Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 8(8)
Рубрика журнала: Экономика
Секция: Регионоведение
Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2
ВЛИЯНИЯ МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫХ БРАКОВ НА СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Аннотация: В статье рассматривается исследование влияния межконфессиональных браков на семейные отношения. Исследование велось в пяти направлениях.
Ключевые слова: конфессия, диалог, семья, брак.
Мы задались вопросом, наряду с общественной сферой, как происходит межконфессиональный диалог внутри семьи. Ведь влияние межконфессионального диалога не распространяется только священников и чиновников. Влияние межконфессионального диалога распространяет и на верующих. Мы решили исследовать влияния межконфессиональных браков на семейные отношения.
Для того чтобы выяснить, мы провели небольшое исследование, результаты которого уже апробировали в рамках круглого стола и конференции. Круглый стол прошел по теме: «Межконфессиональные и межэтнические браки: правовые, социальные, культурные и бытовые аспекты», конференция по теме: «Современная молодежь и духовные ценности народов России», которые прошли 24 апреля 2015 г. и 14 мая 2015 г. в Российском исламском институте в г. Казань.
Для исследования был выбран г. Набережные Челны, Республики Татарстан. Город, каким он сейчас является, появился после того как активно начала развиваться промышленность с 1960 года. Открылись такие гиганты производства как КамАЗ и КБК. В городе живут более полумиллиона человек. В Челнах проживают 47,42% татары и 44,87% русских.
Вопрос, на который мы искали ответ «Влияют ли межконфессиональные браки на семейное отношение?» Ведь семья это ячейка общества и без нее невозможно представить общество. Семья это муж, жена и дети. Наше исследование велось в пяти направлениях.
Во-первых, подали запрос в ЗАГС, Дворец Торжества города Наб. Челны отправили начальнику МКУ Управления ЗАГС Зариповой Равиле Гильметдиновне. Запросили ответ на интересующий нас вопрос о том, какие браки разводятся чаще межэтнические и межконфессиональные или традиционные (когда родители одной нации и вероубеждения)? И попросили предоставить нам информацию по заключению браков и разводам в г. Наб. Челны.
Во-вторых, подали запрос начальнику отдела опеки и попечительства г. Наб. Челны Гернер Розе Эриковне с вопросом: Дети, из каких семей больше попадают к вам, из межэтнических и межконфессиональных или традиционных?
В третьих, подали запрос начальнику управления образования и по делам молодежи Халимову Рамилю Марвановичу с вопросом: Из каких семей дети более послушные и воспитанные из межэтнических и межконфессиональных или традиционных?
В четвёртых, провел интервью с религиозными деятелями г. Наб Челны. В интервью участвовали, мухтасиб г. Наб. Челны Алфас хазрат Гайфуллин, имам мечети Нур-Ихлас и Александр Филькин, священник в Свято-Вознесенском соборе (Боровецкая церковь) г. Наб. Челны. Вопросы, которые им были заданы: Каких браков было больше, межэтнических и межконфессиональных или традиционных за последние годы? В каких семьях разводов происходит больше?
И в пятых, решили провести, непосредственный опрос среди межэтнических и межконфессиональных семей, дабы удостоверится в ответах вышеуказанных ведомств, соответствует ли их ответ положению в обществе и имеет ли место быть или дан более удобный ответ. Приступим к ответам.
Ответ по первому направлению из ЗАГСа города Наб. Челны. Мы получили только половину ответа. Они смогли предоставить общедоступную информацию на их сайте в интернете, где указаны заключение межэтнических браков, а вот в расторжение брака никаких уточнении кто разводится, нет, только общие показатели. В любом случае как мы видим из отчетов, институт брака переживает не лучшие времена.
Из отчета следует, в 2010 году было зарегистрировано 4305 браков из них 1298 межэтнические, а разводов было 2171. В 2011 году 5172 зарегистрировано браков из них 1581 межэтнических, разводов 2391 это 46,2% по отношению к зарегистрированным бракам. Далее мы будем рассматривать только проценты. Итак, в 2012 году межэтнические браки составляют 28,5% от общих зарегистрированных браков, а разводы составляют 58%. В 2013 году межэтнические браки составляют 29,4% от общих зарегистрированных браков, а разводы составили 52,9%. И в 2014 году межэтнические браки составляют 28,3% от общих зарегистрированных браков, разводы составляют 51,5%.
