Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 39(83)

Рубрика журнала: Юриспруденция

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6, скачать журнал часть 7

Библиографическое описание:
Дзангиева М.М. ПОЛНОМОЧИЯ ПРОКУРОРА, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩЕГО НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ ОРГАНАМИ ДОЗНАНИЯ И ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2019. № 39(83). URL: https://sibac.info/journal/student/83/160853 (дата обращения: 19.04.2024).

ПОЛНОМОЧИЯ ПРОКУРОРА, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩЕГО НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ ОРГАНАМИ ДОЗНАНИЯ И ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ

Дзангиева Милана Мухарбековна

cтудент, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Саратовская государственная юридическая академия»

РФ, г. Саратов

AUTHORITIES OF THE PROSECUTOR SUPERVISING THE EXECUTION OF LAWS BY THE INQUIRIES OF THE INQUIRY AND PRELIMINARY INVESTIGATION

 

Dzangieva Milana Mukharbekovna

Student, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Saratov State Law Academy"

Russia, Saratov

 

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена проблемным вопросам полномочий прокурора при осуществлении надзора за органами предварительного расследования. Автором были выявлены недостатки в организации прокурорского надзора и выработаны предложения реформированию законодательства в рассматриваемой сфере

ABSTRACT

The article is devoted to the problematic issues of the powers of the prosecutor in the supervision of the preliminary investigation bodies. The author identified shortcomings in the organization of prosecutorial supervision and developed proposals for reforming the legislation in this area

 

Ключевые слова: прокурорский надзор, полномочия, органы предварительного расследования, возбуждение уголовного дела

Keywords: prosecutorial supervision, powers, preliminary investigation bodies, criminal proceedings

 

Предназначение прокурорского надзора как государственно-правового института состоит не только в обеспечении единообразного и неукоснительного исполнения установленных и действующих в обществе законов, но и в защите прав и свобод человека и гражданина.

Более того, «прокуратура, являясь государственным правоохранительным органом, призвана быть гарантом защиты и соблюдения прав и свобод человека и гражданина. Исходя из данного положения, прокурорский надзор за органами предварительного расследования является одним из основных компонентов прокурорской деятельности в данной сфере.

В свете поставленных перед прокуратурой целей значение осуществления ею деятельности в сфере предварительного расследования не может недооцениваться. Однако, в рамках данного направления возникают  определенные проблемы.

Наиболее острой является проблема недостаточности полномочий прокуроров, осуществляющих надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия.

17 января 1992 г. был принят Закон о прокуратуре, согласно которому  прокурор не только осуществлял надзор за процессуальной деятельностью органов предварительного расследования, но и обладал всеми полномочиями поднадзорного ему органа, осуществляющего расследование уголовных дел.

В связи с образованием Следственного комитета при Прокуратуре РФ Федеральным законом от 5 июня 2007 г. № 87-ФЗ [2] были внесены изменения в Уголовно-процессуальный кодекс РФ и Закон о прокуратуре. В соответствии с положениями нового УПК РФ полномочия прокурора, касающиеся руководства расследованием, были существенно ограничены, значительная их часть была передана руководителю следственного органа.

Как отмечает Э.Р. Исламова, «прокурор потерял полномочия по возбуждению уголовного дела, а также распорядительные полномочия, связанные с избранием, изменением или отменой меры пресечения либо иными процессуальными действиями, которые в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством производятся лишь с согласия суда»[6, с. 113]. При этом следует обратить внимание на то, что указанные выше изменения закона носили половинчатый характер, поскольку ключевой целью их внесения являлось разграничение двух основных функций прокуратуры: уголовного преследования и прокурорского надзора.

Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. № 404-ФЗ[3] в Уголовно-процессуальный кодекс РФ (далее - УПК РФ)[1] вновь были внесены изменения, которые коснулись полномочий прокурора, осуществляемых в ходе уголовного судопроизводства. Прокурору была возвращена часть утраченных в 2007 г. полномочий, в частности по отмене незаконно вынесенных решений следователя об отказе в возбуждении уголовного дела.

В связи с утратой прокуратурой в ходе реформ 2007 и 2010 гг. ряда существенных полномочий в литературе нередко высказываются суждения о том, что лишение права прокурора возбуждать уголовное дело было ошибочно[4, с. 15, 8, с. 15, 9, с. 21, 11, с. 17]. Однако с такими выводами нельзя согласиться: один и тот же орган (ведомство) не в состоянии одновременно объективно и непредвзято расследовать уголовные дела и столь же объективно и непредвзято осуществлять надзор за законностью такого расследования. Это противоречит принципу законности и здравому смыслу. Поэтому расследование уголовных дел не может быть функцией органов прокуратуры, осуществляющих надзор за законностью расследования уголовных дел.

Однако, законодатель, упразднив такую функцию органов прокуратуры, как расследование уголовных дел, не предусмотрел возможности осуществления ими надлежащего надзора за исполнением законов поднадзорными органами следствия. В первую очередь это коснулось полномочий и правовых средств надзирающего прокурора. Так, в уголовно-процессуальном законодательстве отсутствует правовая норма, регламентирующая требование прокурора как самостоятельный акт прокурорского реагирования. Нет такой нормы и в Законе о прокуратуре. Применяя данный акт, прокурор ссылается на ст. 37 УПК РФ. Он вправе требовать устранения выявленных нарушений закона, но в УПК РФ не установлены форма, структура, сроки рассмотрения и исполнения требования прокурора.

