Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 7(7)
Рубрика журнала: Философия
Секция: Религиоведение
Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3
СПЕЦИФИКА НОВЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ ДВИЖЕНИЙ, ОСОБЕННОСТИ ДОГМАТИКИ И КУЛЬТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
На первый взгляд, кажется, что специфика новых религиозных движений (далее НРД) лежит на «поверхности» и проистекает из самого названия. Однако проблема заключается в том, что в религиоведческой среде нет единого мнения, что считать НРД и в чем их специфика в отличие от других религиозных институтов. И по этой причине, разные ученые вкладывают в это понятие «разные смыслы» [5, с.153].
Если разбирать название данного феномена по словам из которых составлена аббревиатура НРД, то мы увидим ряд не состыковок между тем, какой смысл в этих словах заложен и тем, кем являются представители, отнесенные к данной религиозной группе. Говоря о новизне как о теологии этих групп, мы увидим, что не всегда это только «новое» учение, но и имевшие место в истории ереси (особенно, когда речь идет о «неохристианских» группах). По утверждению профессора Евдокимова А.Ю.: «…ничего нового в их учении нет, всё это было известно ранее со времен вселенских соборов» [7, с.6]. Если подходить к новизне, не с точки зрения теологии, а по хронологическому признаку, тогда под это определение попадают некоторые протестантские конфессии [1, с.15].
Говоря о религиозности, как ещё об одном признаке, здесь также не всё однозначно, потому как некоторые сообщества, которые отнесены исследователями в категорию НРД, трудно бывает назвать религиозными (кроме того, что они сами себя пытаются активно к ним причислить). Например, саентологи, которые большинством религиоведов включены в категорию НРД, но при этом в некоторых странах Европы вообще не признаны религией [8, с.46-55].
Английский социолог Айлин Баркер, подчеркивая «опасность широких обобщений» в понятии НРД, выделяет «основные достаточно характерные для НРД» особенности: «первое поколение верующих», наличие «харизматического лидера», «социально-экономический статус членов НРД» [3, с.44-50]. Под «первым поколением» подразумевается, как правило, в этих организациях много новообращенных и меньше людей исповедующих данную религию второго и третьего поколения. Среди последователей НРД бывает мало детей и ещё меньше пожилых. Как считает Ален Баркер, частыми причинами того, что молодёжь становится частью НРД является то, что «там она находит для себя «семью»; удовлетворяет духовный поиск; противопоставляет себя родителям, а также по причине своего идеализма» [11, p.340].
Одним из показателей того, что движение становится более «институционализированным» это приближение его демографического состава к показателям окружающего общества. В этой связи Астахова Л. С. отмечает, что любая организация и религиозная, в том числе переживает три стадии: «рождения и роста, зрелость, умирание… И если после дряхления она не умирает, то можно говорить о её трансформации в «деноминацию»» [1, с.37]
Говоря о таком факторе как наличие «харизматического лидера», Баркер замечает, что, как правило, новые религиозные движения образовываются лидером, который «обладает» либо сверхъестественными способностями, либо особыми знаниями и этим привлекает внимание последователей [3, с.49].
«Социально-экономический статус членов» во многих известных на западе НРД, по мнению Баркер, выше среднего, а «за плечами хорошее образование и все условия для карьеры» [3, с.50]. Хотя бывают и исключения, на примере движения Растафари, или Храма Духовной Молодежи.
Известный российский религиовед Кантеров И.Я., ссылаясь на исследования А. Баркер, добавляет ещё четыре особенности: «разрыв с прошлым» в вопросах вероучения и религиозных практик, которые выделяется на фоне «старых религий» большей ясностью, и абсолютностью; Ярко выражена «Дихотомия» в том, что «верования и практики НРД, альтернативны верованиям и практикам большей части общества»; но от поколения к поколению происходят «перемены» вероучения от фанатичного на более «ординарные»; «подозрения и дискриминации» НРД со стороны окружающего общества [9, с.80-82]. И это не удивительно т.к. всё новое оно всегда вызывает подозрение. Но как замечает Астахова Л. С. этот признак в НРД часто «позволяет поддерживать мученический венец отдельным избранным» [1, с.43].
