Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 7(7)

Рубрика журнала: Социология

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3

Библиографическое описание:
Трохова В.В. ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ МОБИЛЬНЫХ ПРИЛОЖЕНИЙ НА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ПОЛЕ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2017. № 7(7). URL: https://sibac.info/journal/student/7/78630 (дата обращения: 10.05.2024).

ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ МОБИЛЬНЫХ ПРИЛОЖЕНИЙ НА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ПОЛЕ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

Трохова Виктория Валерьевна

студент факультета Социологии СПбГУ,

РФ, г. Санкт-Петербург

На современном этапе развития общества процессы информатизации и виртуализации оказывают сильное воздействие на жизнедеятельность людей. Одним из результатов информатизации являются мобильные приложения. При этом они представляют собой совершенно новый технологический инструмент, при помощи которого индивиды всё чаще удовлетворяют свои потребности. Однако необходимо исследовать какое влияние мобильные приложения оказывают на жизнедеятельность людей, так как воздействие технологических новшеств на человека зачастую бывает противоречивым. В данной статье будет рассмотрены как позитивные, так и негативные стороны использования мобильных приложений.

Полезность мобильных приложений заключается в том, что они расширяют информационное и потребительское поле социальных агентов. Расширение потребительского поля происходит за счет рационализации деятельности пользователей, которая, в свою очередь, выражается в экономии временных, финансовых ресурсов, повышении уровня осведомленности и прочем. Рассмотрим каждое из данных проявлений полезности мобильных приложений подробнее.

В первую очередь, остановимся на рассмотрении полезности мобильных приложений с точки зрения удовлетворения индивидуальных потребностей пользователей. Например, такие мобильные приложения как мобильные браузеры, справочники, сервисы для хранения информации позволяют индивиду быстро находить необходимую информацию, с помощью которой он может организовать свою деятельность наиболее целесообразным образом.  Мобильные приложения, представляющие собой различные формы заказа продукции на дом, системы бронирования, интернет-магазины экономят время и силы индивидов на удовлетворение потребностей в товарах и услугах. В работе и учебе пользователям помогают приложения для создания и редактирования документов, которые дают возможность сделать необходимую работу в срок и в любой момент внести необходимые поправки. Также различные навигаторы и приложения с возможностью загрузки карт помогают пользователям быстро ориентироваться в незнакомых местах и строить наиболее оптимальные маршруты. Таким образом, различные мобильные приложения помогают пользователям в организации своей деятельности в плане наиболее рационального использования временных ресурсов. За счет чего растет производительность человеческой деятельности, которую в данном случае можно выразить через количество целерациональных действий в единицу времени.

Далее можно рассмотреть, как с помощью мобильных приложений пользователи могут экономить финансовые ресурсы. Во-первых, множество мобильных приложений предоставляет доступ к различным досуговым практикам на бесплатной основе. Пользователи могут бесплатно смотреть фильмы, читать книги, играть и прочее.  Также различные мобильные приложения такие как, к примеру, программы лояльности, сборники различных акций и скидок, интернет-магазины, доски объявлений позволяют пользователям экономить денежные средства на приобретение товаров и услуг. Множество калькуляторов, приложений банков с возможностью контроля своих счетов дают пользователям возможность рационально организовывать свои финансы. Более того мобильные приложения, оказывающие коммуникативные услуги, позволяют бесплатно общаться со своими близкими, друзьями, знакомыми, коллегами вне зависимости от их местоположения, а также знакомится и общаться с людьми со всего света совершенно бесплатно. Кроме того, через некоторые мобильные приложения можно работать или подрабатывать, а также получать доход посредством продажи бывших в использовании или новых товаров. Следовательно, мобильные приложения способствуют как экономии денежных средств индивидов, так и дают им возможность получать с их помощью как основной, так и дополнительный доход.

Как известно, функционирование общества невозможно без совместной деятельности людей. При этом важно отметить, что эффективность совместной деятельности социальных агентов (как отдельных индивидов, так и социальных институтов) зависит от того, насколько их действия будут согласованы между собой. В этом плане мобильные приложения дают пользователям возможность согласовывать свои действия друг с другом и тем самым повышать эффективность как индивидуальной, так и совместной деятельности. Данное суждение можно проиллюстрировать следующими примерами. Существует множество приложений таких как, например, мессенджеры, социальные сети, видеочаты, которые помогают всегда оставаться на связи с друзьями, коллегами по работе, родственниками, и, следовательно, согласовывать с ними свои действия. Также социальные сети, блоги дают пользователям возможность следить за модными тенденциями, получать советы от различных людей по организации деятельности, а также выражать свое мнение по различным вопросам и самому оказывать влияние на других людей.    Кроме того, мобильные приложения с афишами мероприятий, программы лояльности, новостные приложения позволяют индивидам согласовывать свои действия с действиями различных социальных институтов. Таким образом, получается, что мобильные приложения повышают эффективность как индивидуальной, так и совместной деятельности социальных агентов.

