Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 40(84)

Рубрика журнала: Искусствоведение

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4

Библиографическое описание:
Раскито А.С. ТЕМА АЗИИ В ЖИВОПИСИ ВЕРЕЩАГИНА // Студенческий: электрон. научн. журн. 2019. № 40(84). URL: https://sibac.info/journal/student/84/161947 (дата обращения: 11.05.2024).

ТЕМА АЗИИ В ЖИВОПИСИ ВЕРЕЩАГИНА

Раскито Алина Сергеевна

студент 3 курса, Институт искусств, ФГБОУ ВО "Новосибирский государственный педагогический университет",

РФ, г. Новосибирск

АННОТАЦИЯ

Живопись всё больше популяризируется в современном мире. И особенно актуальными становятся азиатские мотивы в творчестве художников. Одним из главных становится вопрос об основоположниках, относительно «нового» жанра в живописи.

 

Ключевые слова: живопись, В.В. Верещагин, Азия, искусство.

 

К концу XIX века сложилась такая ситуация, когда художники вдохновлялись эпохой, а эпоха вдохновлялась искусством. Интерес к восточной культуре в западном обществе стал постоянно возрастать, начиная с XV-XVI веков, когда западные страны стали проводить колониальную политику в отношении стран Востока. Ещё на ранних этапах знакомства европейской культуры с азиатской, Восток в основном служил декорацией для постановки и «проигрыша» западных проблем и интересующих идей. [1, 1c.]

Новый взгляд европейцев на Восток привнёс русский художник – баталист В. В. Верещагин.

Василий Васильевич Верещагин родился 14 октября 1842 года в городе Череповце Новгородской губернии. Уже в 17лет Верещагин всё свободное время посвящал рисованию, а больше всего копированием картин. Его учитель по рисованию отмечал особый талант своего ученика, когда увидел копию с картины А. Калама «Мельница». В течение некоторого времени Верещагин занимался живописью самостоятельно и брал частные уроки у одного из учеников Академии художеств, а с 1858 года приступил к постоянным занятиям в Рисовальной школе Петербургского общества поощрения художников. Здесь он нашёл поддержку в своих стремлениях стать художником, особенно у директора Ф. Ф. Львова. 1860 год в жизни Верещагина стал самым переломным.

Искусство В. В. Верещагина привлекало широкое внимание. Его творчество не раз становилось объектом критики специального искусствоведческого исследования, но, как и всякое большое искусство, оно в ходе дальнейшего развития художественной культуры каждый раз воспринимается по-новому, словно претерпевает изменения. Его картины отображают современные художнику быт и нравы народов Средней Азии, довольно разнообразны по своему содержанию и характеру. Больше, чем кто бы то ни был среди русских живописцев, Верещагин пользовался искусством, как средством и не находил в нём самостоятельной цели и ценности. Он овладел современными способами живописной и композиционной выразительности не ради художественной правды, а ради того, чтобы более достоверно представить в живой и наглядной форме документы войны – документы, выражающие его собственную позицию по отношению к войне вообще и данной войне в частности. Такая публичность обеспечивала Верещагину небывалую для русского художника популярность. Верещагин, таким образом, избрал войну как предмет изображения именно потому, что боролся с войной как с проявлением бесчеловечности, противоестественности, зла. Позиция просветителя проявляется в этом достаточно последовательно и убедительно. Сам Верещагин был человеком мужественным, смелым, принимая участия в боевых действиях, он не раз совершал подвиги, смелые вылазки, за что получал награды. [3, 40c.]

Первый успех Верещагина был связан с Туркестанской серией (1868-1873года), в котором проявилось зрелое мастерство художника. Картины суровой, не прикрашенной правдой жизни, глубокого гуманистического подхода к событиям войны. Содержавшие её оценку с точки зрения жизненных интересов трудового народа, народных масс отныне противостояли господствовавшей казённой батальной живописи, где внешняя парадность и лицемерное прославление, театральная помпезность и лакировка действительности давали извращённое, лживое представление о войне.

Василий Васильевич был не только художником, но и «послом мира», который без прикрас раскрывает ужасы войны, русско-турецкой и русско-японской. Он был тем человеком, который, побывал в самом эпицентре, показал на своих полотнах, на сколько, тяжёл и страшен путь русского солдата. [2, 3c.]

В.В. Верещагин каждый раз добровольно уходил на военные действия. Война была для него настоящей историей, которую он мог увидеть и прочувствовать. Однако, как и становление художника произошло на поле битвы, так и смерть настигла его.

В.В. Верещагина погиб 31 марта 1904 года  в Порт-Артуре, при взрыве броненосца «Петропавловск», вражеской атакой. И до самого последнего вздоха,  художник делал зарисовки ужасной, кровавой войны, глядя  ей прямо в глаза.

 

Список литературы:

  1. Завадская, Е. В. Василий Верещагин / Завадская, Е. В. -М.: Издательство «Искусство», 1986. 111 с.
  2. Кацнельсон, Г. С. Японская коллекция В. В. Верещагина: вопросы, ответы, загадки. [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/yaponskaya-kollektsiya-v-v-vereschagina-voprosy-otvety-zagadki
  3. Лебедев, А. К., Солодовников А. В. Василий Васильевич Верещагин. – Л.: Художник РСФСР, 1987. – 180 с., ил.

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.