Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 39(83)
Рубрика журнала: Культурология
Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6, скачать журнал часть 7
СИМВОЛИКА СВЕТА В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
Символ определяется как выделенное качество предмета или явления, условное значение которого перенесено и воспринимается в иной форме, но имеет обобщенный смысл в совокупности своих признаков. Система таких явлений с их смыслом и признаками составляют символику.
Символика складывается из множества преломлённых через призму индивидуальных сознаний образов явления, затрагивающего и волнующего своей непознаваемостью. Обычно ко времени познания явления о нём создается цельное представление как о самостоятельном от реального, и впоследствии оно рассматривается отдельным аспектом, мало связанным с материальным его обоснованием.
Ко времени формирования знания о природе света и его практического использования уже сложилась отдельная картина, представляющая символику света в сознании людей. Она отразилась в творческом проявлении «мастеров пера и кисти».
По Топорову Л. В., свет как символ в обобщённом смысле относится ко всему, носящему характер сияния, этим является солнце и звезды, луна и др.. При этом наблюдается, что существует перенесение света как символа и на такие аспекты, как истинность, праведность, святость, мудрость.
Символика света сложилась в религиозных толкованиях, представляющих свет как путь к очищению, истине, самосовершенствованию. На основе Вифлеемской звезды свет явился главенствующим символом, несущим жизнеутверждающее начало в смысле противостояния тьме.
Русская литература использовала существующее представление о свете и выработала собственную символику данного образа, что позволило раскрыть весь спектр составляющих света через мировоззрение авторов произведений и эмоциональное восприятие читателей.
«Русская» символика света сформировалась в творчестве классиков при чём важно отметить, что при творческом своеобразии каждого автора существует единое понимание света как целостного духовного явления.
Сказки А. С. Пушкина составляют световую символику, которая выражает свет в оттенках белого и золотого цвета. Золотым цветом Пушкин показывает явление чуда и волшебства («золотая рыбка»), используя символ такого сияния для создания атмосферы теплоты. Белым цветом писатель формирует понятие о нравственности и чистоте («лебедь белая»).
Прозаические произведения проявляют свет в белом и противоположных оттенках желтого цвета. Белый свет также служит чистоте и непорочности («Метель»), а жёлтый- это одновременно и символ болезненности и увядания, смерти, и свет солнца, «спасающий от тьмы».
Поэзия Пушкина намеренна лишена цветов света, для создания наибольшей смысловой нагрузки. Автор не просто передает атмосферу, а формирует свет как не статичное явление, вызывающее настроение стремления, движения [1, с. 123].
Творчество Ф. М. Достоевского передает глубокий психологизм с помощью символики цвета. При чём оттенки световой символики несут иное значение света, нежели у Пушкина. Белый цвет показывает незначимость, бесполезность, а жёлтый становится только угнетающим цветом психического напряжения [2, с. 3].
В произведениях Л. Н. Толстого символика света «рисует» психологический портрет героев. Цветовая гамма отличается разнообразием, свет выражен белым, желтым, мраморным и жемчужными цветами. Светом автор наделяет одеяние героев, создавая полноту образа [3, с. 157].
Интересна символика света в творчестве А. П. Чехова. Традиционно свет выражен белым цветом и несёт смысл чистоты молодости и детства, а также жизненной силы. Однако, часто белый цвет описывается в тесной связи с темными оттенками, и этот приём контраста автор использует для сгущения света [4].
Световая символика в творениях Н. В. Гоголя носит неординарный характер. Всё движение жизни происходит в цветах ночи и несёт нагрузку таинственности. Но такое движение возможно лишь в свете луны и звёзд. Лунный свет преображает небо и землю, оживляет, пробуждает дыхание. Этот свет сакрального библейского характера, он изгоняет тьму, неся в себе частицу своего «Создателя».
Лунный свет присутствует и у М. А. Булгакова. Важно отметить, что традиционные оттенки теплого солнечного света здесь символы упадка цивилизации, её близкого конца. Темный, тусклый свет луны является для писателя отражением покоя и умиротворения в другом мире.
И. С. Тургенев использовал световую символику для оживления одухотворённого пейзажа. Светлый и темный оттенки служат символом выбора жизненного пути героев.
Свет для В. Набокова связь чувства времени и окружающего мира. Он считает, что каждый человек, приходя в этот мир, обретает связь с земной жизнью с помощью света.
Разная интерпретация авторами символики света показывает её всесторонность и многогранность. А основой остаётся идея о свете как о возвышенном, чистом явлении, выражаемого светлыми тонами и подчёркиваемого темными оттенками.
Список литературы:
- Пушкин. Жизнь и творчество / Е. А. Маймин; [отв. ред. Д. С. Лихачев]; Акад. наук СССР. - Москва: Наука, 1982. -209 с.
- 2.Каленокав О.В. Цветовая гамма в «Преступлении и наказании» Ф.М. Достоевского // Русская речь. 1982. -12с.
- Собрание сочинений в 12-ти томах. Том 3. Война и мир: Т. 1. / М.,-Изд. Правда. -520 с.
- Изучение творчества А.П. Чехова [электронный ресурс]. Режим доступа: www.gcro.ru/index.php/rusresources/1191-chehov
- Исследовательская работа "Символика лунного света в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" [электронный ресурс]. Режим доступа: https://infourok.ru/issledovatelskaya-rabota-po-literature-simvolika-lunnogo-sveta-v-romane-ma-bulgakova-master-i-margarita-2918108.html
Оставить комментарий