Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 34(78)

Рубрика журнала: Юриспруденция

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2

Библиографическое описание:
Болотова А.С. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ГРАЖДАНСКОГО ПРОЦЕССА: ПЕРСПЕКТИВЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ ВНЕДРЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СУДОВ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2019. № 34(78). URL: https://sibac.info/journal/student/78/155497 (дата обращения: 11.01.2025).

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ГРАЖДАНСКОГО ПРОЦЕССА: ПЕРСПЕКТИВЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ ВНЕДРЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СУДОВ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Болотова Алина Сергеевна

магистрант, факультет права и безопасности Уральский институт Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации,

РФ, г. Екатеринбург

В современных условиях стремительного развития информационных технологий и их проникновением и активным использованием во всех сферах гражданского общества особое внимание уделяется применению новых технологий в деятельности органов государственной власти. Компьютеризация и автоматизация процессов в государственных органах набирает обороты, в частности судебная ветвь власти также не остается в стороне от внедрения информационно-технологических новшеств.

Термин «цифровые технологии», в свою очередь, в действующем законодательстве не раскрывается. Однако имеется легальная дефиниция неидентичного, но близкого по содержанию понятия «информационные технологии». В соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального Закона «Об информации, информационных технологиях и  защите информации» от 27.07.2006 №149–ФЗ под информационными технологиями понимаются процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов. В целом аналогичный подход к пониманию информационных технологий реализован в программных документах, регулирующих использование информационных и цифровых технологий в различных сферах правоприменительной деятельности.

Прежде всего, стоит обозначить цели проведения «информационно-технологической» реформы судебной системы. Статья 46 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод.  Таким образом, рассматривая внедрение информационных технологий в контексте вышеупомянутой статьи, очевидно, что одной из целей проведения реформы законодатель ставит обеспечение доступа к правосудию. Кроме того, новые технологии и качественное программное обеспечение смогут гарантировать решение ведомственных задач, таких как сокращение числа почтовых расходов, обеспечение оперативного доступа к материалам дела и направления заявлений/ходатайств в рамках рассмотрения дела. Все это в совокупности призвано повысить скорость рассмотрения дела и принятия решения, облегчение работы судов.

В данной сфере уже имеется действующий Федеральный закон от 22.12.2008 №262–ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» (далее – Закон №262–ФЗ от 22.12.2008), которым устанавливаются основные принципы, способы и формы предоставления судебной информации.

Способами обеспечения доступа к судебной информации в соответствии со ст. 6 Закона № 262–ФЗ от 22.12.2008 считаются:

– присутствие лица в открытом судебном заседании;

– обнародование (опубликование) информации о деятельности судов в средствах массовой информации;

–размещение информации в сети Интернет;

– размещение информации в помещениях судов,

– ознакомление с архивной документацией;

– предоставление информации по запросу.

Информация о деятельности судов может быть предоставлена в устной форме, как по телефону, так и в ходе ведения личного приема граждан, а также в виде документированной информации, в том числе в форме электронного документа, что установлено ст. 7 Закона №262–ФЗ от 22.12.2008.

Все цифровые и информационные технологии, используемые в  правоприменительной деятельности, подразделяются на технологии: 1) предназначенные для фиксации, хранения и воспроизведения информации; 2) предназначенные для передачи информации; 3) предназначенные для обработки информации. [1, С. 63] Исходя из назначения технологии каждого из перечисленных видов, можно сформулировать принципы и задачи правового регулирования их использования.

Информационные технологии, которые используются для осуществления деятельности судебной системы и каждого суда в отдельности, объединены в информационную систему - Государственную автоматизированную систему «Правосудие» (далее – ГАС «Правосудие»). ГАС «Правосудие» представляет собой комплекс взаимосвязанных подсистем, которые автоматизируют различные направления деятельности суда. Начиная с 2007 года и по сегодняшний день ГАС «Правосудие» успешно функционирует в судах общей юрисдикции как на уровне районных/городских судов, так и на уровне субъекта РФ. Главной целью внедрения данной информационной системы являлось автоматизация рутинной работы аппарата судов, ускорение документооборота, организация доступа граждан к информации о результатах деятельности судов. В своем составе ГАС «Правосудие» имеет следующие подсистемы:

- «Банк судебный решений»,

- «Судебное делопроизводство и статистика»,

- «Интернет-портал»,

- «Документооборот и обращения граждан»,

- «Право»,

- «Кадры» и др..

Документом, положившим начало активного введения информационных технологий в деятельность судов, является Федеральный закон от 23.06.2016 года №220–ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части применения электронных документов в деятельности органов судебной власти»(далее – Закон № 220–ФЗ), действие которого началось 1 января 2017 года.Особенностью данного документа можно назвать то обстоятельство, что законодателем определяется возможность использования информационных технологий в ходе судебного процесса наличием технической возможности в конкретном суде. Таким образом, можно прийти к выводу, что оптимизация и совершенствование процесса осуществляется не путем принятия законодательных изменений, исполнение которых должно быть возложено на всех субъектов, а ставится в прямую зависимость от уровня оснащенности и обеспечения суда соответствующими материально-техническими средствами.

