Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 28(72)

Рубрика журнала: Политология

Скачать книгу(-и): скачать журнал

Библиографическое описание:
Коршунов И.И., Балицкий И.И. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ПРОФИЛАКТИКИ КОРРУПЦИОННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ И ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОГО АНТИКОРРУПЦИОННОГО СОЗНАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2019. № 28(72). URL: https://sibac.info/journal/student/72/151347 (дата обращения: 23.04.2024).

КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ПРОФИЛАКТИКИ КОРРУПЦИОННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ И ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОГО АНТИКОРРУПЦИОННОГО СОЗНАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ

Коршунов Игорь Игоревич

студент факультета Государственного управления и права Московский областной филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации,

РФ, г. Красногорск

Балицкий Иван Иванович

канд. ист. наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления факультета государственного управления и права, Московский областной филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации,

РФ, г. Красногорск

Актуальность профилактики коррупционных преступлений и формирование антикоррупционного сознания государственных гражданских служащих не вызывает никаких сомнений, так как Российская Федерация занимает 135 место из 180 опрошенных стран в мировом индексе восприятия коррупции за 2017г., составленный центром антикоррупционных исследований и инициатив «Transparency International». В данном индексе Россия набрала 29 баллов, где 100 баллов – нет коррупции, а 0 баллов - высокий уровень коррупции. На диаграмме «Место РФ в мировом антикоррупционном рейтинге» уровень коррупции в Российской Федерации по состоянию на 2017 год выше на 14 позиций, чем по состоянию на 2006 год. Такое положение дел вызывает тревогу и недоверие в современном Российском обществе. Коррупция в современном мире является одной из важнейших проблем и занимает 3 место среди глобальных проблем Российской Федерации. Это отражается в различных исследованиях, а также в повседневной жизни граждан. Коррупция проникла во все  сферы общественной жизни и остановить ее рост пока не удается, что подтверждается докладом Генеральной прокуратуры Российской Федерации, из которого становится ясно, что при осуществлении надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции в 2017 году в России выявлено свыше 245 000 нарушений законов. Почти на треть увеличилось количество фактов несоблюдения чиновниками запретов и ограничений. В связи с утратой доверия в 2017 г. уволено 1 тыс. 250 должностных лиц. [1] Президент Российской Федерации В.В. Путин на заседании коллегии ФСБ России 5 марта 2018 года. сообщил, что необходимо защитить решение всех государственных задач от коррупционной угрозы, а интересы людей – от воровства, от попыток давления на предпринимателей, от всего, что несёт угрозу экономическим и другим правам и свободам граждан, экономике, правам, которые лежат в основе развития государства и общества.

Проанализировав текст Конституции РФ, можно выделить четыре разновидности норм, влияющих на борьбу с коррупцией:

- "ценностные" ориентиры (определение сущности Российского государства как демократического и правового);

- коллизионные нормы (приоритет Конституции РФ над иными законами, приоритет международных договоров над федеральными законами, разграничение компетенции между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации);

- конституционные гарантии (закрепление основных прав и свобод человека, гражданина и гарантий от их нарушения со стороны государства);

- организационные основы (определение системы органов публичного управления, их взаимоотношений друг с другом и с населением).

Согласно статье 2 Конституции РФ, Российская Федерация - это демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. В контексте борьбы с коррупцией данная норма является одной из важнейших. В демократическом государстве чиновники и иные публичные лица подотчетны и подконтрольны народу. Контроль власти может осуществляться как непосредственно гражданами, в том числе посредством выборов, референдумов, отзывов выборных должностных лиц, так и через различные демократические институты - представительные органы власти всех уровней (парламенты), независимые суды, средства массовой информации, общественные организации и т.п. В атмосфере прозрачности государственной власти и ее ответственности перед народом почва для развития коррупции отсутствует.

Характеристика Российской Федерации как правового государства также несовместима с наличием системной коррупции. Правовое государство подразумевает господство принципов законности, справедливости и неотвратимости ответственности за правонарушения. Данные принципы закреплены в статье 3 Федерального закона N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".

К сожалению, пока данные нормы не стали реальностью, но являются теми целями, к которым должно стремиться российское общество и государство.

Став участницей многих международных Конвенций, Российская Федерация должна приводить в соответствие с международными требованиями свое внутреннее законодательство. Во многом становление и развитие антикоррупционного законодательства в Российской Федерации обусловлено участием России в международных договорах.

