле от ее возникновения до нашего времени. Важно, однако, что во всех рассмотренных случаях отсчета времени мы поступаем одним и тем же образом: сравниваем между собой качественно различные процессы движения». [1]

 И всё-таки для осознания времени ему необходимо дать определение. «Время — это фундаментальное свойство бытия, выраженное в форме движения, изменения и развития сущего из прошлого, через настоящее в будущее. Понятие «время» концептуализирует необратимую изменчивость мира, процессуальный характер его существования, наличие в мире не только «вещей» (объектов, предметов), но и событий». Автор такого определения: В. С. Бернштейн.

Понимание времени в некой зависимости с нашим сознанием так или иначе  постоянно присутствует в повседневной и теоретической деятельности человека. Кроме того, определение нашего отношения ко времени всякий раз оказывается связано с необходимыми для нашего сознания поисками смысла жизни и утверждением основных жизненных ценностей. При этом определяющее значение в деле формирования связей и отношений между сознанием и временем имеют 2 основные тенденции.

С одной точки зрения, на восприятие времени нашим сознанием влияет возрастающее в ходе взросления человека чувство быстротечности нашего бытия, нерадостным результатом которого является смерть. В обыденной жизни, общенародной мудрости, художественном творчестве можно обнаружить разные по эмоциональной окраске описания переживания человеком кратковременности своего существования, недолговечности  людей и сотворенных ими произведений. Сопоставление времени с потоком, ходом можно выявить в культуре разных эпох и народов. При этом условный образ потока, который выражает уровень чувственного восприятия человеком времени, в сущности зависим от характера переживания им качества совершающихся событий, с его связью с методом осуществления этих событий во времени. Время может «плавно идти », «медленно течь», «быстро бежать», «стремительно нестись» в связи с тем, какой степени насыщенности событиями заполнена жизнь человека, в какой мере они совпадают с его ожиданиями и представлениями, воспринимаются или отрицаются его сознанием как условия, необходимые для убеждения в полноценности собственной жизни. И если мы соглашаемся с существованием этой связи, то проблема времени возникает для человека тогда, когда он начинает в своем сознании размышлять над вопросом о том, каким образом собственное время бытия может быть значимо в соотношении со временем мироздания? С позитивным ответом на такой вопрос связаны персональные стремления человека по приобретению требуемых знаний для осуществления своего жизненного назначения, призвания, его готовность брать на себя ответственность за свое будущее. Отрицательный же ответ  приводит к отказу от своей индивидуальности, делает человека зависимым от созданных собственным сознанием образов, независимых от  времени, а потому способных  навязывать ему свою волю, спаду уверенности в своем будущем.

С другой стороны, этим естественным чувствам и переживаниям времени человек противопоставляет разумное отношение ко времени как к неизменной физической величине, к равномерно проявляющейся длительности объективных процессов. Человек выявляет в своем сознании умение распоряжаться таким временем, измеряя его течение с помощью календарей и часов, рассчитывая свои действия в соотношении с установленными им самим промежутками времени, исследуя свойства этого физического времени применяя научные методы. Деятельность человека в этой направленности помогла определить возраст Вселенной - 13-15 млрд. лет, узнать время появления нашей планеты - 4,6 млрд. лет, выяснить, что более 1 млрд. лет назад на Земле возникла жизнь. Человек встречается в своем сознании с проблемой времени, когда старается ответить на вопрос, что же именно мы измеряем, когда измеряем время? Ответ на этот вопрос, представляемый физическими теориями времени, устраивает только в пределах самой физической теории. Однако более весомого для нашей жизни варианта ответа (измеряя время, мы знаем свои возможности разумно использовать его в качестве ресурса, способны управлять им и тратить его по своему желанию) нет, точнее, поиск этого ответа является одной из наиболее тяжелых задач для современного человека.

Понимание времени в античной философии

Время относится к тем реалиям, которые издревле определяли смысловое поле человеческого мировосприятия. Одно из первых упоминаний парадоксов времени относится к Зенону Элейскому в его апориях. В традиционной Античности время обозревается в связи с жизнью космоса, а потому иногда приравнивается к движению небосвода. Платон исследует понятие времени в определенном смысле деления всего сущего на бытие и становление. Деление существует вечно, всегда, становление появляется и пропадает во времени. Время – движимый прототип вечности, аналогия вечности в опытном мире становления. Платон объясняет время как категорию космическую: наглядно представленную в движении небесных тел.