В связи с принятием Закона № 220–ФЗ у лиц, участвующих в деле, появилась возможность подачи иска и/или иных процессуальных документов в электронном виде, в том числе в форме  электронного документа, подписанного электронной подписью в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, либо заполнив соответствующую форму, размещенную на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В настоящее время подача исковых заявлений и процессуальных документов осуществляется через интернет-портал ГАС «Правосудие» с использованием сервиса «Электронное правосудие».

Правовое регулирование порядка подачи документов в электронном виде осуществляется на основании Приказа Судебного департамента при Верховном суде РФ от 27.12.2016 №251 «Об утверждении Порядка подачи в федеральные суды общей юрисдикции документов в электронном виде, в том числе в форме электронного документа» (далее – Порядок).

При подаче электронного документа заявитель регистрирует личный кабинет, заполняет форму, размещенную на официальном сайте суда, где указывает полные данные о фамилии, имени, отчестве, дате и месте рождения, индивидуальный номер налогоплательщика, номер полиса СНИЛС, а также сведения о месте  в случае подачи иска юридическим лицом – необходимо указать ИНН и ОГРН. Без указания данных сведений последует отказ в приеме документов.

Имеется пример из судебной практики по поводу законности и действительности положений Порядка.

Шевчук И. посчитал, что указание информации об ИНН, ОГРН, номере полиса СНИЛС избыточна, и решил обжаловать в Верховный суд Российской Федерации соответствующие нормы Порядка подачи в федеральные суды общей юрисдикции документов в электронном виде. По его мнению, Порядок частично противоречит ГПК РФ и КАС РФ – ведь кодексы не содержат указания на то, что при подаче иска в суд нужно прописывать ИНН, ОГРН и прочие сведения. Шевчук посчитал, что данный Порядок ограничивает конституционное право граждан на свободный доступ к правосудию.

Позиция Судебного департамента при Верховному суде РФ была основана на тех доводах, что Порядок не нарушает прав административного истца; Порядок разработан и утвержден надлежащим органом в пределах предоставленных ему полномочий и в соответствии с действующим законодательством (ст. 6.4 закона № 137-ФЗ, ст. 5 закона № 22-ФЗ, ст. 122 закона № 177-ФЗ).

Генеральная прокуратура Российской Федерации посчитала действующий Порядок законным, выступала за сохранение его в неизменном виде.

По итогам рассмотрения иска Верховный суд РФ установил, что Порядок не вводит требования, предъявляемые к содержанию искового заявления (или апелляционной жалобы), а лишь регулирует процесс заполнения формы в личном кабинете пользователя, через который подаются документы в суд. Мало того, при заполнении упоминаемой формы исковое заявление (или, например, апелляционная жалоба) вместе с другими документами загружается отдельными файлами. Судом отмечен и тот факт, что нормы Порядка нельзя рассматривать как нарушающие право на судебную защиту – ведь заявитель всегда может подать документы в суд на бумаге. Верховный суд РФ счел доводы административного истца о противоречии Порядка ГПК РФ и КАС РФлишенными правовых оснований, в связи с чем в удовлетворении заявленных Шевчуком  требований было отказано.[2]

В завершение хочется отметить, что в период с 2006 года  по сегодняшний день электронное правосудие в Российской Федерации развивается и совершенствуется из года в год. Развитие информационных технологий и их активное и, самое главное, правильное внедрение деятельность судов общей юрисдикции Российской Федерации в действительности в долгосрочной перспективе может привести к экономии средств на обеспечительную деятельность судов, исключив какую-либо вероятность экономии средств на самом правосудии, при этом повысив уровень ответственности и самостоятельности участников процесса, ускорение и упрощение ряда процедур.

 

Список литературы:

  1. Брановицкий К.Л., Ренц И.Г., Незнамов А.В., Незнамов А.В., Ярков В.В. Цифровые технологии и цивилистический процесс: проблемы взаимовлияния // HeraldoftheEuro-Asianlawcongress. 2018. Выпуск 2. С. 56–68
  2. Верховный суд объяснил порядок подачи исков в электронном виде [Электронный ресурс] // Право.ru: сайт. – URL: https://pravo.ru/story/200681/ (дата обращения: 19.10.2019)
  3. Смагина Е.С. Использование информационных технологий как альтернатива масштабным изменениям гражданского процессуального законодательства, направленным на повышение эффективности гражданского судопроизводства и оптимизацию судебной нагрузки // Вестник гражданского процесса. 2018. №1. С. 51–59.
  4. Сухаренко А. Электронное правосудие // ЭЖ-Юрист. 2015. №41.

Оставить комментарий