Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 36(80)

Рубрика журнала: Искусствоведение

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3

Библиографическое описание:
Исакова А.Д. ПОНЯТИЕ «ИЛЛЮСТРАЦИЯ» И СРЕДСТВА СОЗДАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА В ИЛЛЮСТРАТИВНОЙ ГРАФИКЕ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2019. № 36(80). URL: https://sibac.info/journal/student/80/157146 (дата обращения: 20.11.2024).

ПОНЯТИЕ «ИЛЛЮСТРАЦИЯ» И СРЕДСТВА СОЗДАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА В ИЛЛЮСТРАТИВНОЙ ГРАФИКЕ

Исакова Анастасия Дмитриевна

cтудент, Новосибирский государственный педагогический университет,

РФ, г. Новосибирск

Понятие «иллюстрация» известно со времен Средневековья, но по-прежнему вызывает споры. Назначение, основные принципы – то, что иллюстрация есть зрительное толкование текста, - порождает несогласие. Имеет ли право художник давать свою интерпретацию литературного текста, конкретизировать и дополнять в своих рисунках самостоятельные произведения писателей и поэтов? Какое место занимает иллюстрация в книге?

Иллюстрация - многогранное понятие. В большинстве словарей иллюстрация:

  1. Изображение, сопровождающее, дополняющее и наглядно разъясняющее текст.
  2. Область изобразительного искусства, связанная с изобразительным истолкованием литературного и научного произведения.
  3. Поясняющий пример.

С позиции издательского дела иллюстрация рассматривается как графическое изображение, помещенное на страницах или листах, включенных в пагинацию или фолиацию документа [1]. Подход к иллюстрации с позиции философии определяет ее как универсальный интерпретирующий метод, в основе которого лежит визуальное пояснение текста, образное раскрытие литературного текста с помощью изображения. При этом иллюстрация является выражением образа текста, а, следовательно, и образом самого языка.

Безусловно, у каждого мастера существуют свои «секреты» создания художественного образа, но основа основ – это композиция. Композиция – единство формы и содержания, которого должен добиться художник-иллюстратор, если желает не просто снабдить книгу «изобразительным содержанием», а создать произведение искусства, добиться синтеза слова и изображения. Правильно выстроенная композиция, яркий идейный замысел, содержащий глубокую мысль – составляющие художественного образа. Творческий процесс в иллюстративной графике сложен и многогранен. Прежде всего художнику необходимо выбрать такого автора и такое произведение, которые особенно близки ему по духу, замыслу, характеру творчества и позволят в полной мере показать свои умения. Начало работы над иллюстрацией предполагает вдумчивое прочтение литературного произведения, определение основных сюжетных линий, идей, главной мысли. На данном этапе формируется замысел: выбор сюжета из книги, который будет в дальнейшем разрабатываться. Далее художнику предстоит тщательное изучение эпохи, стиля искусства того времени, типов людей, одежды, обстановки и так далее [6]. Первая проблема на пути создания художественного произведения связана с выбором техники и средств.

Традиционно в иллюстративной графике используются техники гравюры на дереве (ксилография), на меди, литографии, линогравюры и др. В чем заключается ценность гравюры применительно к книге? Исторически эти два вида искусства неразрывно связаны, и именно появление гравюры способствовало становлению массовой иллюстрированной книги [5]. Это обусловлено не только тем фактом, что создание гравюры включало в себя и создание печатной формы, позволяющей создавать художественные произведения во множестве экземпляров, но и обладание большей оперативностью, по сравнению с другими графическими техниками.

В искусстве графики выделяют три вида печати: высокая или выпуклая, где изображение отпечатывается с выступающих участков печатной формы (например, в линогравюре и ксилографии); глубокая печать, где изображение оттискивается на бумагу из углубленных мест печатной формы (офорт); плоская печать, где изображение печатается с ровной поверхности печатной формы (например, в литографии). Важное преимущество эстампа – возможность создания ни одного, а множества оттисков (тираж эстампа). При этом, автор при каждом новом оттиске может внести поправки: изменить качество краски, усилить или ослабить интенсивность тона и так далее [6].

Основные средства создания художественного образа в книжной графике, в частности, гравюре – точка, линия, пятно – обладают своими изобразительными и выразительными возможностями.

Точка, как элемент композиции, имеет следующие параметры: размер, форма, тон, фактура. За счет размещения на плоскости разных по размеру элементов создается иллюзия пространства, глубины. Также глубину пространства можно передать, изменяя светлоту, насыщенность и расстояние между точками.

Линия в рисунке берется для обозначения границ изображаемого объекта, выявления его объема и пластики. Каждый тип линии несет свою эмоциональную окраску. Например, волнообразная линия, благодаря округлой, плавной пластике, дает изображению мягкость, лиричность, а спиралевидная форма линии создает ощущение движения [4]. Большую ценность для графики представляет группа взаимодействующих линий – штрих. Он необходим для передачи тональных отношений, объема и глубины, эмоционального состояния. Как утверждает Н. П. Бесчастнов, штрих – самостоятельное, «убедительное» средство, имеющее свои неповторимые «возможности выражения» [4]. Штрихи могут быть разной пластики: длинные и короткие, положенные по поверхности формы и поперек, и так далее. Множество пересекающихся штрихов образуют графическое тоновое пятно. Форма пятна несет определенную смысловую нагрузку и способно активно воздействовать на зрителя. Так, пятно, приближенное по форме к квадрату, придает изображению устойчивость, некоторую стабильность. Треугольная форма тяготеет к движению, наравне с кругом.