Опираясь на раздумья Платона, частично основываясь на его мыслях, Аристотель в «Физике» изъясняет детальный анализ понятия времени. Считая космос вечным, Аристотель не принимал высказывание о сотворении времени и, потому не сравнивал время с вечностью, как его подобием. Взамен определения «вечно» он использовал определение «всегда» тогда, когда говорится о вневременном бытии, например о логических или математических истинах. Но, согласно Платону, Аристотель сравнивает время с числом и с жизнью космоса, в общем с физическим перемещением, а меру времени — с движением небосвода. Время, по Аристотелю, всегда является некоторым движением, перемещением и изменением. Но на деле оно считается движением лишь потому, что движение имеет число. Так как движение непрерывно, постоянно, то непрерывно и время, а поэтому, в отличие от числа, (которое греки отделяли от величины, как дискретное от сплошного) ему скорее ближе понятие величины. По отношению ко всякой величине возникает задача измерения: причем, говорит Аристотель, движение измеряется временем, а время — движением. Главным измерением движения является время обращения небесной сферы.

Объясняя время как число движения, Аристотель соотносит время как неразрывную величину с тем, что может её описать, ограничить. Содержательное качество времени обосновывается и тем, что естественное прохождение мгновения «теперь» всякий раз имеет новый смысл. Как говорит Аристотель, само «теперь» не есть время, оно не является частью времени, так как тогда оно все ещё было бы непрерывной величиной; «теперь» — это граница времени, подобно тому, что точка это не составляющая линии, а её граница. Однако, Аристотель, задаваясь вопросом о том, «будет ли в отсутствие души существовать время или нет », находит довольно конкретное решение. Так как время есть число считаемое, то оно не может существовать без считающего субъекта. Это означает, что считать может только «душа» или «разум души», и поэтому «без души не может существовать время ». По учению Аристотеля душа не создаёт само время, оно всегда есть там, где очевидно движение.

Плотин, наоборот, обращает внимание на то, что индивидуальная душа в качестве мерной инстанции не важна для фиксирования времени, ссылаясь на то, что время неизменно по величине, даже если его никто не замеряет. Согласно Платону Плотин связывает понятие времени с вечностью. Вечность же — это умопостижимое бытие, неизменное, неподвижное, постоянное. Это настолько обширное понятие, что слова «была» или «будет» к нему не применимы, но только — «есть». Движение же небосвода только отображает время, но не создает его. Таким образом, движение — во времени, а время — в душе: Плотин имеет в виду мировую душу и время понимает как длительность мировой души. Время у Плотина ещё не утрачивает своего космического смысла.

Понимание времени в средневековой философии

Понятия времени и космоса приобретают все больше отличий и проводятся сквозь призму жизни отдельной души. Вперед выходит взаимосвязь времени и памяти; появляются историческая и психологическая интерпретации времени. Это сопряжено с тем, что тогдашнее мировоззрение различается с древнегреческим непосредственно переживанием времени; для такого миропонимания мир — не космическая стихия, а век, то есть совершение процессов, история. Августин, объединявший два этих устоя, дорабатывает Плотиново понимание времени как «жизни души», но души отдельной: во «внутреннем человеке» идет и отмеряется время. Августин показывает противоречивость времени и говорит, что оно составлено из того, чего уже нет (прошедшего), того, чего ещё нет (будущего), и того, что есть, но не имеет продолжительности свершения, — мгновения настоящего. Согласно Августину некоторые 3 времени имеются в нашей душе: «настоящее прошедшего — это память; настоящее настоящего — его непосредственное созерцание; настоящее будущего — его ожидание». Августин преобразует память в основную копилку мысли. Существование души немыслимо за пределами памяти; понятие переходит из космического пространства в историю, и время реорганизуется из категории космической в категорию историческую.

Христианство дает возможность иначе взглянуть и на память, и на историю. Онтологически важная реальность теперь находится не только в уме, но и в душе человека, неотрывно привязанной к телу. Недалеко от определения «ум» возникает понятие «сердце» как главная духовная составляющая личности человека, и в последующей истории не только средневекового, но и новоевропейского сознания, а в особенности в русской философии, это понятие перестраивает толкование категории времени. Историзм и психологизм как методы рассмотрения времени обрамляются христианским учением о Боге и человеке; следовательно, психология имеет в наличии онтологическую основу, а историческое время сопоставлено с божественной вечностью.

