Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 39(83)

Рубрика журнала: Политология

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6, скачать журнал часть 7

Библиографическое описание:
Куреневский А.С., Дряев М.Р. БОРЬБА С КОРРУПЦИЕЙ В РОССИИ: ОПЫТ СИНГАПУРА // Студенческий: электрон. научн. журн. 2019. № 39(83). URL: https://sibac.info/journal/student/83/160758 (дата обращения: 18.08.2024).

БОРЬБА С КОРРУПЦИЕЙ В РОССИИ: ОПЫТ СИНГАПУРА

Куреневский Алексей Сергеевич

студент, Южно-Российский институт управления (филиал) ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»

РФ, г. Ростов-на-Дону

Дряев Максим Русланович

студент, Южно-Российский институт управления (филиал) ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»

РФ, г. Ростов-на-Дону

АННОТАЦИЯ

В настоящей статье представлено исследование современного состояния феномена коррупции в Российской Федерации, проведен анализ опыта Сингапура в борьбе с коррупцией и обозначены способы его использования в нашей стране.

 

Ключевые слова: коррупция, статистика, Россия, Сингапур, борьба.

 

Коррупция сегодня – один из сильнейших факторов, сдерживающих развитие перспективных и многообещающих стран, в том числе и Российской Федерации. Также этот экономический феномен негативно сказывается на взаимоотношениях власти и народа, и, безусловно, пагубно влияет на национальную экономику и мировую экономику в целом.

Говоря о России, сегодня мы сталкиваемся с крайне серьёзной проблемой коррупционного характера. Коррупция пронизывает систему государственного и муниципального управления по всей вертикали. Уже в течение многих десятилетий Россия не может искоренить этот негативный фактор из национальной системы управления государством.

За нас говорят цифры: за 2018 год было выявлено 22,7 тыс. служащих, в общем совершивших преступление.[1] За период с января по октябрь аналогичного года было зафиксировано 69,3 тыс. преступлений в экономической сфере связанных с коррупционными действиями. Из них 22,7 тыс. - это преступления, причинившие крупный ущерб. [1]

В целом, исходя из статистики, отметим, что коррупционные действия со стороны государства учащаются. Это связано с тем, что преступники, находя новые методы обхода некоторых законов, производят свои сделки всё более незаметным и скрытным образом.

За январь – июнь 2018 года относительно аналогичного периода 2017 число фактов получения взятки  в Ростовской области выросло на 183 %, а в Кабардино-Балкарской республике на 3100%. [3]

Исходя из отчётов генеральной прокуратуры за 2017 год, мы можем говорить о том, что число коррупционных преступлений в России снизилось по сравнению с предыдущим годом. Мы наблюдаем сокращение числа преступлений, связанных с получением взятки на 40%, а число дел о даче взятки уменьшилось на 51%. [1] Эта тенденция сформировалась в связи с изменениями в нормативно-правовой базе России. Федеральный закон от 03.07.2016 N 324-Ф3 [5] в УК РФ ввёл статью 291.2. «Мелкое взяточничество» [4], и все преступления с суммами в размере, не превышающем десяти тысяч рублей, стали квалифицировать по ней, а в 2017-2018 годах они уже не отражаются в статистике. Из этого можно сделать вывод, что большая часть приговоров по делам о взятках приходилось именно на эти суммы. [1]

Общая картина, складываемая этими данными, является важнейшим сигналом о том, что в Российской Федерации как никогда ранее назрела серьёзная проблема распространения коррупционной деятельности внутри системы государственного и муниципального управления.

Как показывает практика, российское законодательство не справляется с задачей искоренения коррупционного духа в стране. Даже наименование федерального закона № 273 «О противодействии коррупции» [6] говорит само за себя. Если вдуматься в наименование, то сам нормативно-правовой акт не подразумевает под собой искоренение коррупции как таковой, а лишь, цитируем: «противодействует» ей. Противоположным примером в разграничении понятий является закон республики Беларусь № 122 «О борьбе с коррупцией». [2] Слово «борьба» во многом меняет смысл законодательного акта и заставляет нас думать о том, что направлен именно на искоренение коррупции в стране путём «борьбы» с ней.

Говоря о положительном опыте борьбы с коррупцией, мы выделили опыт Сингапура, как одной из самых развитых и успешно совершенствующихся в этом вопросе стран Азии и всего мира.

В семидесятых годах прошлого столетия это небольшое государство начало формировать инновационный инструментарий борьбы с таким негативным явлением как коррупция. Сингапур прославился своим «экономическим чудом», поскольку искоренение коррупции государственные органы начали как раз таки с экономического сектора.

Перед властью страны стояли следующие задачи, которые необходимо было решить для того, чтобы проложить путь к искоренению национальной коррупции: планомерное и обдуманное развитие рыночной экономики в совокупности с привлечением активных потоков инвестиций и качественной дипломатией.

В политику борьбы с коррупцией Сингапур ещё в середине 20 века заложил некоторые основополагающие принципы. Таким образом в данной политике начали предприниматься серьёзные меры по отношению к дающему и берущему взятку. Личная заинтересованность каждого служащего жёстко разграничивалась между его служебными обязанностями.

