Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 35(79)
Рубрика журнала: Юриспруденция
Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4
ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ЭСТОППЕЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Институт эстоппеля является достаточно новым для российского гражданского законодательства. До недавнего времени упоминаний о нем нельзя было встретить ни в науке, ни в судебной практике, и только сейчас наука гражданского права делает первые шаги в его осмыслении. Тем не менее, дать определение категории «эстоппель» по-прежнему представляется довольно сложным.
Обращаясь к этимологии слова «эстоппель», можно отметить, что данный термин происходит от старофранцузского слова «estoupail» [1], означающем «пробку, препятствующую вытеканию жидкости наружу», что в некоторой степени отражает сущность данной категории, поскольку доктрина эстоппель была создана для целей препятствования стороне по делу представлять доказательства, которые противоречат предыдущим ее заявлениям.
Несмотря на то, что в настоящее время официально эстоппель закреплен только в материальном праве, исторически он институт процессуальный [3] и является результатом правотворческой деятельности английского суда, который использовал его как средство представления доказательств в ходе судебного процесса.
Процессуальный эстоппель, также как и материальный, означает утрату права на возражение, но с другими последствиями – невозможностью реализовать свое процессуальное право [2], например, ссылаться на какие-либо факты, оспаривать или отрицать их в ущерб противоположной стороне ввиду ранее ею же сделанного заявления в суде об обратном.
Отметим, что чаще всего эстоппель применяется в обязательственном праве и корпоративных отношениях. Анализ судебной практики позволяет выделить наиболее показательные примеры процессуального эстоппеля:
- Запрет на предъявление новых требований из мирового соглашения. Эстоппель не позволяет предъявлять новые требования, если спор был полностью завершен мировым соглашением. Выдвижение в суде новых требований из того же правоотношения, независимо от того, возникло такое требование из основного либо из дополнительного обязательства, не допускается.
- Запрет отмены судебных актов по причине неподведомственности либо неподсудности спора суду, если стороной не было заявлено об этом в первой инстанции. Так, в силу п. 6.2 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.05.2009 № 36 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции» установив нарушение правил подсудности, апелляционный суд отменяет судебный акт и направляет дело в суд первой инстанции по подсудности только, если он установит, что у заявителя не было возможности в суде первой инстанции заявить о неподсудности дела этому суду в связи с неизвещением его о времени и месте судебного заседания или непривлечением его к участию в деле.
- Запрет выдвигать в апелляционной инстанции новые требования или аргументы, если о них не было заявлено в суде первой инстанции. Данный запрет обусловлен тем, что апелляция в арбитражном процессе предназначена для исправления исключительно судебных ошибок, а не для ошибок, допущенных самими сторонами в суде первой инстанции. Например, не могут быть приняты и рассмотрены требования о снижении размера неустойки, штрафа, если о них не было сделано заявление в первой инстанции.
- Запрет на указание в представленных в суд процессуальных документах доводов, содержащих недопустимые или оскорбительные высказывания в адрес судьи, которым был принят судебный акт. Например, жалоба, поданная на решение суда первой инстанции, не должна содержать недопустимых высказываний, посягающих на честь и достоинство участников судопроизводства, а также судьи, вынесшего обжалуемое решение. Данные нарушения свидетельствуют о злоупотреблении заявителем правом, а исходя из требований общеправового принципа недопустимости злоупотребления правом, жалоба, в которой приведены такие выражения, является неприемлемой и поданной с нарушением закона.
На основании изложенного можно сделать следующие выводы: эстоппель представляет собой запрет участникам гражданских правоотношений ссылаться на какие-либо факты ввиду ранее уже сделанного заявления об обратном в ущерб противоположной стороне; в арбитражной практике применение принципа эстоппель трактуется единообразно в целях обеспечения соблюдения принципа добросовестности участников гражданских правоотношений.
Список литературы:
- Опыты цивилистического исследования: сборник статей / А.Е. Агеенко, И.И. Акимова, В.А. Волгина и др.; рук. авт. кол. и отв. ред. А.М. Ширвиндт, Н.Б. Щербаков. М.: Статут, 2018. Вып. 2. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения 02.10.2019).
- Епатко М.Ю. Противодействие злоупотреблению процессуальными правами в арбитражном процессе // Информационно-аналитический журнал Арбитражные споры.– 2019. – № 2. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения 02.10.2019).
- Шварц М.З. Некоторые размышления над институтом эстоппель // Информационно-аналитический журнал Арбитражные споры. – 2016. – № 1. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения 02.10.2019).
Оставить комментарий