Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 40(84)

Рубрика журнала: Юриспруденция

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4

Библиографическое описание:
Присекин К.Н., Сахарова Ю.В. РАЗВИТИЕ ДЕЛИКТНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ НА ДРЕВНЕМ ВОСТОКЕ В XX-VI ВВ. ДО Н.Э. // Студенческий: электрон. научн. журн. 2019. № 40(84). URL: https://sibac.info/journal/student/84/162417 (дата обращения: 27.12.2024).

РАЗВИТИЕ ДЕЛИКТНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ НА ДРЕВНЕМ ВОСТОКЕ В XX-VI ВВ. ДО Н.Э.

Присекин Константин Николаевич

магистрант, кафедра гражданско-правовых дисциплин, Брянский государственный университет им. акад. И.Г. Петровского,

РФ, г. Брянск

Сахарова Юлия Владимировна

канд. юрид. наук., доц. Брянский государственный университет им. акад. И.Г. Петровского,

РФ, г. Брянск

Несмотря на то, что институт деликтных обязательств находится на периферии учения об обязательствах в гражданском праве, тем не менее, исследование его исторических корней позволит глубже продвинуться к знаниям о праве в целом. Без познания исторических корней происхождения деликтных обязательств невозможно было бы определить вектор развития данного института в будущем. Исследование деликтных обязательств в историческом аспекте позволяет найти новые правовые инструменты и конструкции в рамках гражданско-правовой ответственности и защиты нематериальных благ.

Под деликтными обязательствами понимаются обязательства вследствие причинения вреда (от лат. delictum - правонарушение). Русский учёный-правовед Г.Ф. Шершеневич в своём учебнике русского гражданского права, приводит деликтные обязательства следующим образом: «…основанием для возникновения обязательственного отношения является гражданское правонарушение. Под этим именем понимается недозволенное действие, нарушающее чужое субъективное право причинением имущественного вреда. Вследствие такого факта между лицом, причинившим вред, и лицом, потерпевшим вред, устанавливается отношение, в силу которого первый обязывается возместить понесённые вторым имущественные убытки» [3, с.392].

С взглядом Г.Ф. Шершеневича невозможно не согласится, но он исходит из причинения имущественного вреда (имущественного убытка) потерпевшему, оставляя за рамками деликтных отношений обязательства вследствие причинения вреда жизни и здоровью человека, т.е. нематериальных благ. Данное исследование направлено на изучение деликтных обязательств исходящих из нарушений личных неимущественных прав.

Деликтные обязательства нашли своё отражение не только в правовых памятниках римской юриспруденции и последующих трудах правоведов разных эпох, но и задолго до образования самой Римской империи и государств средневековья.

Одним из таких памятников являются Законы Хаммурапи [1] созданные в старовавилонский период между XX-XVI веками до н.э. Данный период ознаменовался началом формирования народности вавилонян в Нижней Месопотамии, объединением Месопотамских государств при царе Хаммурапи, периодом расцвета культуры и экономики. Законы Хаммурапи (свод законодательства) появляются в 1750-х годах до н.э. Уникальность данных законов заключается в том, что они были передовыми для своей эпохи, вобрали в себя все имеющие на тот период нормы правопорядка. Реформа позволила унифицировать и дополнить все существовавшие неписанные правила образовавшиеся ещё в первобытном обществе. Законы Хаммурапи оказали огромное влияние на всю правовую культуру Древнего Востока вплоть до установления права Древнего Рима.

В данном своде законов в деликтных отношениях явным образом прослеживается принцип талиона (лат. lex talionis (закон равного возмездия)), что характерно для законов того периода времени в целом. Так, например, в статье 197 указано, что  «если человек переломил кость человеку, то должны переломить ему кость». Последующий ряд статей также направлен на эквивалентное возмездие за причинённый вред (статьи 195-196; 200; 218). В иных случаях, обязательства по возмещению вреда имели финансовый характер. Если человек выколол глаз мушкенуму (неполноправный человек, держатель царской земли) или переломил кость мушкенуму, то он должен отвесить 1 мину серебра (Единица измерения в Древнем Вавилоне: 1 мина серебра = 505 граммов) (статья 198). Аналогичное возмещение при нанесении вреда здоровью рабу, отличие составляет в том, что «он должен отвесить половину его покупной цены (раба)».

В последующих статьях свода законов состав деликтных отношений зависит, в том числе и от субъектов данных отношений. В зависимости от социального положения человека, которому был причинён вред, виновник мог нести и разную ответственность. Так, например, в статье 200 указано, что «если человек выбил зуб человеку, равному ему, то должны и ему выбить зуб», а «если человек ударил по щеке человека высшего по положению, чем он сам, то он должен быть отхлёстан в собрании воловьей плетью 60 раз» (статья 202).

Интересным выглядит статья 206, «если человек сильно ударил человека в драке и нанёс ему рану, то этот человек должен поклясться: "Неумышленно я ударил", - и оплачивать лекаря».  Если потерпевший умер от побоев, то виновник так же должен поклясться, а если умерший - сын человека, виновный должен отвесить 1/2 мины серебра (статья 207), если «умерший - сын мушкенума, то виновный должен отвесить 1/3 мины серебра» (статья 208).