В рамках законодательства начала разрабатываться серьёзная нормативно-правовая база с антикоррупционным уклоном. Также формировались инновационные методики пресечения коррупционных действий. Бюро по борьбе с коррупцией совместно с судебными органами смогло разработать эффективную систему мер пресечения случаев незаконного обогащения. Таким образом оно внесло непомерный вклад в систему совершенствования системы государственного управления Сингапура.

Касательно поощрений государственных служащих, в первую очередь стали учитываться их личные качества и способность быть успешными управленцами без привязки к каким-либо семейным и дружеским связям. За счёт успешно проведённой политики в области экономики, для служащих были значительно увеличены зарплаты. Сегодня специализированный государственный служащий Сингапура получают зарплату соизмеримую со средним доходом успешного менеджера частного сектора.

Одной из крупнейших проблем государственного сектора в России сегодня является высокий уровень бюрократии в решении многих вопросов, в частности и при подписании государственных документов. В Сингапуре с этой проблемой справились путём урезания многих инстанций, на которых был более вероятен риск коррупционных действий.

Законы страны стали требовать от каждого служащего всю информацию о его финансах, которую они должны вносить в специальные декларации с последующей передачей их начальству. [7]

Сингапуру удалось осуществить контроль за денежной политикой, введя жесткие правила: строгие ограничения расходов на избирательные кампании; разрешение осуществлять пожертвования только в пользу политических партий, а не отдельных министров или членов парламента, поскольку нельзя позволить таким образом покупать влияние с целью изменения политики и правительства.

В 1999 году Сингапур был седьмой из самых менее коррумпированных стран в мире. Сегодня – 4 место в мировом рейтинге восприятия коррупции и по праву одна из лучших практик борьбы с коррупцией.

Если мы говорим о перенесении данной практики на реалии Российского общества, мы, во-первых, должны оценивать рациональность данного подхода в рамках различия ментальностей. Сингапур почти ничем не похож на Россию: принципы, по котором живут и на основе которых взаимодействуют совершенно разные. Для того, чтобы применять зарубежный опыт у нас, нужно полностью пересмотреть принципы построения системы государственного и муниципального управления, трансформировать способы отбора кандидатов на государственные должности и учитывать моральные принципы служащих.

Лучшими инструментами, которые можно взять из сингапурской практики для России, можно назвать повышение заработной платы для служащих и обязанность служащих публично отчитываться о своих доходах.

Касательно первого инструмента, логика заключается в том, что служащему с высоким заработком и стабильным социальным положением действительно незачем будет вмешиваться в коррупционные схемы. Он будет отдавать себе отчёт в стабильности своего положения и вряд ли захочет потерять всё.

Со вторым инструментом могут возникнуть проблемы. Тут мы также сталкиваемся с особенностями российского менталитета. Служащий Российской Федерации может находиться в постоянном напряжении от того,что все его финансы будут в открытом доступе для каждого. Но суть данного метода заключается в том, чтобы служащие через такие отчёты доказывали населению и руководству свою прозрачность и соответствие занимаемого поста.

Эта практика прекрасно себя показала как в Сингапуре, так и в некоторых европейских странах (Дания).

Таким образом, через пересмотр национальной системы формирования кадров государственной и муниципальной службы и избирательное воздействия на неё инструментами зарубежной практики возможно свести уровень коррупции в России к минимуму, а в будущем и вовсе устранить её. На первый взгляд это может показаться утопией, но практика и статистика показывают, что нет безвыходных ситуаций в рамках решения данного вопроса.

Ещё раз отметив, что коррупция, это сильнейший фактор, сдерживающий качественное развитие Российской Федерации, скажем, что формирование новой концепции борьбы с этим феноменом в стране просто необходимо в настоящее время, поскольку существующие меры, как показывает практика, становятся всё менее эффективными с каждым годом. Это очень опасная тенденция, поскольку каждое коррупционное деяние со стороны государственных и муниципальных органов ведет к деструктуризации всего государственного строя страны, а также показывает крайнюю некомпетентность кадров службы. Из этих факторов вытекают другие, ещё более серьёзные проблемы. Поэтому формирование новой концепции считаем крайне необходимым.

 

Список литературы:

  1. Официальный сайт Правовой статистики Генеральной Прокуратуры Российской Федерации. URL: http://crimestat.ru/offenses_map (Дата обращения: 01.12.2019).
  2. О борьбе с коррупцией: Закон Республики Беларусь от 20.07.2006 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. 2006. № 122. 2/1262.
  3. Ткачев Д.А., Цибарт Е.Э. Преступления коррупционной направленности в статистике современной России // Символ науки. - №3. - 2019. - С. 63-66.
  4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ //  "Собрание законодательства РФ", 17.06.1996, N 25, ст. 2954.
  5. Федеральный закон "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" от 03.07.2016 N 324-ФЗ // "Собрание законодательства РФ", 04.07.2016, N 27 (часть II), ст. 4257.
  6. Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 26.07.2019) "О противодействии коррупции" // "Собрание законодательства РФ", 29.12.2008, N 52 (ч. 1), ст. 6228.
  7. Lee Kuan Yew The Singapore Story: 1965—2000.

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.