Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 33(77)
Рубрика журнала: Юриспруденция
Скачать книгу(-и): скачать журнал
ПРОФИЛАКТИКА ТЕРРОРИЗМА И ЭКСТРЕМИЗМА В МЕСТАХ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ
В настоящее время повышенное внимание уделяется исследованию проблемы терроризма и антитеррористической деятельности, формирование совокупности научных знаний и практических рекомендаций в вопросе пресечения данного явления. Прежде всего, это связано с глобальной активизацией террористической и экстремистской деятельности на международном уровне, основанием которой возможно назвать обострение социальных, экономических, политических разногласий в мировом сообществе. Проявление терроризма как правило, взаимосвязано с процессом сепаратизма либо религиозного экстремизма, поскольку данные рычаги влияния являются наиболее эффективными методами в отношении убеждения и вовлечения больших масс людей. В сложившейся ситуации становится очевидным, что современное общество должно соразмерно подобрать меры противодействий на подобные события.
Так, конкретный уровень знаний и определенных навыков в области противодействия терроризму и экстремизму требуется любому человеку уже сейчас. Данный вывод исходит из того, что наблюдая динамику совершения преступления террористического характера и экстремисткой направленности за последние 3 года, возможно, заметить, что статистические показатели относительно Российской Федерации растут, т.е. выявленных лиц, совершивших преступления террористического характера за 2016 г. 653, осужденных - 167, за 2017 г. 873 выявленных, осужденных - 276, за 2018 г. 753 выявленных, осужденных - 326 лиц. Также, выявлено лиц, совершивших преступления экстремистской направленности за 2016 г. 934, осужденных – 545, за 2017 г. выявлено – 972, осужденных – 606, а за 2018 выявлено – 894, осужденных – 555 лиц. Таким образом, проблема распространения идеологии экстремизма находится на пьедестале факторов, которые угрожают национальной безопасности и государственной целостности страны непосредственно. [3]
В системе правоохранительных органов Российской Федерации на текущий момент существуют определенные методы борьбы в вопросе противодействия экстремизму, куда входят такие ключевые действия как: значительное финансовое и материальное обеспечение, развитие инфраструктуры, привлечение разного рода специалистов, специальная подготовка, наличие учебных баз, специальных учебных центов и полигонов, разнообразных технических средств, агентуры, многочисленного вспомогательного персонала и т.д. Однако, как показывает практика и статистика, в течение последних 5 лет экстремистская идеология и процесс вербовки значительно возрос именно в местах отбывания наказания, а именно, в исправительных колониях, куда направляются осужденные, приговоренные к лишению свободы. Прежде всего, это связано с количественным показателем, который растет. Данный неутешительный вывод исходит, в том числе из событий на Ближнем Востоке, а именно, в Сирии, где происходят военные действия. Как известно, ИГИЛ (запрещенная террористическая организация на территории РФ) вербует по всему миру сторонников и сподвижников своих преступных идей. Среди россиян, по оперативным данным, на стороне ИГИЛ в воюют более 4 тыс. человек. Естественно, только незначительная часть террористов возвращается на территорию России, но и этого хватает, для разрастания сетей вербовки. [1]
Итак, в исправительных учреждениях зачастую происходит следующая ситуация: осужденные за преступления террористического характера и экстремисткой направленности объединяются в группы, джамааты (араб. джамаат – «община») по религиозным убеждениям, как правило, под руководством радикально настроенных осужденных мусульман. Сегодня ряд исследователей уже высказали позицию, что появлении так называемых «зеленых» зон в исправительных учреждениях, происходит там, где внутренняя ситуация неофициально контролируется осужденными мусульманами (по ассоциации с зеленым цветом знамени ислама). [2, c. 115]
Как видится, основной причиной такого явления наличествуют особенности содержания в исправительных учреждениях, т.е. с психологической точки зрения происходит подавление личности, всевозможные стрессовые ситуации, вызванные например, угрозой жизни и здоровью. Ключевым фактором, возможно, назвать специфику влияния заключенных друг на друга в условиях изоляции, когда происходит трансформация мировоззрения, моральных ценностей и идеологических установок. Таким образом, получается, что вербовщикам террористических организаций проще работать в исправительных учреждениях, куда последние могут стремиться и умышленно. Выбирая объекты влияния, идеологи достаточно глубоко чувствуют психологию человека, что позволяет определять круг заключенных, которые наиболее поддаются обработке. Как правило, такими становятся малообразованные заключенные с неустойчивой психикой.
Необходимо подчеркнуть, что особым авторитетом пользуются осужденные, прошедшие обучение в зарубежных учреждениях, а также участники боевых действий на стороне международных террористических организаций или лица, прошедшие обучение в лагерях подготовки боевиков. Такие заключенные представляют наибольшую опасность, по причине того, что обладают теоритическими знаниями и практическими навыками минно-взрывной и диверсионной работы, опыт ведения боевых действий в городских, горных и лесных условиях.
