Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 26(70)
Рубрика журнала: Технические науки
Секция: Телекоммуникации
Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3
ИНФОГРАФИКА КАК СОВРЕМЕННОЕ СРЕДСТВО ВИЗУАЛИЗАЦИИ ТЕЛЕВИЗИОННОГО КОНТЕНТА (НА ПРИМЕРЕ НОВОСТНЫХ ВЫПУСКОВ РЕГИОНАЛЬНОЙ КОМПАНИИ «ГУБЕРНИЯ»)
На сегодняшний день телевидение является наиболее эффективным каналом аудиовизуальной коммуникации, обладающим высоким информационным потенциалом. Среди инструментов, формирующих телевизионный контент, популярность набирает телевизионная графика, чем и обуславливается актуальность работы, и, в свою очередь, вызывает необходимость исследовать данную тенденцию. Научная новизна исследования заключается в обновленной базе информации о развитии телевизионной графики как главной составляющей в новостных программах.
Объект исследования составляют современные процессы развития телевизионной инфографики на примере информационных видеоматериалов, имеющих признаки данной графики и транслируемые в эфире зарубежных телеканалов, отечественных и регионального телеканала «Губерния».
Предметом исследования является визуализация информации в телевизионной инфографике.
Эмпирическая база включает в себя 7 телеканалов новостного характера, наполнение которых включает телевизионную графику в той или иной мере. Тот факт, что впервые телеграфика была использована зарубежным телеканалом, определил выборку исследования. Три канала из имеющихся относятся к, соответственно, зарубежному контенту. Выбранные телеканалы могут максимально продемонстрировать тенденции, происходящие в области использования телевидением инфографики. В исследовании использованы единицы инфографики в период с 1 декабря 2018 года по 1 марта 2019 года. Данный период был выбран в связи с целью рассмотрения наиболее качественных и новых образцов телевизионной графики.
Цель работы видится в том, чтобы рассмотреть специфические свойства телевизионной инфографики, принципы и приемы ее создания на материале зарубежных и отечественных телеканалах, включая региональный телеканал «Губерния».
В процессе работы мы опирались на материалы М.А. Фроловой, С.И. Симаковой, А.В. Шевченко и М.А. Мясниковой. Данная работа продолжает исследования автора в области инфографики в курсовых и дипломной работах.
Инфографика не является новым изобретением, но это свежее и интересное устройство, которое может оказать большое влияние на современную коммуникацию. Области применения информационной графики достаточно широки. Проанализировав современное медиапространство, можно найти примеры инфографики не только в печатных изданиях, но и в различных ресурсах сети Интернет. Визуализация данных все чаще встречается в рекламе, а также используется коммерческими и некоммерческими организациями для презентации собственной деятельности. Инфографика давно перестала быть просто диаграммой или графиком, как дополнения к статье в газете, она все чаще заменяет саму статью. Кроме того, усложнились сами способы визуализации данных, но вместе с тем, это упростило само восприятие [4, с. 98-112].
Многочисленные вариации информационной графики можно разделить на две большие группы: диаграммы, гистограммы, номограммы и графики, которые подразделяются на подгруппы (точечные, линейные круговые и т. п.). Данные виды используются для представления количественных (числовых) данных; Многочисленные типы карт, схем, изображений и их последовательностей. Такие виды организации информации используют для представления совокупности (например, иерархий) объектов и качественных данных. [5, с. 15].
Ключевыми особенностями современной инфографики следует также считать не только достаточность и присутствие количественных данных, но и аллегоричность инфографических медиатекстов, а также не избыточность сведений. Ведь трудно себе представить отсутствие инфографики в передачах о погоде, предвыборные эфиры и прочее. Она наполняет такие информационные платформы многообразием передачи смыслов, которых существует целое множество. Таким образом есть смысл рассматривать телевидение как современное средство визуализации информации. Ведь оно обладает наглядностью и зрелищностью, что может являться его специфическими чертами, отличающими его от традиционных медийных средств [1, с. 134-149].
Телевидение является самым мощным и распространенным каналом аудиовизуальной коммуникации. Материалы инфографического характера, появляющиеся на телеэкране, способствуют дополнительной визуализации информации, которая, в свою очередь, позволяет смешивать возможности телевизионной коммуникации и графического дизайна с информационным пластом [3, с. 113–120]. В конечном итоге, создается некий уникальный медиапродукт, стоящий точно между свойствами печатных и аудиовизуальных СМИ, включая в себя художественную графику и дизайн [2, с. 158–165].
Прежде чем начать анализировать российскую инфографику, мы исследовали зарубежную. Так, американское телевидение использует много интерактивных графиков в своих новостных программах. К примеру, телеканал FOX Business отдает предпочтение нейтральным цветам, большим текстам. Телеграфика на французском канале BFM TV не несет в себе никаких цифровых данных, лишь рекламирует. А инфографика южно-корейского канала KBS является идеальным примером визуализации информации.
Рассмотрев три варианта зарубежной инфографики, мы приступили к анализу российской. Инфографика в передаче «Россия в цифрах» на телеканале «Россия-24» – одна из самых высококачественных на российском телевидении. Телеканал «Дождь» предлагает зрителю сильную по исполнению и наполненности видеографику. Представляемая телеканалом «МИР 24» инфографика отличается своим минимализмом – вся информационная составляющая исходит от диктора.