При осуществлении прокурорского надзора за органами дознания и предварительного следствия нередко возникают ситуации, связанные с вынесением незаконных постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела. При этом УПК РФ не регламентирует сроки представления «отказанных» материалов прокурору»[7, с. 169]. Однако не исключено принятие решения об отмене ранее принятого решения, поскольку после принятия постановления об отказе в возбуждении уголовного дела материал подлежит проверке руководителем следственного органа, а потом вышестоящим органом ведомственного контроля.

Следует согласиться с А.В. Толстых, который полагает, что «установление «двойного» порядка вынесения постановления об отмене постановления следователя... не обеспечивает обязательности исполнения требований прокурора. Теряется смысл постановления прокурора в системе его надзорной деятельности, что усложняет деятельность прокуратуры по обеспечению законности в ходе предварительного следствия»[12, с.143].

Выходом из сложившейся ситуации будет наделение прокуроров компенсаторными полномочиями и правовыми средствами. Теория компенсаторности полномочий и правовых средств прокурора достаточно подробно изложена Е.Р. Ергашевым[5, с.122]. Обнаружив факт нарушения закона со стороны уполномоченных органов и их должностных лиц, ненадлежаще исполняющих свои обеспечительные функции, прокурор устраняет выявленные нарушения, тем самым восполняет - компенсирует - деструктивную обеспечительную деятельность соответствующих органов и их должностных лиц. Так, к компенсаторным полномочиям прокурора можно отнести вынесение постановления о возбуждении производства об административном правонарушении, постановление об освобождении содержащегося без законных оснований лица в учреждениях, исполняющих наказания и меры принудительного характера, и др.

Изложенное позволяет сделать вывод о необходимости внесения в УПК РФ и Закон о прокуратуре изменений, регулирующих компенсаторные полномочия и правовые средства прокурора. Представляется целесообразным закрепить правовое положение о том, что в случае вынесения следователем (дознавателем) постановления об отказе в возбуждении уголовного дела должностное лицо органов, осуществляющих дознание и предварительное следствие, по требованию прокурора о предоставлении для ознакомления материалов проверки обязано предоставить эти материалы в течение разумного срока, указанного прокурором в требовании. Если после проверки материалов прокурор придет к выводу о незаконности и необоснованности решения об отказе в возбуждении уголовного дела, то он выносит постановление об отмене постановления об отказе в возбуждении уголовного дела и одновременно о возбуждении уголовного дела.

 

Список литературы:

  1. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 02.08.2019) // СЗ РФ. 2001. № 52 (ч. I). Ст. 4921; 2018. № 42 (часть II). Ст. 6375.
  2. Федеральный закон от 05.06.2007 № 87-ФЗ (ред. от 22.12.2014) «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации» // СЗ РФ. 2007. № 24. Ст. 2830; 2007. № 24. Ст. 2830.
  3. Федеральный закон от 28.12.2010 № 404-ФЗ (ред. от 31.12.2017) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием деятельности органов предварительного следствия» // СЗ РФ. 2011. № 1. Ст. 16; 2018. № 1 (Часть I). Ст. 76.
  4. Гаврилов Б.Я. Перераспределение процессуальных и надзорных полномочий между прокурором и руководителем следственного органа: объективная необходимость или волюнтаризм в праве? // Уголовное судопроизводство. - 2009. - № 4. – С. 15-17.
  5. Ергашев Е.Р. Прокурорский надзор в Российской Федерации: Учеб. Екатеринбург, 2016. – 413 с.
  6. Исламова Э.Р. Прокурор и руководитель следственного органа: соотношение процессуальных полномочий // Общество: политика, экономика, право. - 2016. - N 2. - С. 112 - 114.
  7. Исмаилов Ч.М. Оптимизация полномочий прокурора в стадии возбуждения уголовного дела // Актуальные проблемы рос. права. - 2016. - № 3. - С. 168 - 174.
  8. Махов В.Н. Роль прокурора в уголовном преследовании в России и в зарубежных государствах // Законность. - 2014. - № 8. – С. 14-20.
  9. Попов И.А. Актуальные проблемы прокурорского надзора за предварительным следствием и меры по их разрешению // Уголовное судопроизводство. - 2012. - № 1. – С. 20 – 23.
  10. Скабелин А.В. Возвращение прокурору полномочий по возбуждению уголовных дел: за и против // Вестн. Волгоград. гос. ун-та. Сер. 5: Юриспруденция. - 2016. - № 2.- С. 157 - 161.
  11. Ткачев И.В. О необходимости расширения полномочий прокурора по надзору за процессуальной деятельностью Следственного комитета // Рос. юстиция. - 2014. - № 9. –С. 15-18.
  12. Толстых А.В. О подготовке и реализации постановления прокурора на стадии возбуждения уголовного дела // Рос. юрид. журн. - 2014. - № 6. - С. 142 - 146.

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.