Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 7(7)

Рубрика журнала: Философия

Секция: Религиоведение

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3

Библиографическое описание:
Антонов А.А. ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКСТРЕМИСТСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ (НА ОСНОВЕ ТЕКСТОВ ЭКСТРЕМИСТСКИХ РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ) // Студенческий: электрон. научн. журн. 2017. № 7(7). URL: https://sibac.info/journal/student/7/77168 (дата обращения: 23.12.2024).

ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКСТРЕМИСТСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ (НА ОСНОВЕ ТЕКСТОВ ЭКСТРЕМИСТСКИХ РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ)

Антонов Александр Александрович

магистрант, кафедра религиоведения КФУ,

РФ, г. Казань

Религиозный экстремизм это опасное девиантное явление, которое вносит дисбаланс в общество; он порождает страх, ненависть, вражду и насилие.

Предотвратить пагубное влияние экстремизма является одной из актуальных задач современности. С экстремизмом сегодня борются все страны мира, в том числе и Россия: разрабатываются различные методы противостояния религиозному экстремизму и способы предотвращения его возникновения[3]. Однако по сей день проблема экстремизма остается не решенной. На наш взгляд, причиной тому является недостаточное понимание данного феномена, а именно того, каким образом человек подвергается влиянию экстремизма. Для того чтобы это понять, реконструируем схему формирования религиозного экстремистского мировоззрения.

В данную схему вошли два этапа: религиозный и экстремистский, каждый из которых делится на два подэтапа (соответственно, религиозный - на фанатичный и радикально-пассивный, а экстремистский - на радикально-активный и религиозно-регрессивный).

На первом этапе формирования экстремистского мировоззрения человеку предлагается познакомиться с религиозным учением, которое исповедует экстремистская организация. На данном этапе, как правило, в предлагаемом для усваивания материале полностью отсутствуют экстремистские идеи и предлагаемая информация является целиком религиозной.

На следующем этапе – фанатичном –идеологи стараются разрушить прежнюю модель мира человека и заменить ее предлагаемым организацией учением, где центральным элементов всей жизни человека ставилась бы религия данной организации. На этом этапе из человека делают религиозного фанатика, который будет жить ради своей религии, религиозной организации, считая ее своей семьей и домом.

Сформировав фанатизм, экстремистские идеологи приступают к следующему этапу – радикально-пассивному. На данном этапе идеологи плавно переводят мировоззренческий вектор индивида с религиозной сферы на социально-политические проблемы. Всячески акцентируя внимание на несоответствии устройства мира, государства их учению. В результате человек начинает воспринимать окружающий мир, который не соответствует нормам учения, как греховный и неверный[2]. Однако на данном этапе индивид все еще не предпринимает каких-либо активных шагов для разрешения данной проблемы, поэтому его все еще нельзя считать экстремистом, поскольку он не совершал никаких экстремистских актов, хоть и начал задумываться о них.

Когда же индивид совершает экстремистский акт, он обретает статус религиозного экстремиста и переходит на предпоследний - радикально-активный - этап. На данной стадии человек начинает воспринимать экстремистский акт как одну из обязательных догм учения, в результате в его сознании они отождествляются. Более того, теперь только после совершения подобного акта член группы может считать себя полноценным верующим и частью организации.

Последним этапом, завершающим формирование религиозного экстремистского мировоззрения индивида, является религиозно-регрессивный этап. На данной стадии религия в сознании человека уходит на второй план и используется экстремистом только в качестве оправдания своих действий, однако все, что интересует личность на данной стадии, - это совершение самих экстремистских актов. «Действие ради действия» - так можно сформулировать цель жизни человека, достигшего данного этапа.

Таким образом, следуя разработанной нами теории, можно сделать вывод, что главным аспектом в формировании экстремистского мировоззрения является уменьшение религиозной и увеличение социально-политической составляющей учения по мере становления экстремистского мировоззрения.

Для того чтобы доказать данную теорию, мы проанализировали материалы религиозных экстремистских организаций и пришли к выводам, что тексты, предлагаемые адептам на двух этапах (религиозном и экстремистском) в значительной степени отличаются друг от друга.