Матецкая А. В. немного расширяет список особенностей присущих НРД. Кроме относительно «малого» возраста организации и наличия харизматического лидера, она добавляет такие характеристики как: аморфность организационной структуры; синкретизм вероучения, которое может включать в себя элементы самых разных религиозных доктрин, а также принципы, выработанные идейными лидерами движения; высокая вовлеченность верующих в жизнь религиозной группы; высокая миссионерская активность, часто имеющая международный характер; «текучесть» состава религиозной группы; неукорененность в местной, «родной» религиозной традиции; немногочисленность, на фоне приверженцев традиционных религий [10, с.10,11].
Григорьева Л. И., изучая вероучительную и религиоведческую литературу НРД, выбирает другой подход в определении их характерных особенностей. В частности, говоря о религиозной новизне, она считает, что эта «новизна» выражается не в догмах и не в историческом аспекте, а в изменении базовых концепциях, которые по-новому понимаются в НРД в отличие от традиционных религий. По её мнению, это выражается в следующих трех концепциях: «изменение концепции бога», «изменение концепции человека», «изменении концепции спасения» [6, с.13].
1. Изменение концепции бога, по мнению Григорьевой «заключается в переходе от позиции тварь - творец, к установкам на партнерство, и сотрудничество. Либо подмена понятия бога более расплывчатыми понятиями Абсолюта».
2. Изменение концепции человека «проявляется в переходе от идеи изначальной греховности, связанной с чувством вины, покаяния, самоуничижения к идее потенциального величия человека».
3. Изменении концепции спасения выражено в том, что через «практические, прикладные методики изменения сознания, психического состояния личности даются реальные чувство облегчения, успокоения здесь и сейчас, а не в потустороннем мире». [6, с.13]
Е. Г. Балагушкин группирует особенности НРД по разным сферам религиозной жизни. Так он выделяет: 1. Особенности вероучения, 2. Особенности ритуальной обрядности, 3. Особенности организации религиозной деятельности, 4. Особенности социальных программ, 5. Особенности взаимоотношений с социальным окружением [2, с.120-128].
Особенности вероучения, выражены в том, что «доктрины новых религий часто провозглашаются в качестве «тайного учения»», которые превосходней, догматики традиционных церквей, или научных знаний. [2, с.120-128]. Для того чтобы выглядеть оригинально в НРД создается новая каноническая литература, либо создаются комментарии для прочтения по-новому старых канонических книг. Так если мы возьмем многие известные НРД, то мы увидим, что многие из них утверждают о наличии у них особых откровений или знаний. Кроме этого наблюдается динамичность доктринальных норм, через приспособление своей идеологии к меняющимся обстоятельствам во внешнем мире и внутри религиозной группы. К примеру «Свидетели Иеговы» много раз назначали разные даты «Второго пришествия Христа» и каждый раз, когда этого не происходило, менялась либо дата, либо отношение организации к этой дате [4, с.76-77].
Особенности ритуальной обрядности в НРД выражены в том, что им часто придается практический смысл. На фоне этого, часто подчеркивается преимущество обрядовой практики в НРД перед традиционными религиями, которые обвиняются «формальном соблюдении обрядности». Так же Балагушкин отмечает, что переживание религиозного опыта в НРД ставится выше, чем доктринальная сторона организации. [2, с.124]
Особенности организации религиозной деятельности, выражаются в том, что вначале своего образования НРД выглядят как небольшие движения и группы, но постепенно перерастают в «организационную определенность и строгость, возникают нетрадиционные религиозные институты» в виде коммун, ВУЗов, радио-телецентров [2, с.125]. Через это, миссионерская работа активно ведется с разными слоями общества, начиная от детей, заканчивая бизнесменами.
Особенности социальных программ, характеризующиеся тем, что НРД «разрабатывают специальные доктрины и конкретные программы, а нередко пытаются их практически реализовать в форме определенных социально-утопических экспериментов» [2, с.126]. В пример приводятся такие социальные эксперименты как строительство кришнаитами «Городов Бога», или Виссарионом «Город солнца».
Особенности взаимоотношений с социальным окружением, проявляются в том, что большинству НРД «свойственна острая конфронтация с господствующим социальным строем и его официальными общественными и церковными институтами» [2, с.128]. Но со временем эта конфронтация ослабевает и НРД приспосабливается к окружающему социуму.
Делая краткий итог того, что наблюдают в специфике НРД религиоведы, прослеживается ряд особенностей:
1. Последователи новых религиозных движений в основном молодые люди, чаще в первом поколении, представляющие средний класс, образованные. Они глубоко вовлечены во внутреннюю жизнь общины и активны на внешнем миссионерском поле. При этом члены группы не постоянны, что выражается в «текучести» состава религиозной группы.