В свою очередь, возможно, выделить определенные признаки радикальных ячеек мусульман, сформированных в исправительных учреждениях:
1. Отстаивание групповой исключительности.
2. Полузакрытый или закрытый характер членства в группе.
3. Требования привилегированного положения отдельной группы осужденных по отношению к «массе» на основе демонстрации религиозной принадлежности.
4. Разделение ролей в группе, обособление управляющей надстройки и членов группы, обеспечивающих функции безопасности и силового сопровождения групповой деятельности.
5. Оправдание идеологии и практики насилия.
6. Открытое неподчинение требованиям режима содержания в исправительном учреждении под прикрытием религиозных воззрений.
7. Вербовочная деятельность по вовлечению в группу новых сторонников и обращению в свою веру и т.д. [2, c. 116]
Однако, кроме убежденных сторонников религиозно-экстремистских идей возможно выделить таких заключенных, которые принимают ислам с целью обеспечить личную безопасность от преступных посягательств со стороны криминального круга. Некоторые предусматривают возможность получения различных снисхождений, т.е. например, осужденные мусульмане отдельно готовят и принимают пищу, имеют дополнительное время для молитв, и т.д.
Следует сказать, что осужденные участники террористических сообществ и экстремистских организаций, как правило, поддерживают связь с организованными преступными группами и после освобождения снова вступают в их ряды. Так же, привлекаются и новоиспеченные члены религиозных ячеек, которые были завербованы во время отбывания наказания. Последним ставится условие, так называемая «расплата» за пользование привилегиями во время отбывания наказания. Например, они обязаны совершить «джихад» против «неверных» либо приобрести поддельные документы и убыть на территорию Сирии, где притесняют «братьев по вере», как убеждают последних вербовщики, и также включиться в число участников ИГИЛ (запрещенная террористическая организация на территории РФ).
В свою очередь, подобная ситуация складывается и на международной арене. Угроза распространения экстремизма среди осужденных в исправительных учреждениях стремительно возросла в странах Центральной Азии, а палата общин в Англии и Уэльсе предоставила данные, по которым за последние годы численность заключенных экстремистов выросла более чем в четыре раза. Об усилившейся исламистской пропаганде среди осужденных также заявляет ФРГ и Франция, имеющая более строгую пенитенциарную систему. Подобная ситуация складывается в Индии, где большое число осужденных – представителей самой низшей индуистской касты – становятся сторонниками радикального ислама, что позволяет перейти в касту «неприкасаемых».
Так, исследуя некоторые проекты по дерадикализации заключенных в разных странах, возможно, заключить, что наиболее действенным методом признается ограничение радикальным исламистам доступа к террористической деятельности. Например, в тюрьмах Египта, такая программа основана на коллективном подходе, т.е. основой ориентации служит террористическая группа, а не отдельные индивидуумы. Программа Ирландии включает оба подхода: с заключенными проводят групповую работу, но концентрируют внимание на отдельных боевиках. В исправительных учреждениях Северной Ирландии большое значение имеет образование и профессиональная подготовка бывших экстремистов, в том числе, различная помощь оказывается и членам их семей. В частности, к исправительному процессу привлекаются общественные организации, активистами которых зачастую выступают бывшие осужденные за преступления террористического характера, вставшие на путь исправления. Программа перевоспитания экстремистов в Колумбии содержит поощрительные меры денежной помощи, содействие в поиске работы и приобретении бывшими заключенными профессиональных навыков. [4, c. 59]
В ряде тюремных учреждений Индонезии, где в последние годы отмечают рост сторонников «Аль-Каиды», «ИГИЛ», «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами», террористическая организация, деятельность которой запрещена в России), «Джемаа Исламия» и других террористических организаций, акцент сделан на психологических тренингах, где основной целью стоит правильная трактовка религиозных писаний, которая должна влиять на отказ заключенных от идеологии экстремизма. Активно практикуется финансовая поддержка бывших террористов и членов их семей, т.е. государство покрывает транспортные расходы для семей, которые посещают близких, обеспечивает их жильем по прибытии. Все эти меры осуществляются в дополнение к достаточно частым амнистиям и доступу к дистанционному образованию. Исправительная система Индонезии не имеет общегосударственной стратегии дерадикализации заключенных, а программа реабилитации радикальных исламистов в тюрьмах данной страны ориентирована главным образом на работу с «высокопоставленными» боевиками, которые непосредственно влияют на членов экстремистских группировок.
