Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 25(69)

Рубрика журнала: Юриспруденция

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3

Библиографическое описание:
Скоркина Е.В. НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДОГОВОРА ДАРЕНИЯ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2019. № 25(69). URL: https://sibac.info/journal/student/69/149138 (дата обращения: 23.12.2024).

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДОГОВОРА ДАРЕНИЯ

Скоркина Елена Владимировна

магистрант, факультет юриcпруденции, СПбГУАП, 

РФ, г. Санкт-Петербург

Аннотация. Статья посвящена вопросам правового регулирования заключения договора дарения. Автор анализирует основные проблемы, возникающие при заключении договора дарения, и предлагает пути для их разрешения.

 

Ключевые слова: договор дарения, заключение договора дарения, недействительность договора дарения, притворность сделки.

 

Договор дарения относится к одному из самых распространенных договоров в гражданско-правовом обороте. Процедура дарения имеет четкую законодательную регламентацию, поэтому несоблюдение сторонами установленного порядка заключения договора может привести к неблагоприятным последствиям как для самого дарителя, так и для одаряемого.

Договор дарения подчиняется общим правилам об обязательствах и сделках, одновременно, он обладает особенностью, которая оказывает влияние на отношения, возникающие на его основе между сторонами – безвозмездный характер. Именно безвозмездный характер обуславливает определенные требования со стороны законодателя, предъявляемые к субъектному составу и в ряде случаев к форме договора дарения.

Например, ст. 575 Гражданского кодекса Российской Федерации [1] (далее – ГК РФ) закрепляет, с одной стороны, правила о запрете дарения определенным категориям лицам, в частности государственным служащим, с другой – возможность дарения подарков, стоимость которых не превышает трех тысяч рублей. Данное положение напрямую вступает в противоречие с п. 6 ст. 17 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 N 79-ФЗ [2], согласно которому государственным служащим запрещено получать любые вознаграждения (подарки, денежные средства и т. д.) в связи с исполнением ими своих должностных обязанностей. Для решения данной правовой коллизии ряд специалистов гражданско-правовой доктрины предлагают исключить п. 3 из ч. 1 ст. 575 ГК РФ [5, с. 271].

Представляется целесообразным не исключить данный подпункт из рассматриваемой статьи, а дополнить его положением, которое запрещает принимать любые вознаграждения вне зависимости от их стоимости, связанных со служебным положением государственного служащего, одновременно, которое допускает возможность получения подарков, не связанных с осуществлением служебных обязанностей (например, подарок на день рождения или свадьбу).

Заслуживает внимание изменение по совершенствованию отечественного законодательства, предложенное Н.В. Хлоновой, в силу которого необходимо установить запрет на дарение для бывших государственных служащих, если вознаграждение передается в связи с уже исполненными должностными обязанностями [6, с. 83].

Относительно вопроса о форме договора дарения, законодательство предусматривает две формы: устную и письменную. Письменная форма обязательна, во-первых, если одной из сторон является юридическое лицо и стоимость дара превышает три тысячи рублей, а, во-вторых, если договор содержит обещание дарения в будущем.

Среди главных проблем при заключении договора дарения, которые зачастую становятся основанием для признания договора недействительным можно выделить следующие:

1. Заключение договора дарения, совершенное по заблуждению или в связи с обманом, при таком обстоятельстве, как правило, даритель не осознавал характер и последствия своих действий.

2. Заключение договора дарения, с целью прикрыть другую сделку (притворная сделка). Так, анализ судебной практики свидетельствует, что прикрытие договора купли-продажи дарением является самым распространенным примером притворной сделки [4, с. 72].

Первая проблема зачастую связана с низким уровнем правовой грамотности дарителей, которые не осознают характер и последствия заключения договора дарения, который предполагает переход права собственности. Как правило, к данной категории граждан относятся лица пожилого возраста, которые, с одной стороны, могут быть введены в заблуждение родственниками и другими лицами, с другой стороны, могут просто не знать о преимуществах договора ренты или завещания.

Что касается второй проблемы, то причин ее возникновения может быть несколько. Во-первых, как и в первом случае, может быть правовая безграмотность сторон, которые, например, в договоре дарения указывают условия характерные для договора ренты (ст. 583 ГК РФ). Во-вторых, недобросовестные граждане пытаются воспользоваться «преимуществами» договора дарения «прикрывая» другую сделку (как правило, куплю-продажу).

В данном случае идет речь о двух важных «преимуществах» договора дарения по сравнению с договором купли-продажи, которые обусловлены в первую очередь безвозмездностью и социальной значимостью института дарения.

Итак, первое «преимущество» связано с освобождением от налогообложения при дарении. При таком обстоятельстве стороны заключают договор дарения, а денежные средства передаются, например, по расписке. Одновременно, одаряемый (реальный покупатель) ставится в невыгодное положение, поскольку даритель не обязан передать дар в том или ином виде, более того, он вправе отказаться от выполнения дарственного обещания или отменить дарение (ст. ст. 577, 588 ГК РФ).

Второе «преимущество» связано с отсутствием необходимости получать разрешение от лиц, имеющих преимущественное право покупки при продаже доли в недвижимости. Поскольку дарение безвозмездно и целью дарения не является получение какой-либо прибыли, то на него данная норма не распространяется.

Возможным решением данных двух проблем может стать введение обязательной нотариальной формы для договора дарения недвижимого имущества. В частности, в настоящий момент нотариус не только обязан разъяснить правовые последствия заключаемого сторонами договора, но и выявить истинное волеизъявление сторон. Более того, в силу ст. 17 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате [3], нотариус несет имущественную ответственность за законность совершения сделки.

Таким образом, с одной стороны, никто не сможет воспользоваться правовой неосведомленностью дарителя, к которым, как правило, относятся лица пожилого возраста, с другой – сторонам будет труднее «прикрыть» дарением другую сделку.

 

Список литературы:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 29.07.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 30.12.2018) // Собр. законодательства РФ. 29.01.1996. N 5. Ст. 410.
  2. Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 11.12.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019) // Собр. законодательства РФ. 02.08.2004. N 31. Ст. 3215.
  3. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате (утв. ВС РФ 11.02.1993 N 4462-1) (ред. от 27.12.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.02.2019) // Ведомости СНД и ВС РФ. 11.03.1993. N 10. Ст. 357.
  4. Дарков А. А. Анализ основных проблем, возникающих при применении правовых норм о договоре дарения // Закон и право. 2019. N 2. С. 69 – 75.
  5. Жук Э. В. Основные направления совершенствования правового регулирования договора дарения в Российской Федерации // Среднерусский вестник общественных наук. 2016. N 6. С. 265 – 275.
  6. Хлонова Н. В. Совершенствование антикоррупционного запрета на дарение с учетом опыта ФРГ // Актуальные проблемы экономики и права. 2011. N 4. С. 82 – 85.

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.