Проанализированный контент выбранных телеканалов демонстрирует эффективность приемов и методов телевизионной и видеоинфографики в освещении актуальных событий.
Исследовав графику телеканала «Губерния» в период с 1 декабря 2018 года по 1 марта 2019 года было выявлено, что самый интенсивный пласт инфографики приходится на передачи «Новости экономики» и «Город». Представленные единицы телевизионной графики составляют большую часть всей имеющейся графики на телеканале.
Далее к имеющейся выборке телевизионной графики был применен контент-анализ, позволяющий охарактеризовать ее, а также выявить слабые и сильные стороны. Основной инструмент анализа – кодификатор, то есть набор критериев, применимых к инфографике. Выделяя по одному примеру из каждой программы и суммируя показатели, можно отследить соответствие или несоответствие данной системе черт инфографики на имеющемся телеканале.
Таблица 1.
Признаки и их индикаторы
Признак |
Индикаторы признака |
Наглядность инфографики – соответствует (1) – не соответствует (0) |
Телевизионная инфографика должна работать на идею, а не демонстрировать мастерство аниматора. Создатели инфографики должны отслеживать соответствие изображения целям сюжета. |
Понятность инфографики – соответствует (1) – не соответствует (0) |
То, о чем рассказывает инфографика, должно быть понятно без каких-либо разъяснений. |
Сочетание с закадровым текстом (в случае, если присутствует текст) – соответствует (1) – не соответствует (0) |
Текст не должен дублировать инфографическое послание, по законам телевизионной журналистики он должен дополнять его. |
Визуальная привлекательность – соответствует (1) – не соответствует (0) |
Картинка должна привлекать внимание аудитории. |
Динамика – соответствует (1) – не соответствует (0) |
Инфографика не должна быть монотонной. Изображение должно постоянно меняться, удерживая внимание. |
Так, графика в программе «Город» имеет только четыре признака соответствия, а инфографика программы «Утро с Губернией» имеет сильную информационную составляющую. Передача «Новости экономики» демонстрирует зрителю статичную инфографику. А вот телеграфика программы «Новости» – единственная из имеющихся в исследовании – соответствует всем пяти признакам.
Исходя из данной системы исследования видно, что только один вариант инфографики набрал 5 баллов по имеющимся критериям, а это значит, что он имеет все характеристики системы черт инфографического телевизионного сообщения.
Рассмотрев специфические свойства инфографики, принципов и приемов ее создания на материале зарубежных и отечественных телеканалов, мы отметили, что на современном отечественном телевидении качество телевизионной инфографики ниже, чем используемой зарубежными каналами.
Несмотря на то, что российское телевидение имеет технологически развитую компанию «Меркатор», которая специализируется на создании качественной интерактивной инфографики, в целом визуальный пласт новостных программ представлен однообразно.
Современная телевизионная составляющая достигла того уровня, когда телевидение может позволить себе выпускать в эфир сложную, интерактивную, красочную инфографику, тем самым визуализируя поток информации.
Что касается особенностей средств визуализации информации региональными каналами, то стоит отметить, что телекомпания «Губерния» представляет зрителю инфографику, которая:
- максимально понятна, выражена оптимальным количеством информации, не перегружена и сопровождается закадровым текстом;
- не только статичная, но и динамическая, что улучшает ее восприятие;
- становится практически главным средством визуализации, появляясь в каждом новостном выпуске.
Важно также отметить ряд практических рекомендаций, обозначенных в результате исследования, могут оказаться полезными для рассматриваемого канала:
- телеканалу следует внедрить больше динамической инфографики, что может стать преимуществом как для самих материалов, так и передач в целом;
- удачной стратегией для телеканала может стать развитие производства инфографики, использующей числовые данные и делающей акцент на эффективной графической подаче журналистских историй;
- увеличение количества инфографики в новостных и аналитических передачах телеканала станет эффективным в привлечении аудитории.
Это значит, что телевизионный канал, использующий в своих новостных материалах динамическую, предельно простую, визуально привлекательную инфографику, развивающий свою информационную составляющую, сможет привлечь большое количество аудитории.
Данная работа может стать полезной производителям инфографики для новостных передач, продюсерам телеканалов, так как позволит создать или выбрать наиболее качественную и понятную модель инфографики, а так же студентам в качестве дополнительного материала по курсам «Новостная журналистика» и «Конвергентная редакция».
Список литературы:
- Мясникова М. А. Телевидение в современном медиапространстве / М.А. Мясникова // – Медиакультура новой России: материалы междунар. науч. конф. – Екатеринбург – 2007. – С. 134-149.
- Симакова, С. И. Инфографика на телевидении / С. И. Симакова // Вестник Челябинского государственного университета. Филологические науки. –2016. – № 9 (391). – С. 158-165.
- Симакова, С. И. К вопросу о визуализации на телевидении // Телевидение и радио: динамики и контексты: научный сборник / Под ред. Р. В. Даутовой, Л. Р. Хузеевой – Казань: Центр инновационных технологий, 2016. – С. 113–120.
- Фролова, М. А. История возникновения и развития инфографики / И. Доброва // Вестник Челябинского государственного университета. – 2014. – С. 98-112.
- Шевченко, В. Э. Визуальный контент как тенденция современной журналистики. / В. Э. Шевченко // Выпуск №4, – 2014 – С. 15.
Оставить комментарий