Одной из самых эффективных программ дерадикализации заключенных признана система в Саудовской Аравии, где построены специальные реабилитационные центры, которые предлагают широкую социальную поддержку заключенным, отказавшимся от экстремистских взглядов, а также оказывают помощь в поиске работы, предлагают комплекс образовательных и медицинских услуг. Заключенные переводятся в пенитенциарные учреждения ближе к своим семьям, что позволяет включить членов семьи в реабилитационный процесс, ускорить реинтеграцию заключенных в общество. Подобного рода программы внедряются и в Ираке.
И еще одна действенная программа дерадикализации заключенных в тюрьмах проводится в Пакистане, который в настоящее время является центром для подготовки исламистских радикальных групп. Основу программы составляют многочисленные центры реабилитации, которые включают в себя коррекционное религиозное образование, профессиональную подготовку, психологическое консультирование и т.п. Процесс дерадикализации длится от шести месяцев до года. Усилия Пакистана на сегодняшний день сосредоточены на рядовых боевиках или на экстремиста среднего звена. [4, c. 60]
Таким образом, возможно, сказать, что современные программы коррекции подразделяются на две группы: индивидуальные и коллективные. Индивидуальные программы успешно реализуются в Пакистане, Великобритании, Йемене, Саудовской Аравии, Сингапуре, Индонезии, Малайзии и в других странах. Конечной целью программ является реинтеграция бывших экстремистов, террористов и иных особо опасных преступников в гражданское общество.
Что же касается Российской Федерации, то исходя из законодательства, в том числе, непосредственно из УИК РФ, предусмотрены следующие мероприятия по предотвращению и пресечению вовлечения в террористическую и иную экстремистскую деятельность осужденных в исправительных учреждениях:
1. Размещение осужденных в соответствии с требованиями УИК РФ, соблюдение распорядка и правил поведения.
2. Проверки религиозной литературы;
3. Надзор и оперативный контроль за пребыванием осужденных по преступлениям террористического и экстремистского характера в исправительном учреждении;
4. Разобщение тюремных джамаатов и других групп отрицательной направленности;
5. Изоляция и переводы осужденных в другие исправительные учреждения и т.д. [2, c. 118]
Однако, данные меры видятся недостаточными для того, чтобы абсолютизировать снижение количественного показателя заключенных завербованных лиц. Таким образом, в целях повышения эффективности деятельности органов ФСИН РФ в вопросе пресечения распространения идеологии экстремизма целесообразно:
1. Обязательное введение в штат исправительного учреждения сотрудников-специалистов по исламоведению, а также православных священнослужителей;
2. Проведение с заключенными и их родственниками индивидуальных (групповых) бесед с привлечением психологов и специалистов, по формированию мнения неприятия идеологии терроризма и привитию традиционных духовно-нравственных ценностей, а также ознакомление с законодательной базой, устанавливающей ответственность за содействие в участии и при рецидиве преступления террористической или экстремисткой направленности.
3. Осуществление привлечение лидеров общественного мнения, например, наиболее популярных блогеров для создание и распространения в СМИ, и сети «Интернет» информационных материалов по противодействию идеологии экстремизма, в том числе, основанных на обращениях (призывах) лиц, отказавшихся от террористической деятельности, а также их родственников. Показ данных аудио-видео материалов осужденным.
4. Обеспечение повышения квалификации сотрудников ФСИН РФ, участвующих в рамках своих полномочий в реализации мероприятий по противодействию идеологии терроризма и экстремизма.
5. В целях совершенствования научного и методического материала разработка рекомендации для ФСИН РФ по профилактике распространения радикальной идеологии среди заключенных.
Данные предложения по поставленной проблеме позволят среди выделенной категории осужденных способствовать стабилизации обстановки в исправительных учреждениях, что значительно снизит активность главарей и вербовщиков религиозно-экстремистских ячеек. Таким образом, выше сказанное приведет к локализации действующих и предотвращению появления новых «тюремных» джамаатов.
Список литературы:
- Ислам сегодня [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://islam-today.ru/novosti/2017/02/24/putin-soobsil-skolko-rossian-vouet-za-igil/ (дата обращения 13.10.19).
- Красинский В.В. «Тюремные джамааты» в исправительных учреждениях // Современное право. 2018. № 11. С. 114-120.
- Судебный департамент при Верховном Суде РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.cdep.ru/ (дата обращения 13.10.19).
- Тимофеева Е.А., Яворский М.А. Проблемы противодействия экстремизму и религиозному радикализму в пенитенциарных учреждениях зарубежных стран // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2016. №3 (25). C. 57-61. [Электронный ресурс]. – Режим доступа URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-protivodeystviya-ekstremizmu-i-religioznomu-radikalizmu-v-penitentsiarnyh-uchrezhdeniyah-zarubezhnyh-stran (дата обращения: 15.10.2019).
Оставить комментарий