За основу исследования были взяты тексты экстремистской религиозной организации Хизбут-Тахрир аль-Ислами и материалы последователей экстремистского неоязычника Доброслава. Материалы были классифицированы в соответствии с выделенными ранее двумя этапами. Классификация материала происходила на основе анализа официального сайта Хизбут-Тахрир, а также группы «Доброслав» в социальной Интернет-сети «Вконтакте». После чего нами был произведен сравнительный анализ и контент-анализ материала, а также подведены итоги исследования.

Согласно проведенной работе, тексты религиозного этапа по своему содержанию направлены на пропаганду определенной религии, исповедуемой лидером организации.Читатель или неофит в начале своего обучения должен утвердиться в своем новом религиозном мировоззрении, которое пропагандирует организация. Оно должно стать центральным в его жизни. Для этого экстремистские организации прибегают к различным приемам, заставляющим усомниться в правильности прежней жизни и взгляда на мир, что в целом направлено на разрушение старой модели мира. Так, например, авторы экстремистских текстов пытаются вести с читателем беседу и убедить его в том, что корень его несчастий лежит в неправильном образе жизни и видении мира, но, не обвиняя его в этом, а наоборот, сочувствуя, создавая таким образом доверительное отношение, после чего предлагается свое «правильное» видение мира.

Также для религиозного этапа не характерно акцентирование внимания на социальных или политических проблем. Подобное если и имеет место быть, то не является главенствующим элементом в тексте. Согласно нашему исследованию, средний процент текста, который приходится на социально-политическую категорию, на религиозном этапе составляетне более 21%, в отличие от экстремистского этапа, где на социально-политическую категорию отводится более половины текста.

Стоит также отметить, что на религиозном этапе экстремистские организации стараются избегать упоминания радикальных идей их учения. Это делается для того, чтобы не шокировать и не потерять потенциального члена экстремистской организации, поскольку прежнее мировоззрение неофита еще не успело претерпеть радикальных изменений и не сложилось доверительного отношения между неофитом и организацией[1]. Неофит на данном этапе все еще может иметь высокую степень критического восприятия текста, а потому есть риск отвержения навязываемой идеологии.

В целом первый этап нельзя назватьэкстремистским, так как он основывается на религиозных идеях и имеет целью ознакомление неофита с религиозными взглядами организации, а не призывает к активным деструктивным действиям против социума.

Следующий этап - экстремистский - имеет две основных цели: направить внимание члена организации на социально-политические проблемы и сформировать готовность к действиям, в том числе, радикальным.Достигается это путем запугивания, внушением таких идей, как дихотомия мира, делением социального поля индивида на своих и чужих, врагов и друзей. Культивируется идея обязательного действия, а бездействие приравнивается к греху, так, например, в экстремистской организации Хизб ут-Тахрир если ты не способствуешь установлению шариата, свержению правительства,которое не поддерживает законов ислама, то ты объявляешься грешником, становишься врагом.

Религия на данном этапе перестает быть первичной, ею пользуются для того чтобы запугать человека или оправдать действия экстремистского характера. На втором этапе происходит уменьшение религиозной составляющей в текстах.

Таким образом, разработанная нами теория представляет новое видение сущности религиозного экстремизма, что может способствовать разработке, на основе данной идеи, эффективной технологии по борьбе с экстремизмом.

 

Список литературы:

  1. Грановская Р. М. Психология веры [электронный ресурс] http://www.studmed.ru/granovskaya-rm-psihologiya-very_8d5872b4756.html (дата обращения:10.05.17).
  2. Джеймс У. Многообразие религиозного опыта / У.Джеймс. – М: Наука, 1993. – 432 с.
  3. Яхъяев М. Я. Истоки и причины существования экстремизма как негативного социального явления [электронный ресурс] http://www.ekstremizm.ru/biblioteka/item/187-istoki-i-prichiny-ekstremizma (дата обращения:15.05.17).

Оставить комментарий