Далее следует рассмотреть роль мобильных приложений в самосовершенствовании и самоутверждении индивида. Множество мобильных приложений помогают в изучении иностранных языков, языков программирования, различных предметов, подготовке к экзаменам в игровой и тестовой форме. Существуют мобильные приложения, развивающие творческие навыки, это могут быть как игры, так и приложения, посвященные конкретному хобби. С помощью мобильных приложений, которые помогают рассчитывать прогресс в спорте, калькуляторов калорий, специализированных социальных сетей, направленных на отказ от вредных привычек, приложений с функцией напоминания о приеме лекарств и других пользователям легче вести и поддерживать здоровый образ жизни. Кроме того, есть мобильные приложения, к примеру, блоги, социальные сети, которые дают пользователям возможность самоутвердиться посредством создания личного информационного пространства и выражения своей позиции по различным вопросам. Теперь, чтобы стать популярным и иметь определенное воздействие на общественное мнение, достаточно лишь создать и вести свой блог, видеоблог или страницу в социальной сети.  Таким образом, отдельный пользователь становится активным участником виртуального взаимодействия.

Стоит отметить, что посредством мобильных приложений различных социальных сетей пользователь не только может активно выражать свое мнение в межличностной, групповой и массовой коммуникации, но и формировать и поддерживать собственный образ в виртуальном пространстве. Данный образ представляет собой виртуальную идентичность пользователя, формирование которой возможно посредством публикации фотографий в Instagram, различной информации в VK и Facebook, выражения собственной позиции по различным вопросам в Twitter, ведении блога в livejournal, видеоблога в Youtube и других. Хочется отметить, что хотя многие из вышеописанных практик были доступны и пользователям персональных компьютеров, однако именно мобильные приложения сделали их более массовыми и обыденными.

Можно также рассмотреть механизм формирования виртуальной идентичности. Согласно А.Е. Жичкиной и Е.П. Белинской виртуальная идентичность складывается как за счет переноса элементов идентичности из реального пространства в виртуальное, так и через активную деятельность субъекта деятельности в интернет-пространстве [2, c. 433]. В связи с тем, что мобильные приложения позволили людям находится в сети практически постоянно, взаимовлияние реальной и виртуальной идентичности усилилось.

В данном контексте следует также вспомнить о работе И. Гофмана «Представление себя другим в повседневной жизни». В рамках его подхода, можно говорить о том, что индивид при использовании мобильных приложений в качестве инструмента взаимодействия с другими людьми посредством текста, фото или видео, с одной стороны, собирает информацию об окружающих и их ожиданиях, которая нужна ему для выработки собственной линии поведения, а с другой, старается выразиться сам, чтобы создать с его точки зрения правильное впечатление у окружающих. В процессе самопрезентации индивид может выбирать тот или иной передний план, то есть некий набор выразительных приемов и инструментов, имеющих тенденцию к институализации, при взгляде на которые у аудитории формируется определенное мнение о данном индивиде.

Кроме того, стоит отметить, что виртуальное пространство позволило индивиду не только постоянно экспериментировать со своим передним планом, но и постоянно изменять свой личный передний план, к которому относятся внешний вид, пол, манера речи, цвет кожи, внешний вид, одежда и статусные символы [1, c. 45-63]. В этом отношении особенно хочется отметить популярное по всему миру мобильное приложение Snapchat, которое дает пользователям возможность изменять свою внешность, надевая на себя различные маски. При этом изображения или фотографии человека в масках изменяющих пол, возраст, черты лица, добавляющих макияж и аксессуары, а также представляющих человека в виде различных животных выглядят максимально реалистичными. Получается, что посредством изменения или целенаправленного отбора передних планов (в том числе личного переднего плана), а также представления информации о себе в различных социальных сетях и блогах, индивид может создать свою особую виртуальную идентичность. Необходимо отметить, что данный тип идентичности не всегда совпадает с его реальной идентичностью. Столкновение виртуальной и реальной идентичности может приводить к ролевому конфликту личности и оказывать неблагоприятное воздействие на психическое состояние человека.  

