Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 39(83)

Рубрика журнала: История

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6, скачать журнал часть 7

Библиографическое описание:
Чистякова Н.В. ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ПОЛИТИКА НА ЮГЕ ПРИЕНИСЕЙСКОЙ СИБИРИ В XVII-XX ВВ. // Студенческий: электрон. научн. журн. 2019. № 39(83). URL: https://sibac.info/journal/student/83/160287 (дата обращения: 20.11.2024).

ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ПОЛИТИКА НА ЮГЕ ПРИЕНИСЕЙСКОЙ СИБИРИ В XVII-XX ВВ.

Чистякова Наталья Владимировна

студент-магистрант Института Истории и права Хакасского государственного Университета им. Н.Ф. Катанова,

РФ, г. Абакан

Главным проводником в осуществлении государством религиозной политики на территории юга Приенисейской Сибири в XVII-XIX веках являлась православная церковь. Основными задачами религиозной политики государства и церкви в Сибири были распространение и поддержка православия, борьба с раскольниками, сектантами и иными конфессиями, христианизация коренных народов. Принципами вероисповедной политики в дореволюционной России были непризнание прав личности на религиозное самоопределение; наличие правовой иерархии конфессий; вмешательство светской власти в  деятельность церкви; превращение церкви в главное орудие светской власти для решения вопросов внутренней политики.

Русская православная церковь была призвана стать системообразующим ядром социокультурной системы, выполнить миссию государственно-политической и религиозной интеграции. Религиозная политика, являясь важной составляющей внутриполитической деятельности государства, в полиэтнической и поликонфессионапьной России приобретала особое значение, поскольку ее целью было включение пестрого конгломерата нерусских народов в общероссийский социум и обеспечение его устойчивого функционирования.

В России сложилась иерархия конфессий: господствующее положение занимала православная церковь; к признанным относились христианские неправославные католическая и протестантская церкви и нехристианские буддизм, ислам, иудаизм, язычество. Выделялась группа терпимых религиозных верований старообрядцы и некоторые секты. К непризнанным и нетерпимым религиям государство относило пашковцев, духоборов, молокан, субботников, скопцов. Доминирующий статус православной церкви был возможен только в условиях ограничения неправославных конфессий [1, с.5].

Характерными особенностями религиозной политики Российского государства по отношению к Сибири в XVII веке были веротерпимость и отсутствие миссионерства как целенаправленной государственной деятельности. Формальное крещение немногочисленной части населения имело практические цели и производилось при верстании аборигенов в число служилых людей, женщин при заключении браков с русскими служилыми людьми и переселенцами. Стимулом к принятию православия также служили материальные и фискальные льготы, которые предоставлялись принимающим крещение.

В XVIII – середине XIX веков обращение в христианство коренных народов Сибири стала важной частью внутренней политики государства и церкви. Миссионерская деятельность в Приенисейской Сибири активизировалась во второй половине XIX века: в 1871 году был основан Енисейский епархиальный комитет Православного миссионерского общества. На добровольные пожертвования членов общества содержались миссионерские приходы губернии, строились церковно-приходские школы и училища для инородцев, содержались миссионерские храмы, печатались учебники и богослужебная литература. Миссионеры вели большую общественную работу, включавшую ремонт и восстановление церквей, открытие школ и училищ, благотворительность, медицинскую помощь, а также переводческую деятельность [4].

Начало XX века стало временем религиозной и социально-национальной деморализации населения страны. Православное духовенство противостояло атеистическим, антицерковным, социалистическим, космополитическим идеям, распространявшимся в обществе. Церковь старалась стать оплотом общественной и гражданской морали, утверждавшей консервативные ценности. Участие в политической жизни страны ставило перед церковью как общественным институтом задачу недопущения отделения церкви от государства, ухудшения материального положения церкви, ослабления ее влияния на паству.

Главными направлениями деятельности Русской Православной церкви на территории юга Приенисейской Сибири в годы Первой мировой войны были содействие Красному Кресту, сбор пожертвований на нужды армии, раненных и беженцев, поддержка Обществ трезвости, распространение и благоустройство церковного образования, духовное окормление населения. К 1917 году в Енисейской губернии действовало порядка 600 церквей, часовен и молитвенных домов, работали благотворительные, просветительские, миссионерские учреждения, братства и общества, действовали воскресные школы, организовывались церковно-хозяйственные предприятия. Енисейская епархия включала в себя более 300 приходов, пять монастырей, скит и три женских монашеских обители.

