Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 8(8)
Рубрика журнала: История
Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2
НОВЫЙ ВЗГЛЯД НА ГРАЖДАНСКУЮ ВОЙНУ В ИСПАНИИ 1936 - 1939ГГ
По мнению испанского историка и журналиста Пио Моа, Гражданская война 1936 - 1939 годов окутана огромным количеством мифов и фальсификаций [Moa P. 2003.].
Перед тем, как перейти непосредственно к описанию подходов Пио Моа к событиям того времени, стоит уделить внимание его личности.
Пио Моа является довольно значимой и в то же время противоречивой фигурой в испанской журналистике, он регулярно публикуется в таких издания как Libertad Digital, La Vanguardia и т.д. Так же регулярно Пио Моа удостаивается критикой, зачастую не совсем объективной, дело в том, что одной «верной» точки зрения по поводу Франко, «левых», других участников и гражданской войны в целом до сих пор не существует. Именно по этой причине множество негативных высказываний можно услышать в адрес журналиста, якобы он создает свои работы о гражданской войне и Франко исключительно с точки зрения пропаганды режима и идей диктатора. В это легко можно поверить, если бы не один очень интересный факт: большинство людей, которые критикуют Моа — противники франкизма и сторонники Республики. Существуют даже работы, полностью посвященные критике историка [Tapia Reig A. 2006]. Пио Моа использует в своих работах документы из архивов «Британского батальона интербригад» и других фракций или образований, участвующих в гражданской войне. Так же он довольно часто ссылается на других историков, изучающих La Guerra civil (что тоже вызывает немало нападок за отсутствие своего мнения), но все это может говорить только о достоверности приводимых им фактов и о том, что исследования в этой сфере активно им ведутся.
Чтобы действительно разобраться в этом множестве мнений стоит рассмотреть биографию Пио Моа.
Луис Пио Моа Родригес родился в 1948 году на северо-западе Испании в Галисии, городе Виго. В молодости Моа постоянно был участником каких-либо организаций или образований, связанных с Марксизмом, Маоизмом, например «Grupos de Resistencia Antifascista Primero de Octubre» (GRAPO), позже стал активистом Коммунистической партии Испании. После того, как Пио Моа был вовлечен в жестокий конфликт с государственной партией «Movimiento Nacional» был исключен из GRAPO в 1977 году [Tapia Reig A. 2006.].
После смерти Франко и перехода Испании к демократии Моа пересмотрел свои взгляды на политику Франко и начал в своих исследовательских работах высказывать критику «левых» и Республики в целом. Стоит заметить, что такое случается довольно редко, когда радикал, антифранкист, становится на сторону Франкизма, начиная реабилитировать режим и диктатора. Именно поэтому не стоит сомневаться в работах данного исследователя и в его цели, донести правду о Франко, его правлении и о гражданской войне.
Данный вооруженный конфликт проходил между силами Республики и националистов под предводительством Франсиско Франко, то есть левых и правых сил, и носил идеологический характер. Данный конфликт вырос из разряда локальных конфликтов по причине вмешательства многих европейских держав, таких как СССР, США, Италия, Англия, Франция и Германия, что логично в преддверии Второй мировой войны [Moa P. 2003.].
Первым, что в большинстве случаев вспоминают, услышав о гражданской войне в Испании это - «Над всей Испанией безоблачное небо», фраза, которая была произнесена на радио, якобы послужившая сигналом к началу восстания. Как это ни печально для романтизма, но этот факт — всего лишь красивая легенда, хотя с абсолютной уверенностью говорить, что этих слов никто не произносил, историки не берутся. На самом деле призывом к наступлению были совершенно другие слова, а именно: один из лидеров заговорщиков, генерал Эмилио Мола разослал своим верным соратникам телеграмму, которая гласила: «Семнадцатого в семнадцать. Директор» [Moa P. 2003.] .
Многие историки (Стэнли Пэйн [Payne S. 2008], Альберто Рейг Тапиа [Tapia Reig A. 2006.] и др.) выделяют несколько основных причин мятежа. Несомненно, истинные причины можно найти в далеком XIX веке, когда страну поразил династический кризис и произошло несколько гражданских войн за престолонаследие, которые получили название «Карлистские войны», о которых стоит рассказать подробнее.