Следует также рассмотреть мобильные приложения как источник информации об окружающем нас мире. С одной стороны, мобильные приложения позволяют индивидам всегда быть информированными о различных событиях как в мире, так и в жизни своих родственников, друзей и знакомых, что дает им возможность легче принимать решения относительно своей деятельности. С другой стороны, информация, распространяемая через социальные сети вполне может оказаться ложной или наносящей вред здоровью человека.

Особенно опасное в данном контексте явление представляют собой так называемые «группы смерти». К ним относятся различные сообщества в социальных сетях, склоняющие детей и подростков к самоубийству. Особая опасность подобных сообществ заключается в том, что родителям сложно контролировать своих детей путем просмотра мобильных приложений на современных мобильных устройствах, особенно если учитывать тот факт, что сейчас большинство смартфонов оснащено сканером отпечатка пальца и паролем для входа. Однако хочется также отметить, что данная проблема не осталась без внимания государственных органов. Буквально недавно Государственная Дума приняла законопроект об уголовной ответственности за создание «групп смерти» в Интернете, а также закон, обязывающий Роскомнадзор следить за наличием в Интернете запрещенного контента, связанного со склонением детей и подростков к самоубийству [5]. По нашему мнению, принятие подобных мер и усиление институционального контроля за Интернет-пространством поможет в предотвращении множества информационных угроз в сети Интернет.

К негативной стороне использования мобильных приложений относится также возможность заинтересованных лиц (разработчиков, организаций-заказчиков приложений, спецслужб, хакеров и других) осуществлять контроль за пользователями мобильных устройств. А именно следить за историей поиска в браузерах, просматривать и распространять по интернету фотографии пользователей, следить за местоположением, подключаться к веб-камере смартфона или планшета, прослушивать разговоры и просматривать сообщения пользователей. Все подобные действия могут совершаться через установленное на устройство мобильное приложение, при этом сам пользователь может даже не подозревать о том, что за ним ведется тотальный электронный контроль. В связи с этим особенно необходимым представляется совершенствование системы защиты персональных данных на мобильных устройствах, а также усиление законодательного регулирования действий, представляющих собой вмешательство в частную жизнь граждан через мобильные устройства.

Далее следует рассмотреть такое явления, связанное с распространением мобильных приложений, как номофобия. Номофобией (от англ. «no mobile phobia») называют страх человека остаться без своего мобильного устройства. Согласно исследованию, проведенному учеными из университета штата Айова, номофобия состоит из следующих основных страхов: боязнь не иметь возможности выйти на связь; боязнь не иметь доступа к информации; неуверенность в себе из-за невозможности свериться со смартфоном, например, о своем местоположении на карте и других [3]. Другое исследование британских ученых показало, что еще в 2012 году, то есть 5 лет назад 66% жителей Великобритании страдало от номофобии [4]. По мере развития и распространения мобильных технологий, число пользователей, подверженных номофобии, скорее всего увеличилось по всему миру. Следовательно, мобильные телефоны не только стали неотъемлемым атрибутом нашей жизни, но и вызвали новый тип зависимости.

Таким образом, влияние мобильных приложений на пользователей может быть как позитивным, так и негативным. С одной стороны, мобильные приложения помогают в организации и рационализации как индивидуальной, так и совместной деятельности, участвуют в формировании виртуальной идентичности, а с другой, они могут выступать в качестве источника информационных угроз, а также вызывать зависимость. В связи с этим необходимо как развивать информационный сектор мобильных приложений, так и усиливать должный институциональный контроль за виртуальным пространством и повышать уровень безопасности мобильных устройств.

 

Список литературы:

  1. Гофман И.  Представление себя другим в повседневной жизни. Издательство: Канон-пресс-ц. М., 2000.  304 с.
  2. Жичкина А.Е., Белинская Е.П. Самопрезентация в виртуальной реальности и особенности идентичности подростка-пользователя Интернета // Образование и информационная культура. М., 2000. – C. 431-460
  3. Номофобия: болезнь XXI века [Электронный ресурс]. – URL: http://i24.com.ua/digest/zdorove/nomofobiya-bolezn-xxi-veka (дата обращения 10.05.17)
  4. Опрос OnePoll и SecurEnvoy «Nomophobia continues to sweep the US» [Электронный ресурс]. – URL: https://www.securenvoy.com/blog/2012/02/16/66-of-the-population-suffer-from-nomophobia-the-fear-of-being-without-their-phone/ (дата обращения 10.05.17)
  5. Создателей "групп смерти" лишат свободы на срок до 6 лет [Электронный ресурс] // Российская газета: сайт – URL: https://rg.ru/2017/05/26/sozdatelej-grupp-smerti-lishat-svobody-na-srok-do-6-let.html (дата обращения 26.05.17)

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.