Во втором направлении ответила начальница отдела опеки и попечительства г. Наб. Челны Гернер Роза Эриковна. Из отчета (см. таблица №1) присланного нам на вопрос: Откуда берутся брошенные дети, из каких семей они чаще всего попадают в замещающие семьи? Мы видим, в 2013 году дети, попавшие к ним, где мать одиночка, русской национальности 44 случая. Где мать одиночка, татарка, 19 детей. Из полных традиционных семей в среднем 12 детей, из межэтнических 10.
Таблица 1.
Отчет «: Откуда берутся брошенные дети, из каких семей они чаще всего попадают в замещающие семьи?»
|
2013 |
2014 |
на 01.05.2015г. |
Выявлено всего: |
97 |
108 |
50 |
Традиционная татарская семья |
11 |
21 |
8 |
Традиционная русская семья |
13 |
20 |
8 |
Межэтническая семья |
10 |
16 |
11 |
Мать одиночка, татарка |
19 |
21 |
7 |
Мать одиночка, русская |
44 |
30 |
14 |
Но какова же причина попадания детей в отдел опеки и попечительства? Причинами попадания детей в отдел опеки и попечительства являются: лишение родительских прав или отказ родителей от ребенка, смерть родителей и заключение в тюрьму опекуна.
Так же был проведен интервью по телефону с работницей отдела опеки и попечительства, которая много лет уже работает на этой работе. Шакирова Асия Мирзовна, которая работает в отделе по делам несовершеннолетних, рассказала, исходя из своего опыта, что «не нация или религия влияет на целостность семьи, а поддержка этой семьи извне. Без поддержки, родители бросают своих детей». Данное направление помогло ли нам ответить на поставленный вопрос? Частично, но этого нам явно не достаточно.
Третье направление связано с образованием. Ответом начальника управления образования и по делам молодежи г. Наб. Челны было разрешено провести опрос в татарской гимназии №54. А в русской школе №53 нам должны были дать результаты исследования по отправленному запросу.
В ответе от школы №53 было указано, что у них учатся 77% из традиционных, то есть моноэтнических семей и 23% из межэтнических семей. На наш вопрос ответили, что «дети друг от друга практический не отличаются и никакой корреляции исследуемых факторов не обнаружено». Значит ли это, что дети как индивиды социокультуры под влиянием своих ровесников ведут себя идентично с ними? Давайте посмотрим на ответы опроса в школе гимназии №54.
В школе № 54 опрос в письменном виде прошли учителя с 5 по 8 классы. Вопрос был, из межэтнических или традиционных (моноэтнических) семей дети более послушно и воспитанно ведут себя в школе?
В ответе на вопрос приведем ответ классного руководителя 5В класса: В 5В классе таких проблем не наблюдается. На послушание учащихся национальность и конфессиональная принадлежность практически не влияет, на послушание влияет воспитание самих родителей, культура родителей, их традиции в семье и воспитание (влияние) вне дома.
Так что ответ был идентичен ответу школы №53, то есть, никакой разницы нет, что, ребенок из межэтнической семьи, что из традиционной дети ведут себя примерно одинаково.
Перейдем к четвёртому направлению, а именно к интервью представителя ДУМ РТ, мухтасиба г. Наб. Челны Алфас хазрат Гайфуллин, имама мечети Нур-Ихлас. Алфас хазрат отметил, что межэтнические браки составляли треть всех никахов (бракосочетаний) 7 лет назад, сейчас это число идет в сторону спада. По его мнению, в межконфессиональных семьях разводов случается чаще. Так же он отметил, что во время имя наречения в межэтнических браках дают нейтральное имя, которое подходит обеим сторонам.
