Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 8(8)
Рубрика журнала: Юриспруденция
Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2
ПРАВО И МОРАЛЬ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
Без ценностей, заложенных в христианстве и других мировых религиях,
без формировавшихся тысячелетиями норм морали и нравственности
люди неизбежно утратят человеческое достоинство.
В. В. Путин.
Исторически сложилось развитие права из норм морали и нравственности, что говорит об их близости и взаимообусловленности. Линии морального и правового поведения часто совпадают либо пересекаются. В одно и то же время лицо может выступать как субъект морали и субъект права, способный приписывать своим действиям различные моральные и правовые смыслы, сочетать, объединять и разграничивать соответствующие ценности, конструировать поступки на основе богатейшего морального и юридического нормативного материала.
Опрос среди населения, проведенный Левада-Центр показал, что 75 % граждан не удовлетворены морально-нравственным состоянием общества и 26% респондентов отметили кризис в сфере морали и нравственности в обществе, который беспокоит их намного больше, чем безработица, бедность и упадок экономик [5].
Показательным примером, в области морали и нравственности современного общества является ситуация, сложившаяся в Мурманске с инвалидами-колясочниками.[1]
Следствие возбудило уголовное дело по поводу нарушения равенства прав и свобод, после того как охрана мурманской чайханы не пустила в заведение трех детей в инвалидных колясках вместе с их мамами. Сотрудники предлагали оставить коляски у входа и ползти до столиков Сотрудники ссылались на внутреннее положение заведения, отсылали женщин в суд и там жаловаться, а потом и вовсе предложили оставить коляски у входа и тащить детей на руках, если он сами не в состоянии доползти…
Вопросы государственной социальной политики в отношении людей с инвалидностью в последние годы становятся все более актуальными для Российской Федерации. Именно сейчас, в связи с процессом имплементации положений Конвенции ООН о правах инвалидов [2], происходит становление нового стратегического пути социального развития России.
Социально значимые объекты, несмотря на непрекращающуюся дискуссию в обществе по вопросу создания для инвалидов безбарьерной среды, остаются до сих пор практически полностью либо в большей части нефункциональными и недоступными для инвалидов, использующих для передвижения инвалидную коляску, частично доступными для инвалидов, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, слабовидящих и незрячих инвалидов [3].
В большинстве случаев так называемые социально значимые объекты расположены в зданиях, имеющих архитектурное значение, являются либо муниципальной собственностью либо собственностью субъекта, и по заключениям соответствующих, напрямую подконтрольных власти специализирующихся организаций подпадают под те объекты, которые в силу ст. 15 Закона N 181-ФЗ [4] невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов. В этой связи предлагается муниципальным образованиям, органам исполнительной власти субъектов, органам исполнительной власти Российской Федерации в таких ситуациях кардинально решать вопрос о смене нахождения подобных социально значимых объектов, размещать их в местах, где имеется возможность их оборудования разумными приспособлениями.
Все это свидетельствует о низком уровне морали и нравственности общества. Право и мораль являются социальными нормами, существующими в обществе достаточное количество времени. В связи с чем, рассмотрим общие черты права и морали.
У них общие цели и задачи – регулирование поведения людей. С помощью социальных норм регулируются такие отношения и связи, которые возникают в обществе.
Мораль, как и право, имеет единый объект регулирования – общественные отношения. Также их требования во многом совпадают.
Они определяют границы свободы личности.
И право, и мораль являются достижением цивилизации и культуры.
Самыми принципиальными отличиями права и морали является их появление и ответственность за их несоблюдение. Мораль существовала всегда, а законы принимались в разное время и по мере необходимости. Нарушив закон, гражданин несёт административную, гражданско-правовую или уголовную ответственность. Нарушив определённые моральные устои лицо чувствует укор совести.
1. Мораль является внутренним голосом каждого человека. Право является внешним регулятором, имеет коллективную природу.
2. Мораль не имеет строго фиксированных границ во времени и пространстве. Действия юридических норм всегда ограничено определенной территорией и сроками.
Сегодня можно услышать мнения, согласно которым человек, четко знающий права, ощущающий собственную юридическую правоту, не должен мучиться нравственными сомнениями, отвлекаться на моральные переживания, которые могут увести его от правовой цели. Однако, на практике, отсутствие правосознания граждан, адекватного восприятия законов, делают законы в сознании граждан деформированными, лишенными логики и моральных устоев.
Социальная справедливость призвана обеспечить достойную жизнь социально незащищенным слоям общества. Безусловно, сегодняшнее общество диктует свою моду, правила, и по мнению многих «красота спасет мир», однако, социально незащищенных слоев в нашем обществе чуть меньше, но и они есть. Это вовсе не говорит, что окружающие должны закрыть на них глаза.
Мораль выступает одним из ведущих факторов социального контроля над правовым поведением людей, точно так же как право активно участвует в общественном контроле морально-этической стороны общества.
Существуют юридические санкции за обман разного вида общественных отношениях: гражданско-правовые, коммерческие, уголовные и т.д. К примеру, в отношениях по обману потребителей, нарушению прав покупателей законодательно регулируется вопрос ответственности Но, что можно сказать о морально-нравственной стороне вопроса, если дело касается детской продукции с переклеенными датами срока годности или качества товара?
Главное в том, что правовое общество сегодня трактует предпринимательскую деятельность, как лишенную морали и придерживающуюся либерально-либертариантских установок.
Итак, подводя итог исследованию современного восприятия права и морали, можно отметить, что оба понятия относятся к единой социо-нормативной сфере культуры. У морали в контексте теории права множество недоработок, требующих комплексного подхода. Формирование морально-нравственной атмосферы в обществе, как показывают исследования, волнуют людей намного больше, чем глобальные проблемы. В случае решения задач морали и нравственности в обществе утвердятся и высшие формы общественной жизни.
Список литературы:
- В Мурманске проверяют кафе, куда не пустили детей-инвалидов Опубликовано 02.06.2017 // http://novostnash.ru/russia/2017/06/02/573633-v-murmanske-proveryayut-kafe-kuda-ne-pustili-detej-invalidov.html
- Конвенция о правах инвалидов (Заключена в г. Нью-Йорке 13.12.2006) // Бюллетень международных договоров. 2013. N 7. С. 45 - 67.
- Лебедева Е.П., Минина А.А., Перепадя С.М., Ризк О.А. О государственной программе Российской Федерации "Доступная среда" до 2020 года: проблемы законодательства и правоприменения // Социальное и пенсионное право. 2016. N 3. С. 26 - 30.
- Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 19.12.2016) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" // Российская газета. – 1995. - N 234.
- URL: Официальный сайт Левада–Центр - http://www.levada.ru/2010/12/19/krizis-morali-i-nravstvennosti/
Оставить комментарий