Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 37(81)
Рубрика журнала: Философия
Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5
ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ В ТРУДАХ МЫСЛИТЕЛЕЙ XVIII–XX ВЕКОВ
В трудах ученых прошлых столетий часто встречаются размышления о происхождении и месте благотворительности в обществе. Одни придают значение моральному аспекту и считают благотворительность необходимой для формирования личности, другие видят в ней тормоз общественного развития, третьи – рассматривают как необходимое дополнение деятельности государства в социальной сфере.
Становление благотворительности как осмысленной нравственной деятельности, отличной от традиции взаимопомощи, существовавшей с незапамятных времен, происходило благодаря религии (в большинстве конфессий). Такую форму ведения благотворительности принято считать традиционной. Церковь являлась основным институтом благотворительной деятельности на этом этапе. Позже с усложнением социальных проблем к ней прибавились светские учреждения, имевшие как частное, так и государственное происхождение. Повышение значимости благотворительности как экономического явления и историческое изменение ее роли и места в обществе заставляло экономистов и философов размышлять на эту тему, акцентируя те или иные ее аспекты.
Благотворительность в большинстве произведений, написанных до XVIII века включительно, рассматривалась с нравственной точки зрения. Примером могут служить идеи, высказанные в работах по этике благотворительности Энтони Эшли Купера, лорда Шефтсбери (1671–1713) «Характеристики людей, нравов, мнений, времен» и Френсиса Хатчесона 73 (1694–1746) «Исследование о происхождении наших идей красоты и добродетели». Философы придерживаются мнения о том, что благотворительность есть проявление любви к ближнему, к обществу в целом, отрицают ее связь с эгоистическими целями и считают ее проявлением милосердия и сочувствия. А. Смит (1723–1790) также развивал идею о нравственном происхождении благотворительности, однако, не считал способность к ней врожденной, в отличии от предшественников, а видел в ней проявление симпатии к конкретному человеку. Чувство справедливости рождало общественную симпатию, что позволяло развивать благотворительность в большем масштабе. Граждане проникались сочувствием и любовью к людям, оказавшимся в худшем положении, испытывавшим нужду, и благотворительность в обществе процветала. В противном же случае, государство ждало нравственное, а впоследствии и политическое разрушение как общественного объединения с отсутствующей консолидирующей основой [8, с. 189; 192; 193; 7, с. 185; 3, с. 37; 94; 101]
Не во всех трудах указанного периода благотворительность изучалась исключительно с духовной стороны. Так, в «Книге о скудости и богатстве» русского меркантилиста И.Т. Посошкова (1652–1726), нищие и заключенные рассматриваются как потенциальный источник доходов государства. Предлагается использовать нарушителей закона на тяжелых работах, несудимых – на государственной службе, беспризорных детей обучать работе. Такой подход позволял не только обеспечить людям занятость в обществе, но и уберечь многих от преступной деятельности, которая процветала среди городских нищих и брошенных детей [2, с. 46]
Впоследствии рассмотрение социального и экономического аспекта благотворительности все чаще встречалось в работах ученых и просветителей. Так, Г. Шмоллер (1838–1917) прямо указывал на особую роль благотворительности в народном хозяйстве как деятельности, сглаживающей агрессивную рыночную среду. По мнению автора, экономическое развитие немыслимо без сотрудничества государства и бизнеса в социальной сфере. Он связывал источник нищеты в распаде общины, усилении классовых противоречий и маргинализации общества. При этом Шмоллер – сторонник создания государственной системы социального обеспечения, так как при масштабе проблем индивидам их решать значительно сложнее, чем государству [5, с. 5].
Сергей Николаевич Булгаков (1871–1944), представитель христианского социализма, среди причин бедности крестьянских хозяйств особо выделял проблему перераспределения благ в условии избытка рабочих рук, которая в докапиталистических обществах 74 практически не встречалась. Решение экономист видел в совершенствовании способов производства, которые бы позволили использовать избыточные трудовые ресурсы и повысить «емкость» территорий [1, с. 220; 221; 239].
Рассмотренные работы позволяют проследить эволюцию воззрений на благотворительность от духовно-нравственного явления до социально-экономического. Переломный момент связывается с развитием капиталистических отношений, усилением классовой борьбы, распадом общины и обострением социальных проблем.
Дальнейшее развитие благотворительности связано с повышением общественной сознательности индивидов. В основе этого развития – общественный диалог государства и частных компаний с обществом. Исследованию такого типа взаимодействий посвятил работы Ю. Хабермас. В них он вывел понятие «коммуникативного действия», которое означало скоординированную деятельность участников обсуждения в направлении выработки общих ценностей и достижения общей цели. Такое взаимодействие повышает общественную солидарность, сплоченность, эффективность предпринимаемых шагов. В «Теории коммуникативного действия» раскрывается значение социальной деятельности государства и бизнеса для собственного успешного функционирования. Только принимая во внимание социальный фактор можно рассчитывать на одобрение общественности и ее поддержку [7, с. 302–303; 6].
Данная концепция является превалирующей на современном этапе развития благотворительности в странах Запада и США. Она стала актуальна во второй половине XX века при переходе к постиндустриальному обществу и позволяет учитывать потребности развития в этот период. Отличительной чертой благотворительной деятельности является организованность. Она ведется через специальные фонды, способные направлять большое количество собранных пожертвований на социальные преобразования. Именно в этот период сформировалось межсекторное сотрудничество государства, бизнеса и общества в современном виде, появился термин «устойчивое развитие», ставший особо актуальным уже в XXI веке.
Таким образом, осмысление понятия «благотворительность», которое происходило в течение столетий, происходило в контексте общественного развития и отражало его основные потребности. Функция нравственной стабилизации благотворительности эволюционировала до функции социально-экономической устойчивости, впрочем, не потеряла нравственного аспекта, но существенно 75 дополнила его. Из частной, глубоко личной деятельности благотворительность стала инструментом создания социально-ориентированной экономики. Ее роль в западных странах в XXI веке неуклонно повышается, поскольку развитие человеческого капитала и инновационное развитие невозможно без учета социального фактора, но и груз социальных проблем также растет в этот период, что определяет дальнейшее углубление общественного диалога между всеми экономическими агентами в государстве.
Список литературы:
- Булгаков С.Н. Капитализм и земледелие. Том 2. – Спб.: Типография и литография В.А. Тиханова, 1900. – 464 с.
- Посошков И.Т. О скудости и богатстве и некоторые более мелкие сочинения. – М.: Н.Н. Клочков, 1911. – 133 с.
- Смит А. Теория нравственных чувств. – М.: Республика, 1997. – 351 с.
- Хатчесон Ф. и др. Эстетика. – М.: Искусство. – 1973. – С. 41–300.
- Шмоллер Г. Происхождение, сущность и значение современной благотворительности: [Реф., чит. в Берлин. акад. наук] / Пер. с нем. А.А. Малинин. – М.: типография А.В. Васильева, 1903. – 24 с.
Оставить комментарий