Хотел бы тут отметить, что никах не является религиозным обрядом в исламе. Никах заключается только между мусульманином и мусульманкой или мусульманином и «ахлюл-китаб» (под «ахлюл-китаб» имеется в виду христиане и иудеи0. Ну а мусульманке разрешено выходить только за мусульманина. Венчание же в православии это религиозный обряд и читается он только для православных людей.
Ответ священника Свято-Вознесенского собора Александра Филькина, он отметил, что браков межэтнических и моноэтнических практический одинаково происходит. Так же он добавил, что люди из моноэтнических семей меньше времени уделяют церкви, чем межэтнические семьи. Так же он отметил, что в православной церкви венчание происходит только после крещения, поэтому не православному жениху или невесте приходится принять православие. Поэтому второй вопрос отпадает.
И наконец, последнее пятое направление, это непосредственное общение с межэтническими семьями. Опрошено было две семьи, семья Ахмадеевых и семья Орловых.
Семья Орловых моноэтническая и межконфессиональная. Муж семьи крещеный татарин (крящен), а жена мусульманка (татарка). В быту используется татарский язык. В браке они уже 22 года. На вопрос, есть ли трудности из-за разных религиозных убеждений, ответ был, отрицательным.
В семье Ахмадеевых, муж мусульманин (татарин), а жена православная (русская). Как видим это межконфессиональная и межэтническая семья, но у них все то же самое, никаких трудностей из-за этого в семье нет. В браке они уже 8 лет.
Подведем итог исследования. Вопрос был поставлен «Влияют ли межэтнические и межконфессиональные браки на семью и на воспитание детей?» мы провели по пяти направлениям исследование и получили ответы:
В первом направлении. Как видим, межэтнические браки составляют почти треть браков в Наб. Челнах. А разводы составляют более 50% от общих заключенных браков. Как видим, каждым годом тенденция показателей не уменьшается, а стоит стабильно, количество разводов составляют более половины показателей заключенных браков. Для сравнения, в Казани проживают татары 47,6%, русских 48,6%. И в Казани разводы составляют 40% от общих заключенных браков. Так же в Казанском отчете сказано, что «причем основная доля разводов по-прежнему приходится на молодые семьи, прожившие совместно не более 5 лет».
По второму направлению ответ был, что дети попадаю в детдома по большей части из-за отсутствия отца семейства нежели из-за того что эта семья межэтническая и межконфессиональная или моноэтническая.
В третьем направлении мы получили ответ, что нет разницы между детьми из каких они семей, межэтнических или моноэтнических, дети больше берут пример от действий родителей и от сверстников.
В четвёртом направлении получили ответ, что количество межконфессиональных браков уменьшается по сравнению с тем, что было постперестроечное. И так же священнослужители подтвердили данные ЗАГСа, что межэтнические браки составляли 30% от общего количества бракосочетаний. Так же было сказано мнение, что разводов больше случается в межконфессиональных браках, нежели моноконфессиональных.
По пятому направлению мы непосредственно узнали, как дела обстоят в межконфессиональных и моноэтнических браках. Если люди не развелись и живут вместе более 5 лет, то уже такие противоречия как религиозные и традиционные уже исчерпали себя. И люди пришли к компромиссу и счастливо живут вместе.
В итоге мы получили ответ на вопрос «Влияют ли межконфессиональные браки на семейные отношения?» Ответ получили неоднозначный. С одной стороны межконфессиональные браки разрушаются чаще, а с другой, это не факт что вина в религиозных принадлежностях мужа и жены. Семейное счастье не зависит от религиозной или этнической принадлежности. Главное чтобы люди шли друг другу на встречи, шли на компромиссы и уважали выбор других. Ведь немало семей, где ребенок выбирать свой путь и не выбирает религию родителей. От этого же семья не перестоит существовать. Все проблемы от самих людей, а не от межконфессиональных браков.
Список литературы:
- Дворец Торжеств г. Набережные Челны: Главная страница [Электронный ресурс] URL: http://www.chelnyzags.ru/ (дата обращения 03.04.2015)
- Управление ЗАГС - Официальный портал мэрии Казани [Электронный ресурс] URL: http://www.kzn.ru/old/page10422.htm (дата обращения 14.06.2017)
Оставить комментарий