Вышерассмотренные изобразительные элементы – это так называемые формальные средства графической композиции. Более детального рассмотрения требуют средства, необходимые художнику-иллюстратору для передачи характера персонажа литературного произведения:

  1. Пластическая анатомия. Зная особенности строения тела и лица человека, внешнего проявления эмоций, можно охарактеризовать героя с помощью языка мимики и жестов. Также необходимо знать закономерности расположения складок одежды на человеческом теле.
  2. Перспектива. В создании художественного образа иллюстрации важную роль играет расположение горизонта [7].
  3. Взаимодействие персонажа со средой. Не только внешний вид характеризует героя, но и его окружение – интерьер, различные предметы, натюрморт, пейзаж. 

Образ персонажа или события также могут характеризовать некоторые сопоставления, основанные на особенностях восприятия. Например, контраст белого и черного подчеркивает противоречивость личности, «ершистый» характер можно передать с помощью резких, пересекающихся под углом штрихов [7].

Следующая задача, которую необходимо решить художнику, - это найти связь между композицией иллюстрации и литературным источником. Процесс создания пластических образов на литературной основе не может сводиться лишь к составлению изобразительного ряда, показывающего внешний ход событий, необходимо ответить не только на сюжет, но и на стиль произведения. Отсюда вытекает главный композиционный принцип – единство формы и содержания, то есть художник-иллюстратор должен обнаружить закон связи между явлениями в романе, поэме, повести и на этой почве формировать свой подход к иллюстрированию книги. Данным принципом необходимо руководствоваться и при выборе тем для иллюстраций. Например, волшебные сюжеты наиболее характерны для сказки, нежели «бытовые» сцены, которые в ней тоже присутствуют. Если иллюстрируют приключенческий роман, то внимание стоит уделить сценам приключений, а не пейзажам или портретам героев. Небольшой рассказ может охватывать жизнь нескольких поколений, следовательно, стоит отдать предпочтение многофигурным композициям. Также в иллюстрации должна отражаться мировоззренческая сторона литературного произведения, что углубляет и расширяет его художественное звучание, эстетически воздействуя на зрителя. Фаворский писал: «…если мы не сможем учесть в самой композиции мировоззренческого момента, то все наши разговоры о единстве формы и содержания явятся чисто «формальными» разговорами» [8, с. 218].

Важную роль в книжной графике играет закон контрастов. Кроме изобразительных контрастов (светлое – темное), в иллюстрации должны найти отражение смысловые контрасты, заложенные в литературном тексте. Контрасты персонажей (добрый – злой, ленивый – трудолюбивый), предметов, пейзажа (радостный – унылый), интерьера (интерьер прожигателя жизни и интерьер скромного рабочего) – все это богатство художник стремится передать, используя доступные ему художественно-выразительные средства (освещение, мимика и пластика, нагрузка тоном, фактура). Смысловые и изобразительные контрасты напрямую связаны с равновесием относительно композиционных осей, и с выделением композиционного центра. Иллюстратор книги должен следовать ритму текста. Здесь немаловажную роль играет формат иллюстраций и их расположение внутри издания. Полосные иллюстрации заставляют читателя остановиться, задуматься, поэтому они больше подходят для кульминационных моментов произведения. Полуполосные и оборочные иллюстрации используются в изданиях более легкого жанра, для изображения не очень значительных сцен или портретных образов персонажей. Соотношение размеров отдельных иллюстраций прочитывается как пропорциональное их значению [3].

Таким образом, иллюстрируя литературное произведение, художник, в первую, очередь должен стремиться передать его образный строй. Отношение художника-иллюстратора к прочитанному определяет его индивидуальный творческий метод. На этой основе и строится современный подход к изобразительной интерпретации текста.

 

Список литературы:

  1. Бородина С. Д., Еманова Ю. Г., Яо М. К. Иллюстрация как средство достижения релевантности текста: межотраслевой подход // Культурология. Филология и культура. – 2013. – №4 [Электронный ресурс]. URL: https: //cyberleninka.ru/article/v/illyustratsiya-kak-sredstvo-dostizheniya-relevantnosti-teksta-mezhotraslevoy-podhod (дата обращения: 10.10.2019).
  2. Герчук Ю. Я. Художественные миры книги / Ю. Я. Герчук. – Москва: Книга, 1989. – 239 с.
  3. Герчук Ю. Я. Художественная структура книги / Ю. Герчук. – Москва: Книга, 1984. – 207 с.
  4. Желондиевская Л. В. Формальные изобразительные средства графической композиции // Вестник Оренбургского государственного университета. Архитектура и дизайн. Теория и практика. – 2007. – №76 [Электронный ресурс]. URL:https://cyberleninka.ru/article/v/formalnye-izobrazitelnye-sredstva-graficheskoy-kompozitsii (дата обращения: 12.10.2019).
  5. Ермакова М.Е. Искусство книги и гравюра в художественной культуре / сост. М. Е. Ермакова; Рос. гос. б-ка. – Москва: Пашков дом, 2014. – 351 с.
  6. Звонцов В. М. Основы понимания графики / В. М. Звонцов. – Москва: Академия художеств СССР, 1963. – 72 с.
  7. Макарова К. В. Связь композиции иллюстрации с литературным источником // Преподаватель XXI века. – 2010. – №4 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/svyaz-kompozitsii-illyustratsii-s-literaturnym-istochnikom (дата обращения: 13.10.2019).
  8. Суздалев П. К. Врубель и Лермонтов / П. К. Суздалев. – Москва: Изобразительное искусство, 1980. – 240 с.

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.