Согласно Фоме Аквинскому Бог, неизменен, целостность существования, сущность вечности. Субстанция вещественных предметов непостоянна, нематериальных — постоянна. Материальные субстанции не имеют возможности вмиг и в полной мере располагать тем бытием, отведенным на их долю, они постоянно направлены  на эту наполненность, но приобретают её постепенно: утрачивая одну, приобретают другую часть. Потому продолжительность их существования расходится  на некоторое множество поочередных эпизодов. Эта последовательность и есть время. Нематериальные субстанции, не подвергаясь изменениям, мгновенно и целиком владеют своим бытием; но, сущность в них разнится с их бытием. Находя отличия во времени, бесконечной длительности и вечности, Фома следуя Аристотелю описывает время как число или меру движения как соотношение предыдущего и последующего. Рассматривая движение, Фома подразумевает всякий вид последовательности, а поэтому акцентирует внимание на том, что есть такое же количество измерений, сколько и движений. Но, стараясь, тем не менее, оставить и единую меру движения, заданную вращением небесного купола, он делает отличие «внутреннего» от «внешнего» времени. Внутреннее время — это всякая последовательность, так как в ней очевиден ход «раньше» и «позже»; внутренних перемен может существовать неисчислимое множество. Однако для всех телесных движений Фома предполагает внешнее время и одну всеобщую меру — вращение небосвода. Метод анализа времени у Фомы связан с определенным порядком ступеней бытия; потому в персоналистской метафизике Фомы — большое количество времён; наравне с постоянным, непрерывным временем Фома допускает и дискретное, составленное из неизмеримого множества неделимых моментов.

Ф. Суарес, придерживаясь Фому, продвигает идею внутреннего времени (внутренней длительности), получая феноменальные заключения. Он также разделяет внутреннее время и внешнее, говоря, что если одно из созданных единовременно разумных существ проживает год, а другое — сто лет, то это разница во внешнем времени не затронет времени внутреннего-последнее будет для обоих равнозначным. Уподобляясь Фоме, Суарес отделяет индивидуальное время от общего хода внешнего времени, не оказывающего влияние на существование находящихся в нём вещей. Дж. Бонавентура, напротив, считает, что все телесное подвергается бесперебойным переменам во времени; даже существа, созданные бессмертными, сущность которых неизменна, претерпевают изменения в своём бытии, поскольку последнее постоянно сохраняется Богом. Время связано с непрерывным божественным творением мира и поэтому формирует общий непрерывный ряд.

Понимание времени в философии нового времени

Относительность времени, которая объясняется как производная субъективности человека, выделяется уже в позднем Средневековье. Эта позиция распространилась и  в Новом времени. Но уже в рационализме XVII века относительная категория времени обладает и объективным, не зависящим от субъекта основанием — длительностью. Время — это число движения: чтобы существовала единая мера для вычисления длительности предмета, используют длительность размеренных движений, то есть движений небесных тел. Как субъективный метод измерять длительность время не различается с другими универсалиями, которые, согласно Декарту, не существуют за рамками нашего ума.

Т. Гоббс отделяет идею времени от образа непокойного тела, который остаётся в сознании, которое его воспринимает, однако не затрагивает сущности самого тела. То есть время имеется в сознании, мыслях нашего разума. Длительность не приравнивается времени, она  неотемлемая часть самих вещей, время же - мысленное бытие.

Ньютон основывал суждения о времени на признании реальности времени. Время в представлении Ньютона – это реальное требование бытия всех объектов, вещей. Лейбниц же считал, что время – это реальное воплощение способа существования объектов, вещей, не связанное с самими вещами.

В XVIII веке вместе с обсуждением метафизики пересматриваются и метафизические концепции времени: уходит отличие длительности как атрибута субстанции от времени как субъективного способа её восприятия и измерения.

