Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 36(80)

Рубрика журнала: История

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3

Библиографическое описание:
Конева Д.В. ФРАНКО – РУССКИЕ ОТНОШЕНИЯ В 1891-93 ГОДЫ В ОЦЕНКЕ ГАЗЕТЫ «НОВОЕ ВРЕМЯ» // Студенческий: электрон. научн. журн. 2019. № 36(80). URL: https://sibac.info/journal/student/80/157072 (дата обращения: 29.03.2024).

ФРАНКО – РУССКИЕ ОТНОШЕНИЯ В 1891-93 ГОДЫ В ОЦЕНКЕ ГАЗЕТЫ «НОВОЕ ВРЕМЯ»

Конева Диана Васильевна

магистрант, факультет истории и социальных наук, Ленинградского государственного университета имени Александра Сергеевича Пушкина,

РФ, г. Санкт – Петербург

«Новое время» – петербургская общественно – политическая газета, издававшаяся с 1868 по 1917 год.  Одна из крупнейших и финансово успешных частных газет, «изначально имела либеральную направленность, однако начиная с конца 1870 – х годов, стала оплотом консерватизма» [1, с. 41].

«Новое время» – так же один из центров общественной и политической жизни, поскольку, во – первых, данная газета имела весьма большой тираж (35 тыс. экземпляров в 1889 году) и широкий ареал распространения, то есть она имела свою стабильную читательскую аудиторию, а во – вторых редакция газеты имела весьма широкие связи как в правительственных кругах, так и в среде интеллигенции. В газете регулярно печатались статьи и заметки, которые затрагивали все сферы жизни общества: политическую, экономическую, социальную и культурную. B – третьих, именно «Новое время» было одним из изданий, получившим доверие правительства и допущенным им до массового читателя: «…В 1892 году Министерство народного просвещения опубликовало «Список периодических изданий, допущенных к обращению в бесплатных народных читальнях», в котором значилось всего 69 наименований исключительно столичной периодики. Было допущено лишь 10 газет и 3 журнала общелитературного характера. Среди   «избранных»   оказались:  две  газеты  Мещерского – «Гражданин» и «Воскресенье», «Московские ведомости», «Московский листок», «Свет», «Новое время», «Биржевые ведомости», «Родина», «День» и «Вестник литературный, политический и художественный». Подавляющее большинство перечисленных изданий были консервативного, монархического характера [3, с. 269]. 

Несмотря на обширную влиятельность и финансовую успешность, «Новое время»  – частая мишень для нападок и критики, поскольку ее главный редактор – Алексей Сергеевич Суворин имел противоречивую репутацию: «Суворин, который был всегда и есть изрядный скот и мой враг и которого я терпеть не могу, и не имею с ним никакого дела. Но когда мне надо, чтобы масса русской публики, только и знающая, что «Новое время», прочла бы то-то и то-то, – я смело иду к Суворину…»[2, c. 25]. Такую необычную оценку Суворину дал художественный и музыкальный критик и историк искусства Владимир Васильевич Стасов, что только подтверждает бесспорное влияние «Нового времени» на  сознание не только простого читателя, обывателя, но и на сознание интеллигентных кругов. Этим и объясняется то повышенное внимание, которое уделяется данному печатному изданию в научной статье. Алексей Сергеевич Суворин в своей газете пристальное внимание уделял внешней политике. Она представлена в разделах «Внешние известия», «Среди газет и журналов» и в материалах передовых статей.

Взаимоотношения России и Франции – важная веха во внешней политике не только данных стран, но и всей Европы второй половины XIX века, поэтому это явление находится под пристальным вниманием рассматриваемого печатного издания.

Общеизвестно, что пик развития франко – русских отношений приходится именно на начало 1890-х гг, когда в 1891 и 1893 гг. были заключены официальные договоры и страны пришли к конкретному соглашению.

В связи с этим рассмотрим материалы газеты именно за этот период. Как и всякая другая российская газета данной эпохи, «Новое время» обеспокоено  возможной перспективой общеевропейской войны: «Мир Европы остается обеспеченным всюду преобладающею решимостью избегать самым тщательным образом всего, что может его нарушить. Это всеобщее нежелание войны, конечно, еще не может считаться вполне удовлетворительной развязкой … Ни один из спорных вопросов, создавших это положение, не решен окончательно и в сущности взаимные отношения великих европейских держав вовсе не изменились» [3, 1891, № 5453, с. 1]. Также «Новое время» воспринимает Германию, Австро-Венгрию, Италию как главных агрессоров, нарушителей общеевропейского порядка и возможных противников в вероятной войне: «Тройственный союз Германии, Австро-Венгрии и Италии по-прежнему остается угрозой, обращенной одновременно в сторону Франции и в сторону России, вынуждая обе эти державы деятельно продолжать свои заботы об их постоянной боевой готовности» [3, там же]. Очевиден миротворческий и миролюбивый настрой издания в целом, подчеркивается стремление России вести не разрушающую, а созидательную политику: «Из всех европейских государств отечество наше отличается ныне именно тем миролюбием, которое вовсе не навязано ему внутренними  обстоятельствами. В России желают мира просто потому, что в мире видят величайшее из благ как для русского народа, так и вообще для человечества, а не потому, что война может помешать нашему правительству успешно разрешить тот или другой важный внутренний вопрос…» [3, там же].