К коллизионным нормам также относится и разграничение предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации в области противодействия коррупции. Ни в статьях 71 - 73, ни в других статьях Конституции РФ не сказано прямо, к чьей сфере ведения относится антикоррупционное законодательство. Однако провести такое разграничение все же возможно, исходя из анализа наиболее связанных с противодействием коррупции сфер. Можно сделать вывод, что противодействие коррупции относится как к ведению Российской Федерации, так и к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Важную роль в деле борьбы с коррупцией играет закрепление в Конституции РФ принципов взаимоотношений человека, гражданина, общества и государства. Принцип признания, обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина является универсальным и закреплен дополнительно в статье 3 Федерального закона "О противодействии коррупции". Применительно к сфере противодействия коррупции данный принцип означает, что все органы публичной власти и публичные должностные лица должны в своей деятельности руководствоваться в первую очередь интересами обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина. Во-вторых, даже в процессе борьбы с коррупцией нельзя забывать о правах и свободах человека и гражданина.

К числу фундаментальных основ антикоррупционной политики следует отнести следующие конституционные гарантии:

- конституционный принцип равенства граждан перед законом и судом;

- свободу слова и мысли;

- право на судебную защиту его прав и свобод;

- презумпцию невиновности;

- защиту прав потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью, компенсацию причиненного вреда;

- право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

Отдельного внимания заслуживает соотношение такой гарантии, как презумпция невиновности, и статьи 20 Конвенции ООН против коррупции об уголовной ответственности за незаконное обогащение. По мнению российских органов власти, эта статья не соответствует статье 49 Конституции РФ, а потому незаконное обогащение в Российской Федерации не может быть криминализировано. [2, с. 45-50]

Несомненно, коррупция порождается общественными явлениями: политической нестабильностью, экономическими трудностями, ослаблением системы социального контроля. Данная проблема актуализируется, когда коррупция начинает активно воздействовать на происходящие общественные процессы и необходимость борьбы с ней осознается гражданами, органами государственной власти и институтами гражданского общества. Начинают звучать призывы объявить «крестовый поход» против коррупции, активизировать антикоррупционную политику государства, совершенствовать антикоррупционное законодательство.

Вместе с тем, любое национальное антикоррупционное законодательство, как правило, является лишь внешним отражением происходящих социальных процессов, реакцией институтов государственности на существующую реальность, обусловленной стремлением изменить положение дел. Те или иные дефекты правовой системы являются только одним из факторов, способствующих существованию данного явления. Недостаток правового регулирования общественных отношений, неопределенность установленных законодательных норм и правовые коллизии могут быть предпосылкой для развития коррупции, поскольку в этом случае законодательство не способно оперативно и в должной степени эффективно реагировать на проявления коррупции, устранять причины этого зла. Но собственно правовые средства здесь вторичны. Только преобразовывая всю систему общественных отношений, социальную практику, совокупность экономических, социальных, духовных и иных факторов, право способно воздействовать на коррупцию, ее масштабы и значимость. [3, с. 3]

В России за последние годы была создана уникальная, не имеющая аналогов в мире законодательная база по противодействию коррупции. При этом нормы антикоррупционного законодательства не носят «спящий» характер и уже привели к существенному переформатированию всех звеньев системы властных отношений. Практика реализации антикоррупционного законодательства России последних лет уже показала свою высокую эффективность.

Формирование Российского антикоррупционного законодательства было начато в начале 90 годов. Однако знаковым моментов в становлении правового порядка в этой сфере стало принятие Федерального закона от 25.12.2008г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции», в котором систематизировано изложены основные принципы и направления борьбы с коррупцией.

В настоящее время антикоррупционные нормы, помимо базового Федерального закона «О противодействии коррупции», содержаться более чем в 200 федеральных нормативных актах, не говоря о региональных и муниципальных правовых актах.

Подводя итоги, хочется отметить: вплоть до последнего времени вопросы противодействия коррупции и проблемы конституционного права рассматривались совершенно разграничено друг от друга. Справедливо будет заметить, что в последние годы в России и за рубежом с каждым днем пополняется массив знаний, которые позволяют выявлять глубинные причины коррупционной болезни. Они, как правило, во многом лежат в недостатках государственного устройства, слабых гарантиях конституционного строя. И здесь свою поддержку начинает оказывать конституционное право, которое благодаря своей основополагающей роли в правовой системе, широкому предмету и гибкой методологии позволяет смотреть на государство и общество в особом ракурсе. [4, с. 18]

 

Список литературы:

  1. Доклад генерального прокурора Российской Федерации на заседании Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 18 апреля 2018г.
  2. Богомолов Н.С. «Конституция Российской Федерации как правовая основа противодействия коррупции»/ Изд.: Юрист, г. Москва, 2015 г., С. 45-50
  3. Толкачев К.Б. «Антикоррупционное право и теоретико-правовые вопросы систематизации антикоррупционного законодательства Российской Федерации»/ Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России, 2017г., С. 3.
  4. Авакъян С.А. Конституционно-правовые основы антикоррупционных реформ в России и за рубежом. Учебно-методический комплекс (учебное пособие) / Отв. ред. д.ю.н., проф. С.А. Авакьян. - М.: Юстицинформ, 2016, С-18.

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.