Карлистские войны, коих было три в период (1833—1876) происходили внутри самой Испании. Данные конфликты были порождены, как было сказано выше, спором о порядке престолонаследия. Данные войны нельзя назвать гражданскими, поскольку конфликты основывались на«традиционных для испанской истории идейно - ценностных дихотомиях, чем являлись собственно внутри - гражданским конфликтом: Традиция vs Инновация, Католицизм vs Просвещение, Испания vs Анти - Испания и т.д.» [Материалы предоставлены авторами: Василенко Ю. В., Филатов Г.А.].
Такое название войны получили из - за радикального контрреволюционного движения «карлистов», которые поддерживали права дона Карлоса (Карл V) на престол.
Говоря же непосредственно о предпосылках, можно сказать об анархистских настроениях в начале XX века, стоит упомянуть испанскую революцию, которая произошла весной 1931 года. Тогда на выборах народ высказал свое недоверие монархии и уже утром 14 апреля была провозглашена республика, а вечером король Испании Альфонсо XIII отрекся от престола [Moa P. 2003.]. Однако не все было так гладко. Временное правительство несколько раз вводило страну в политический кризис, все больше и больше накаляя обстановку внутри государства и спровоцировав создания ультраправой группировки под названием Испанская Фаланга. К парламентским выборам 1936 года в стране четко сформировалось два блока: «Народный фронт» в который входили коммунисты, социалисты и профсоюзы, и «Национальный фронт», в который входили аграрии, правые и монархисты [Moa P. 2003.].
В феврале 1936 года на выборах победила с небольшим перевесом партия Народный фронт. Новое правительство проводит реформы против землевладельцев, офицерства и духовенства. Сокращаются излишки земель у помещиков, значительно сокращается армия и церкви запрещается участвовать в образовании и политической жизни государства. После этих событий взять ситуацию под контроль решили военные, и во главе заговорщиков выступил генерал Эмилио Мола. За небольшое время ему удалось организовать силы заговорщиков и добиться финансовой помощи от церкви и промышленников, понесших убытки после победы на выборах Народного фронта. Пятого июля Мола публикует план восстания «Los objetivos, métodos y formas» («Цели, методы и пути») и назначает дату: 17 июля [Moa P. 2003].
Говоря о событиях, предшествующих гражданской войне, стоит рассмотреть биографию Франсиско Франко.
Франко родился в Испании, Эль - Ферроле в 1982 году. В семье Франко уже поколениями мужчины строили военную карьеру [Пожарская С.В. 2007]. Франко не был исключением, и после окончания школы поступил в пехотную академию в Толедо. Успешно продвигаясь по службе, он побывал в различных командировках, например, в Марокко, где доказал свои способности и отвагу, подавляя мятеж [Пожарская С.В. 2007].
В 1930, когда социальная и экономическая сферы Испании начали терять свою стабильность, присоединился к повстанцам. В период с 1930 - 1936 Франко уже был одной из главных фигур в борьбе против «левых».
Далее речь пойдет о спорных моментах в истории Гражданской войны и связанных с нею политических организаций. Один из способов отразить мистификацию тех событий: посмотреть на термины, которые закрепились за конфликтующими сторонами и которые теперь обычно используют для описания конфликтующих сторон, а именно: «Народный фронт и националисты», «демократы и фашисты», «мятежники и лоялисты». Ошибочность и неточность многих довольно очевидна. Например, партия «Народный фронт» позиционировала себя как силы демократии, Однако если внимательно приглядеться к её верхушке, не сложно догадаться, что она контролируется левыми радикалами и анархистами. Доказать это довольно просто: после начала выборов в государстве начались беспорядки, огромное количество ущерба инфраструктуре и населению было причинено именно по вине левых партий: поджоги зданий школ, библиотек, больниц, террор, вандализм, грабежи и мародерство. Лидер правых — Хосе Мария Хиль Роблес привел статистику: за период в четыре месяца с февраля 1936 года по июнь в стране было сожжено 160 монастырей и церквей, убито около 260 активистов оппозиционных партий, еще 1287 людей было ранено, разгромлено 69 партийных центров и 10 редакций газет, состоялась 401 забастовка. Именно поэтому называть их демократами — грубая ошибка. Миф о демократии в Испании был обыкновенной пропагандой Коминтерна [Moa P. La democracia liberal en la Guerra de España].
На наш взгляд, «мятежники» — одно из названий, характеризующих сторонников Франсиско Франко, звучит в данном ключе не совсем корректно, потому что целесообразно так их называть было только в течение нескольких месяцев после июля 1936 года, потому что из неорганизованной массы, обреченной на поражение, они превратились во внушительную воинствующую силу, которая получила международное признание и вышла из стадии простых беспорядков и бунта.