На наш взгляд, всё это связано с активной миссионерской деятельностью. Если, к примеру, в традиционные религии люди приходят по «наследству» или через самостоятельные «богоискания», то в НРД человека активно приглашают и потому там оказывается много людей на эмоциональной волне, без твердых убеждений, как правило, молодые. Со временем, человек взрослеет, эмоции утихают, исчезает «молодёжный максимализм» и он покидает группу.
2. Догматика отличается от вероучения традиционных конфессий своей яркостью, категоричностью (что весьма согласуется с возрастной тенденцией молодых людей), уникальностью и часто ей противопоставляется. При этом, более гибкая и синкретичная, что несомненно, всегда привлекательнее, т.к. может лавировать «подхватывая» все современные тренды.
Возможно, в этом проявляется постмодернистская философия нашего общества, когда с одной стороны «у каждого своя правда» и человек строит свои убеждения на личном опыте, вопреки опыту и традиции «отцов». А с другой стороны, отсутствие авторитетов восполняется наличием харизматического лидера, который «здесь и сейчас» в современных реалиях открывает «смысл жизни» и «путь ко спасению».
3. Культовая практика более эмоционально выражена, имеет практический смысл, и подразумевает личное «не притворное» участие. При этом человек ощущает себя не «рабом», а «партнёром» Бога. Это позволяет человеку пережить новый религиозный опыт и в своих глазах как-то возвысится.
4. НРД как организация, отличается своей гибкостью, активностью и миссионерской креативностью. И это скорее связано с тем, что, не имея своей фундаментальной религиозной традиции, большого бюрократического аппарата, ей проще быть «поворотливей» в нашем быстро меняющемся мире. Кроме этого, наличие различных «нетрадиционных религиозных институтов» позволяет большему числу приверженцев самореализоваться в религиозной сфере и активно влиять на большую массу людей.
5. Оппозиционность НРД. Пусть может не ярко выраженная, «умеренная», но всё же присутствующая, т.к. в этом заложен весь смысл движения. Иначе, если не будет противопоставления, хоть в чем-то «господствующему социальному строю и его религиозным институтам», тогда и не будет смысла в самом движении. По этой причине, организация относящаяся к НРД испытывает на себе либо мнимое, либо реальное «подозрение и дискриминацию», пребывая всегда в статусе «белой вороны» на фоне традиционной религии.
По сути дела, говоря об НРД, мы встречаемся с некой религиозной субкультурой, носители которой по-другому исповедуют свою религию, иначе смотрят на Бога, на окружающий социум, при этом находясь в меньшинстве, убеждены в своем превосходстве или просвещённости на фоне других.
Список литературы:
- Астахова Л. С. Нетрадиционные религиозные движения и культы: кризис идентичности: учеб. пособие. - Казань: Казан. гос. ун-т, 2009. –160 с.
- Балагушкин Е.Г. Проблемы морфологического анализа религий. – М., 2003. — 218 с.
- Баркер А. Новые религиозные движения. Практическое введение. Русский Христианский гуманитарный институт Санкт-Петербург 1997. – 275с.
- Берри Г. Во что они верят. Духовное возрождение М. 1994. — 392с.
- Васильева Е. Н. Новые религиозные движения: понятие и специфика // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2016. №1 – С. 153-164
- Григорьева Л. И. Нетрадиционные религии в современной России: Социальная природа и тенденции эволюции. Автореферат дис. кан. фил. наук. — Москва, 1994— 18с.
- Евдокимов А.Ю. «новые» религиозные движения: учебное пособие. – М.: ИПК МГЛУ «Рема», 2011. – 242с.
- Иваненко С. И. Проблемы обоснованности и достоверности выводов религиоведческой экспертизы // Исламоведение. 2013. №4 – С.46-55
- Кантеров И. Я. Новые религиозные движения (введение в основные концепции и термины) : учеб. пособие. ун-т. – Владимир: Изд-во Владим. гос. ун-та, 2006. – 420с.
- Эгильский Е.Э. Новые религиозные движения. Современные нетрадиционные религии и эзотерические учения: учебное пособие / Е.Э. Эгильский, А.В. Матецкая, С.И. Самыгин. - М.: КНОРУС, 2011. – 224 с.
- Barker E. Religous Movements: Cult and AnticultSince Jonestown// Annual Review of Sociology. Vol. 12 – 1986 – pp. 329-346
Оставить комментарий