Статьями 209-214 устанавливалась своеобразная ответственность за причинение вреда женщинам. Так, «если человек побил дочь человека и причинил ей выкидыш, то он должен отвесить 10 сиклей (Единица измерения  в Древнем Вавилоне: 1 сикль серебра = 8,4 грамма) серебра за ее плод», а «если эта женщина умерла, то должны убить его дочь» (статья 210). Если он (человек) побоями причинил выкидыш дочери мушкенума, то он должен отвесить 5 сиклей серебра, если эта женщина умерла, то он должен отвесить 1/2 мины серебра (статьи 211-212). Если он (человек)  побил рабыню человека и причинил ей выкидыш, то он должен отвесить 2 сикля серебра, если эта рабыня умерла, то он должен отвесить 1/3 мины серебра (статьи 213-214).

В Законах Хаммурапи была также установлена ответственность строителей в случае причинения вреда некачественным (непрочным) строительством дома (статьи 229-231). В данных нормах в полном объёме действовал принцип талиона (за смерть хозяина дома строитель должен быть казнён; за смерть сына хозяина дома, то сын строителя также должен быть убит; за смерть раба хозяина, строитель должен был отдать хозяину раба за раба).

Статьи 250-252 регулировали обязательства в  случае причинения вреда домашними животными человека. В случае если бык забодал человека и умертвил его, то иск на хозяина быка не подавался. Если о бодливости быка знал хозяин, то в случае причинения телесного вреда сыну человека либо рабу человека, то хозяин быка выплачивал штраф от 1/2 мины до 1/3 мины серебра соответственно.

В периоде между VIII-VI веками до н.э. в Иудейском царстве существовал свой свод правил, регулирующий обязательства из причинения вреда.  Данные правила  нашли своё отражение в 21 главе книги Исход Ветхого Завета [2]  (ивр. Танах (Священное Писание)) и имеющее сакрально-религиозное значение. Так, в стихах12-13 указано, что «Кто ударит человека так, что он умрёт, да будет предан смерти; но если кто не злоумышлял, а Бог попустил ему попасть под руки его, то Я (Бог) назначу у тебя место, куда убежать убийце». В данных стихах вполне очевидно прослеживаются обязательства вследствие причинения вреда жизни человека и их последствия для самого причинителя вреда (либо это смертная казнь либо ссылка (изоляция от общества)).

Иным образом обстояли дела в случае нанесения увечья человеку, если потерпевший оказывался родственником причинителю вреда. Так, к примеру в стихе 15 указано, что если «кто ударит отца своего или свою мать, того должно предать смерти». По-другому складывались отношения между посторонними людьми. Примером служат стихи 18-19: «Когда ссорятся, и один человек ударит другого камнем, или кулаком, и тот не умрёт, но сляжет в постель, то, если он встанет и будет выходить из дома с помощью палки, ударивший не будет повинен смерти; только пусть заплатит за остановку в его работе и даст на лечение его». Таким образом, своеобразная компенсация за простой в работе и возмещение затрат на лечение.

В последующих стихах 20-21 указана ответственность за причинение вреда рабам, в зависимости от последствий: в случае смерти раба – наказание (без уточнения какое именно наказание); в случае нанесения вреда здоровью раба любой тяжести (без смертельного исхода), то «не должно наказывать его, ибо это его серебро».

Помимо этого, существовало разделение по месту нанесения увечья и последствий причинения вреда. Так, в стихах 26-27 указано, что если у раба или рабыни (служанки) был повреждён глаз вследствие удара либо выбит зуб, то хозяин отпускал их на волю за глаз или за зуб.

У древних иудеев существовало понятие пени за причинённый вред. Данное обстоятельство подтверждается стихом 22, в случае если кто-либо из дерущихся людей ударит беременную женщину и у неё произойдёт выкидыш, но «не будет другого вреда»,  то муж должен на виновного наложить пеню, которую причинитель вреда обязан заплатить при посредниках. Если будет вред, то в полной мере действует принцип талиона «око за око, зуб за зуб».

Обязательства по возмещению вреда также возникали, если причинителем вреда оказывалось домашнее животное. Данные установления приведены в стихах 28-32. В частности, одной из норм было, что «если вол забодает мужчину или женщину до смерти, то вола побить камнями и мяса его не есть; а хозяин вола не виноват», но если животное убило человека, а хозяин знал о том, что его животное бодливое и в течение трёх дней не предпринял ни каких мер, то хозяина самого предавали смертной казни, а вола убивали. Можно было и заплатить выкуп за себя, а также, если вред был причинён рабу.

Схожие установления имеются и в законах Эшнуны (Законы Билаламы) (XX - XIX век до н.э.), в Кодексе царя Ур-Намму (самый древний сборник законов), в Кодексе Липит-Иштара (прямой предшественник законодательства Хаммурапи), а также в римских законах XII таблиц.

Таким образом, деликтные обязательства из причинения вреда жизни и здоровью человека складывались в основном из принципа талиона, т.е. основывались на симметричном возмездии. Однако помимо талиона у разных народов и в разный период времени действовала также и система денежной компенсации за причинение вреда жизни и здоровью человека. В некоторых случаях можно было и вообще избежать наказания доказав свою непреднамеренность в совершении действия причиняющего вред.

 

Список литературы:

  1. Законы вавилонского царя Хаммурапи [Электронный ресурс] // Исторический факультет Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова (официальный сайт). - URL: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/hammurap.htm (Дата обращения 15.11.2019).
  2. Книга Исход. Библия: Ветхий Завет [Электронный ресурс] // Русская Православная Церковь (официальный сайт Московского Патриархата). - URL: http://www.patriarchia.ru/bible/ex/21/ (Дата обращения 17.11.2019).
  3. Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права (по изданию 1907 года). М.: Фирма "СПАРК", 1995. – 556 c.

Оставить комментарий