Называть Франкистов фашистами — тоже неправильно, да, определенные сходства с фашизмом были, но суть в том, что Франко бы типичным испанским консерватором, который был верен традиции и защищал её. Нельзя и сказать, что Франсиско Франко задавался целью создать тоталитарное государство с опорой на фашизм. Его задача была скорее, создать общество, отстраненное от политики, для того чтобы его положение было стабильно. По замыслу Франко, режим должен был основываться на традиционном для Испании католицизме и должен был способствовать созданию среднего класса и дальнейшему успешному экономическому развитию страны в целом [Moa P. 2003]. Несмотря на это, когда начинается разговор о гражданской войне, все начинают фокусироваться на преступлениях Франко, которые, якобы, дают представления о его режиме. Говоря о «преступлениях» диктатора, стоит принять во внимание тот факт, что на данный момент в испанских тюрьмах гораздо больше политических заключенных, чем во время его режима, и то, тогда сидели далеко не представители демократии, а левые радикалы и террористы.
Традиционные подходы к «La Guerracivil» вызывают путаницу и фальсификацию событий [Moa P. 2003]. Это происходит, потому что противостояли друг другу не «чисто левые» и «чисто правые», а коалиции из многочисленных фракций, которые более того, имели натянутые отношения между друг другом, и перед лидерами блоков стояла непростая задача — заставить эти коалиции направленно взаимодействовать между собой для достижения поставленных целей.
По словам Пио Моа, единственная правильная точка зрения должна основываться на понятии «либеральной демократии», единственной возможной демократии, как утверждает историк [Moa P. La democracia liberal en la Guerra de España]. Левые объясняют войну как классовую борьбу, апеллируя к терминам «рабочий класс», «прогрессисты», «обездоленные». Левыми декларировалась Республика, которая позволяет построить демократию, охранять права граждан и традиции и католическую культуру Испании. На деле эта концепция не работала, потому что в правительстве Республики сидели вовсе не республиканцы и присутствовали максимально противоречивые концепции идеи, такие как ликвидация церкви и «антиклерикализма» в принципе.
Радикальные действия левых, направленные на уничтожение христианской культуры в стране и минимизации политического влияния духовенства поспособствовали массовому «интеллектуальному обнищанию» населения. Именно из-за такой политики перед испанцами, настоящими патриотами и христианами встал выбор: дать мирно уничтожить многолетнюю традиционную испанскую культуру, либо восстать. Как показала история, с лозунгами «Для Бога и Испании» и началась гражданская война [Moa P. La democracia liberal en la Guerra de España]. Народный фронт был бы побежден за пять или шесть месяцев, если бы не поддержка и всеобъемлющая пропаганда Коминтерна. Из-за этой поддержки у сил республики было превосходство, поскольку марксисты и коммунисты очень организованны и дисциплинированы, если сравнивать их с восставшими.
«Правые», чьих взглядов придерживается историк, интерпретируют события войны как «разборки христианства и коммунизма», добавляя к своей интерпретации понятие социальной справедливости.«Правые» считают, что режим Франко был единственным способом подготовить страну к демократии, настоящей демократии, а не той, что предлагала партия «Народный фронт». Пио Моа считает, что Франко оставил политически стабильную и сильную страну, именно поэтому появилась демократия в Испании.
Таким образом, несмотря на критику других европейских историков взгляды Пио Моа являются новыми для отечественной историографии Гражданской войны 1936-1939 годов. На наш взгляд данный подход помогает лучше объяснить исторические факты, связанные не только с Гражданской войной, но и в том числе с режимом Франко и последующему переходу к демократии.
Список литературы:
- Василенко Ю.В. Генезис карлизма и проблемы типологии испанского консерватизма // Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. 2016. Том 16. Вып. 1. С. 92-111.
- Пожарская С.В. Франсиско Франко и его время. Москва: ОЛМА Медиа Групп, 2007 – 261с.
- Moa P. La democracia liberal en la Guerra de España [Электронныйресурс]. URL:http://www.libertaddigital.com/opinion/pio—moa/la—democracia—liberal—en—la—guerra—de—espana—60683 (Дата обращения: 10.03.2017)
- Moa P. Los mitos de la Guerra Civil. Madrid: La Esfera de los Libros, 2003 - 606 p.
- Payne S. Spanish Civil War, the Soviet Union, and Communism. Eastbourne: Gardner books, 2008 - 416p.
- Tapia Reig A. Anti Moa. Barcelona: Ediciones B. 2006 - 511p.
Оставить комментарий