Государственная власть и Русская православная церковь стали мощными факторами создания в регионе полностью автономных общин различных конфессий во главе со старостой и общинным советом. Значительную устойчивость демонстрировали старообрядческие сообщества: жизнь прихода поддерживалась порой без духовного лица, а религиозно-нравственные нормы повседневной жизни сохранялись благодаря изоляционизму. Деятельность неправославных религиозных организаций в Енисейской губернии не ограничивалась собственно отправлением религиозных потребностей. Вокруг  конфессиональных институтов концентрировалась вся жизнь верующих. Под эгидой общины и в целях сохранения этнонациональных традиций проводились культурные, просветительские, благотворительные, общественно-политические мероприятия. Исповедание определенными этническими общностями одной и той же веры способствовало единению общества по национальному признаку (евреи, мусульмане).

Декрет Совнаркома об отделении церкви от государства и школы от церкви положил начало целенаправленной борьбе с церковью. К лету 1918 года большинство учреждений и хозяйственных предприятий Русской православной церкви было закрыто, церковные и монастырские земли были конфискованы в пользу государства. Многие православные священники пали жертвой «красного террора». В 1922 году на территории Енисейской епархии прошла масштабная кампания по изъятию церковных ценностей на нужды голодающих. Несмотря на протесты духовенства и прихожан, имущество церквей было изъято и разграблено, богослужения и общественная деятельность православных общин были прекращены. В 1930-е годы антирелигиозная кампания в Енисейской губернии усилилась и к концу десятилетия привела к закрытию почти всех храмов на территории Красноярского края, прекращению церковной жизни, многочисленным арестам представителей духовенства. В 1920-1950 гг. Енисейская губерния (в 1934 году в ее границах был образован Красноярский край) стала местом ссылки и заключения российского священства [2, с.12].

В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. государственная политика по отношению к православной церкви изменилась. В 1943 году ненадолго восстанавливается самостоятельная Красноярская епархия, к 1945 году открыты 6 церквей в Красноярске, Абакане, Минусинске, Сухобузимском и Новоселовском районах. В 1950 году в крае действовало уже 18 церквей.

Действия государственных органов в сфере конфессиональной политики в 1944–1945 гг. характеризовались попытками пресечения деятельности духовенства, арестами и ссылками. В отношении верующих применялись меры принуждения, временные аресты, обыски и изъятия богослужебных книг. В 1949 году духовенству и верующим Красноярска было запрещено проведение традиционного крестного хода, закрыто несколько церквей. В 1952 г. был усилен контроль за деятельностью религиозных организаций, недопущением нелегальных собраний верующих для совершения религиозных обрядов, развернута борьба с деятельностью незарегистрированных (нелегальных) служителей религиозных культов.

К началу 90-х гг. XX века в Красноярском крае действовало менее 15 храмов. Современный этап и возрождение церковной жизни начался в 1990 году после возрождения Красноярской епархии. За два последующих десятилетия на территории Красноярского края восстановлено и построено порядка 210 храмов и часовен, в том числе при больницах и учреждениях системы исполнения наказаний, открыты 6 монастырей, воскресные школы, православные гимназии и прогимназии, богословские курсы, православные общественные организации, библиотеки и центры православной культуры, духовные хоры, при епархии работают паломническая служба, пресс-служба, издательский центр [3, с.37].

 

Список литературы:

  1. Асочакова В.Н. Эволюция сословно-классовой структуры населения Хакасско-Минусинского края в контексте политики христианизации (XVIII в. – начало 60-х гг. XIX в.) // Вестник Томского государственного педагогического университета. – Томск, 2010. – № 9. – С. 5–11.;
  2. Доброновская А.П. Религиозная жизнь населения Приенисейского региона на переломе эпох (1905-1929 гг.): автореф. дисс. канд. ист. наук (на правах рукописи). – Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2007. – 24 с. 
  3.  Малашин Г.В. Красноярская (Енисейская) епархия РПЦ: 1861-2011 гг – Красноярск, ООО Издательский дом «Восточная Сибирь», 2011. – 480 с.;
  4. Полханова О.А. Документы КГКУ «ГАКК» о миссионерской деятельности православной церкви в Енисейской губернии (конец XIX – начало XX вв.) [Электронный ресурс] // Архивы красноярского края. –  Режим доступа: http://красноярские-архивы.рф/gosudarstvennyi-arkh/users/articles/240 (дата обращения: 12.05.2019).

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.