Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 25(69)

Рубрика журнала: Технические науки

Секция: Архитектура, Строительство

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3

Библиографическое описание:
Федорова А.Н. ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПРИНИМАЕМОГО ПРОСТРАНСТВА В АРХИТЕКТУРНОЙ СРЕДЕ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2019. № 25(69). URL: https://sibac.info/journal/student/69/148971 (дата обращения: 19.10.2024).

ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПРИНИМАЕМОГО ПРОСТРАНСТВА В АРХИТЕКТУРНОЙ СРЕДЕ

Федорова Анастасия Николаевна

магистрант, кафедра теории и практики архитектурного проектирования, ФГБОУ ВО «ВГТУ»,

РФ, г. Воронеж

Основанные на единой художественной концепции, интуитивно или сознательно преломляющей творческое мышление архитектора, различные аспекты дизайна выступают в качестве определенного фактора формирования эмоционально-психологического воздействия архитектурной среды. Средства реализации замысла в архитектуре являются концептуальной основой проектного мастерства, которая включает в себя правила стиля, гармонию, ассимиляцию течений искусства, формообразование, пластику деталей, пропорциональность, масштабность, ритмический строй, игру фактур и светотени, колористику, тектоническую организацию и динамику.

Группа средств эмоционального воздействия состоит из методов организации перцептивного пространства. Его характеристики оказывают устойчивое эмоциональное воздействие, например, сложность планирования или геометрическая простота, изоляция или открытость, активно выраженная ориентация или централизация пространственных элементов среды. Понятие внутреннего и внешнего пространства определяет взаиморасположение пространств относительно друг друга. Например, улица — внешнее пространство по отношению к сооружению. Понятие закрытое или открытое пространство определяет взаимоотношения архитектурных пространств и природных. “Закрытое пространство” характеризуется материальной изолированностью спроектированной сцены от природного пространства в целях обеспечения защитных функций. “Открытое пространство” напротив, находится непосредственно в природных условиях. Существует термин “городской интерьер”, или “интерьер открытых пространств”. Даже внутреннее пространство здания может дифференцироваться на внутренние и внешние подпространства. Это можно рассматривать как результат осознания в зрительном восприятии различных фундаментальных потребностей человека и связанных с ними пространственных элементов. Пространство создает ощущение комфорта или дискомфорта, мягкое обволакивание или жесткое ограничение, разнообразное или однообразное, обладающее многими другими значениями и вызывающее разнообразные эмоции. Конечно, эмоциональное воздействие воспринимаемого пространства зависит от конкретных действий и поведения людей в данной среде, от архитектурного облика среды. В то же время можно условно выделить конкретные средства формирования эмоционального воздействия на перцептивное пространство, обладающее собственной относительной самостоятельностью, что подтверждается тонким использованием в динамике формы соответствующих пространственных элементов среды в истории. архитектура.

Психика человека устроена таким образом, что неоднозначные, разные по масштабу пространства, обычно большие свободные пространства превращают в сознание чувство величия, торжественности, свободы - что градостроители стараются вписаться в главные площади больших городов. Пространство может показаться зрителю пустым, если его размеры становятся преувеличенными или непропорциональными. Маленькая платформа чаще всего выглядит как уютное и безопасное пространство, но возможен и диаметрально противоположный эффект - теснота, дискомфорт, незащищенность. Этот механизм работает не только в зависимости от размера, но и с пропорциями пространства - изменение соотношения архитектурных объемов можно проследить в довольно широком и неоднозначном диапазоне переживаний человека, воспринимающего область - от уязвимости, забитой в тесном дворе - колодец, где высота стен превышает половину от максимального линейного размера площадки, до беззащитности, незащищенности на большой пустоши, ширина и длина которой в 4-5 раз больше, чем у ее вертикальных заборов. В этом случае можно исправить впечатление неудобных помещений, используя альтернативные инструменты в руках архитектора. Полностью «закрытая» площадь из-за разнообразия зданий, живописный план не подавляет зрителя, а полностью «открытая» обширная площадь выглядит интимно благодаря ее разрезанию на отдельные участки, украшенные скульптурами, элементами украшения, декоративного искусства.

Кроме того, моменты планирования игры планируют ориентиры и доминанты, например, уменьшение количества улиц, выходящих на площадь; использование средств, визуально маскирующих их выходы; отсутствие перекрестков и т. д., в конечном счете, позволяет создавать небольшие гармонично воспринимаемые целостные пространства, ограниченные по периметру близко расположенными многоквартирными домами, административными зданиями, религиозными зданиями, высотными зданиями, соразмерными с площадью пространства.

Нередко возникает ситуация, характерная для современного жилого района: из жилых зданий внутреннее пространство, полуотделенное от автомагистралей, ограничено плоскостями зданий одинаковой высоты, а внутренние помещения одинаковы по организации. расположены поблизости. В новых масштабных ансамблях городского планирования со значительными внутригородскими территориями и дорогами взаимосвязь между эмоциональным воздействием городской среды и организацией пространства не менее очевидна. Перемещаясь из одного полузакрытого, ровного внутреннего двора в другой и далее, наблюдая во всех интервалах одинаковые силуэты, образы и их чередования, человек чувствует себя дезориентированным.

Есть еще много нерешенных вопросов о влиянии на психоэмоциональное состояние человека определенных физических объемов и форм. Например, форма ниш, полузакрытых с точки зрения создания эффекта личной жизни человека, его изоляции от внешних посторонних воздействий, конфиденциальности от отвлекающих факторов. Мы находим подобные элементы в архитектурных объектах различного характера и назначения. Эти ниши - нимфы римских дворцов, ниши в стенах христианских церквей и частные дизайнерские решения малоизвестных сооружений. Пропорции и масштабы человеку такой структуры, как можно предположить, соответствуют биофизическим и эргономическим законам, связанным с воздействием на воспринимающего его собственного биологического поля. Существуют гипотезы о том, что в таком пространстве еще не известен метод, усиливающий этот эффект, помещающий человека в усиленное отражение. Здесь механизм влияния архитектурного пространства лежит больше в сфере биофизических закономерностей, чем в сфере психосемантики.

Крупнейшие современные архитекторы, создавая свои работы, уделяют особое внимание сохранению ощущения внутреннего и внешнего пространства. Это материал, в котором есть тела (массы и пустоты), проявляющие, что наиболее важно, различные взаимодействия благодаря своей энергии и процессам, происходящим в деятельности. Поэтому необходимо осознать и проанализировать пространство как территорию взаимодействия организма (человека, который в нем движется) и его среды.

 

Список литературы:

  1. Архитектура и эмоциональный мир человека, Забельшанский Г.Б., Минервин Г.Б., Раппапорт А.Г., Сомов Г.Ю. Под научной редакцией Г.Б. Минервина. Москва: ЦНИИТИА, 1985
  2. Немов П.С. Общие основы психологии / П.С. Немов. – М.: Владос, 1999.
  3. Степанов, А. В. Архитектура и психология / А. В.Степанов, Г. И. Иванова, Н. Н. Нечаев. – М. : Стройиздат, 1993.

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.