Крайне примечательна оценка газеты официального визита французской эскадры Кронштадта в 1891 году. Более того, издание ссылается и на зарубежную печать, показывая мнение европейской прессы относительно данного события. Более пристальное внимание уделено французской печати: «По мере того, как приближается торжественный момент встречи французской эскадры в русских водах, парижская печать все с большею определенностью и настойчивостью ратует за заключение формального союза между Россией и Францией. Поль-де-Кассаньяк в «Autorite» говорит: «Общественное мнение Франции ждет не дождется известия о приходе французского флота в русские воды. Мы ликуем при виде приготовлений к торжественной встрече наших моряков. Спору нет: взаимные симпатии, общность интересов, общие враги – могучие узы, способные образовать между обеими нациями настоящий союз. Не следует упускать из виду, что члены Тройственного союза приложат неимоверные усилия к тому, чтобы расторгнуть наши связи с Россией и вот почему я думаю, что добрый и формальный союзный договор окажется наилучшею гарантией как для России, так и для Франции» [3, 1891, № 5511, c. 2].

Вне сомнения то, что русская печать полна подобных настроений: «Россия в своей столице сумеет достойно встретить французов и достойно отблагодарить их за неизменную, совершенно братскую приветливость и почет, с которыми встречают они у себя наших соотечественников. Июльская встреча закрепит наш союз лучше всяких письменных договоров и векселей: по векселям часто не платят, а договора иногда нарушают. Не для кровопролития и разорения создался этот еще никем не писанный союз – союз дружбы и взаимного доверия, а для мира и  процветания цивилизации» [3, 1891, № 5517, c. 3], «Две сильные эскадры под различными национальными флагами, явившееся в водах Финского залива, без всяких других целей, кроме заявления взаимных симпатий – явятся, однако же, внушительным олицетворением международной  политики России и Франции, политики вполне миролюбивой, чуждой всяких задних мыслей завоевательного или, даже, просто честолюбивого характера, но твердо решившейся сохранять свою полную самостоятельность, не подчиняясь расчетам тех дипломатических канцелярий, которым эта самостоятельность не нравится  как помеха к осуществлению их собственных политических планов…» [3, 1891, № 5518, с. 1].

Такое воодушевленное и радостное настроение сохраняется и в 1893 году, во время ответного визита русской эскадры французского города Тулона: «Прибытие нашей эскадры в Тулон, будучи прежде всего ответом на визит французской эскадры Жерве в Кронштадт, в то же время является доказательством дальнейшего развития и упрочения тех дружеских отношений между Россией и Францией,  о котором впервые заявил официально Европе прием, сделанный у нас французским морякам» [3, 1893, № 6324, с. 2].

Можно сделать вывод о том, что позиция газеты была абсолютно профранцузской, выступающая за укрепление франко-русских связей. Более того, неоднократно подчеркивалась необходимость и значимость данного союза, утверждалось, что союз России и Франции – достойный ответ на восстановленный Тройственный союз, который, по мнению издания, видел своей целью ущемление национальных интересов Франции и России и развязывание кровопролитной европейской войны. Таким образом, читая русские газеты, у читателей возникает в сознании положительный образ миротворцев – созидателей в лице России и Франции и негативный образ агрессоров – захватчиков в лице Германии и Австро-Венгрии.

Данное умозаключение ярко подтверждают некоторые эпитеты, характеризующую Францию: «дружественная страна», «искренность», «великий народ», «взаимное доверие», «дорогой гость», «общность интересов», «единодушие действий». Германия же, получает весьма нелицеприятные выражения в свой адрес: «недоброжелатель», «высокомерный тон», «угрожающее положение», «злорадство», «клевета», «политическая близорукость», «бессильная злоба».

Хоть «Новое время» в своей манере и более сдержанно дает характеристику другим странам, в отличие от изданий Каткова, но и оно дает ясно понять, что Франция – это, пожалуй, единственный реальный и перспективный партнер на общеевропейской арене конца XIX века.

В подтверждение данных суждений следует отметить, что в передовых статьях газеты за 1891 год Франция упоминается не менее 15 раз, а Германия – не более 10.

Общеизвестно, что русский император Александр III в истории получил прозвище «Миротворец», поскольку за 13 лет его правления Российская империя не участвовала ни в одном крупном вооруженном конфликте. Таким образом, император выступал за соблюдение национальных интересов страны, используя в первую очередь мирные средства. Неудивительно, что и вся периодическая печать любого толка, включая «Новое время», печатала статьи антивоенного, миротворческого характера.

 

Список литературы:

  1. Есин. Б.И.Русская дореволюционная газета. 1702 – 1917 гг.: краткий очерк.  – М.: Изд-во Московского ун-та, 1971. – 88 с.
  2. Дневник Алексея Сергеевича Суворина. – М.: Изд-во Независимая Газета, 2000. – 666 с.
  3. Новое время  / Осн. А.С.Суворин; Ред. Б.Суворин.  – 1868, 2 янв.  – 1917, 26 окт. (8 нояб.).  – СПб.: А.С.Суворин, 1868 – 1917 – 1891, 1893.
  4. Пругавин А.С. Запросы народа и обязанности интеллигенции в области просвещения и воспитания.   – Изд-е   2-е. –  СПб.: тип. И.Н. Скороходова, 1895.  – 547 с.

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.