Большое наследие в исследовании вопросов времени оставил именно Кант. Его воззрения во многом находились под влиянием идей И. Ньютона. Они оба признавали реальность времени, однако у Канта время этот реальное отражение способа бытия вещей, которое не зависит от самих вещей. Он рассматривает проблему времени во взаимосвязи с сознанием. Время Кант описывает как форму внутреннего чувства. Способ деятельности сознания, состоящий в последовательном синтезировании предмета, и был назван Кантом временем. Время есть сама эта исполняемая посредством деятельности сознания последовательность или конструирование предмета.

Рассматривая время с позиции его генезиса, Дж. Локк находит корень определения времени в идее последовательности, которую мы обретаем с помощью чувственного опыта, не так из внешних чувств (созерцая движение и изменение вещей), как из внутреннего чувства, наблюдая порядок идей, сменяющих друг друга в душе. Время в таком свете выглядит как доля длительности; отличие времени от длительности только количественное, и длительность теряет метафизический характер.

Анри Бергсон располагается на особом месте посреди философов конца XIX – первой трети XX вв., которые в своих исследованиях особо выделяли проблему времени. Его идея заключалась в  довольно новом представлении о способах взаимодействия пространства и времени в рамках такой молодой науки, как синергетика: он признавал неизбежность описывать время не только количественно, но и качественно. Рассуждая А. Бергсон часто использовал аналогии (ассоциации), сравнение, чтобы используемые определения были более понятны. Так, Бергсон объяснял, что поток времени, его длительность допустимо представить как  клубок ниток, также как и  ожерелье. В первом варианте все моменты времени нераздплимо связанны друг с другом (клубок ниток), а в другом (ожерелье) -моменты времени относительно самостоятельны и их можно посчитать. А. Бергсон психологическое, внутреннее время личности, время переживаний личности соизмеряет с абсолютом. В этом тоже одно из обстоятельств, того что он противополагает сознание предметам. Бергсон зафиксировал факт существования внутреннего эмоционально окрашенного времени, различая его с внешним "математическим" временем.

Заключение

До сих пор тяжело найти четкое определение времени, вбирающее в себя полное значение при одновременной простоте понятия. Как бы ни старались философы разгадать загадки такой категории как время, человеку требуется обычное, бытовое понятие этого феномена. До сих пор не понятно может ли человек понять это своим сознанием. Однако, так и до конца не понимая, мы воспринимаем время, живем по нему.

От субъективной оценки длительности текущих отрезков времени  на уровне восприятия нужно различать ориентировку во времени как определение данной стадии изменений в общем цикле изменений. Ориентировка во времени сформировывается в процессе индивидуального развития. Только в возрасте около 5 лет ребенок начинает безошибочно определять утро и послеобеденное  время. То есть он его не оценивает, но просто воспринимает.

Повсеместно  известен парадокс модификации масштаба времени в особых ситуациях, например в стрессовых, когда, в одном случае, люди в невероятно короткий срок способны принять решение и выполнить требуемый объем работы (время для них как бы «растягивается»), а в другом случае, происходит переоценка протекающего времени, и люди не успевают сделать необходимое - время в этом случае как будто «сжимается».

Современное понятие времени не может не опираться на разработки предыдущих исследователей, но также может и расходится с ними. Каждый выбирает наиболее подходящую для себя, своего сознания трактовку.

С развитием техники расширяется сознание человека и способность воспринимать и анализировать большее количество информации. Возможно, в скором времени все неразрешимые дилеммы будут решены и появится доступное понятие времени, укладывающееся в сознании человека.

 

Список литературы:

  1. Фролов И. Т., Араб-Оглы Э. А., Борзенков В. Г. Введение в философию. - М: Культурная революция, 2012. 
  2. Время. Гуманитарная энциклопедия // Центр гуманитарных технологий, 2010–2017 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://gtmarket.ru/concepts/ (дата обращения: 05.12.2019)
  3. Восприятие времени [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://alversch.ru/psixologiya/vospriyatie-vremeni.html (дата обращения: 10.12.2019)
  4. Салимова Д. А., Данилова Ю. Ю. Время и пространство как категории текста: терия и опыт исследования.- М.: Флинта: Наука, 2009. – 3 с.
  5. Любинская Л. Н., Лепилин С.В. Философские проблемы времени в контексте междисциплинарных исследований. Глава 3. - М: Прогресс-Традиция, 2002- с. 20-40.

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.