Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 24(68)

Рубрика журнала: Политология

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3

Библиографическое описание:
Ольшевская И.В. ЭТНИЧЕСКИЕ МЕНЬШИНСТВА В НОРМАТИВНЫХ АКТАХ МЕЖПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ЕВРОПЫ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2019. № 24(68). URL: https://sibac.info/journal/student/68/148685 (дата обращения: 09.01.2025).

ЭТНИЧЕСКИЕ МЕНЬШИНСТВА В НОРМАТИВНЫХ АКТАХ МЕЖПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ЕВРОПЫ

Ольшевская Ирэна Валентиновна

магистрант, Северный (Арктический) Федеральный университет им. М.В. Ломоносова

РФ, г. Архангельск

ETHNIC MINORITIES IN THE NORMATIVE ACTS OF INTERGOVERNMENTAL ORGANIZATIONS OF EUROPE

 

Irena Olshevskaya

Master’s Degree student Northern (Arctic) Federal university named after M.V. Lomonosov

Russia, Arkhangelsk

 

АННОТАЦИЯ

Частью современной политической культуры общества многих стран, является защита интересов не только граждан, но и меньшинств. За последние годы стремительно возрастает значимость решения проблем этнических меньшинств, таких как: сохранение не только своей самобытности, но и культуры. Защита этнических меньшинств, должна основываться на равных коллективных правах и недопущении какой - либо дискриминации, что позволит меньшинствам развивать, как и прежде свою самобытность, не в ущерб государства. Защита прав этнических меньшинств должна не только создать условия для сохранения их самобытности, но также обеспечить равные права с доминирующим этносом в различных сферах их жизни.

ABSTRACT

Protection of the interests of not only citizens, but also minorities is part of the modern political culture of the society of many countries. In recent years, the importance of solving the problems of ethnic minorities, such as: preserving not only their identity, but also their culture, has rapidly increased. The protection of ethnic minorities should be based on equal collective rights and non-discrimination, which will allow minorities to develop, as before, their identity, not to the detriment of the state. Protecting the rights of ethnic minorities should not only create the conditions for preserving their identity, but also ensure equal rights with the dominant ethnic group in various spheres of their life.

 

Ключевые слова: Этнические меньшинства, коренные народы, защита прав национальных меньшинств.

Keywords: Ethnic minorities, indigenous peoples, protection of the rights of national minorities.

 

В настоящее время на общемировом уровне актуализировались проблемы обеспечения равных прав и возможностей для культурного развития всех народов мира, по причине того, что: начиная со второй половины ХХ века в мире проявляется становление такой нормы права как защита прав и свобод личности независимо от этнической и религиозной принадлежности. Вплоть до 2-й половины ХХ века доминирующей ориентацией мирового сообщества являлась ассимиляция этих народов, этнических меньшинств в культуры титульного этноса, доминирующего этноса. Теперь очевидна другая тенденция, поэтому изучение социального положения этнических меньшинств в странах мира, чрезвычайно актуальна с точки зрения обеспечения их прав.

Ущемление прав других народов на собственное этнокультурное самоопределение является основой для радикализма и этнополитических конфликтов, поэтому путем предотвращения подобных проблем является учет интересов данной группы населения.

В международной практике на сегодняшний день не существует согласованных определений о том, какие группы являются меньшинствами. Трудность в определении заключается в многообразии условий, в которых проживают меньшинства. В статье 1 Декларации Организации Объединенных Наций «О правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам», принятой резолюцией 47/135 Генеральной Ассамблеи от 18 декабря 1992 года, понятие «меньшинство» трактуется как группа, которая может быть этнической, языковой, культурной и религиозной. Подчеркивается, что определение понятия «этническое меньшинство» делится на две категории. Под первой категорией выступает объективный фактор, который демонстрирует наличие этнической, языковой или религиозной общности. Под второй категорией выступают субъективные факторы, а именно идентификация индивидами себя как членов меньшинства) [1].

Высоким скачком в решении проблемы защиты меньшинств в Европе стали конференции СБСЕ (с 1994 г. — ОБСЕ). Важнейшее место практически на всех конференциях занимал вопрос о меньшинствах. В процессе дискуссий вырабатывался подход ОБСЕ к их положению.

В Заключительный Хельсинский акт 1975 г. включены оговорки по защите «этнических меньшинств в Европе» [2]. В пакте 1 говорится: «Государства-участники, на территории которых проживают этнические меньшинства, будут уважать права лиц, относящихся к таким меньшинствам». Принципиальное значение приобрела Венская встреча 1986 г., где впервые в международном документе была отмечена необходимость обратить внимание на групповой аспект существования национальных меньшинств. Были выделены факторы, которые могли бы обеспечить существование национального меньшинства как сообщества, признаны, наряду с индивидуальными правами, права коллективного характера:

1) на свободу изъясняться в качестве представителя национального меньшинства;

2)/на сохранение и развитие этнических особенностей (культурных, языковых, религиозных), в том числе и путем создания культурных обществ, различных просветительских и религиозных организаций;

3) на беспрепятственные международные связи и др. [3].

Итоговый документ Венской встречи подчеркивает, что государства-участники будут способствовать тому, чтобы статус лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам или региональным культурам, на их территориях был равен статусу, которым пользуются остальные граждане [3].

В этих документах впервые конкретизируются права национальных меньшинств во всех отношениях, и демонстрируется отход от чересчур абстрактных деклараций, которые, с одной стороны, являются логичными, а с философской точки зрения — предполагаемыми.

Концепция ОБСЕ о национальных меньшинствах получила дальнейшую доработку на последующих встречах. В 1990 г. в Париже обсуждались случаи нарушения прав национальных меньшинств, отмечалась важность проблемы их положения для обеспечения мира, безопасности и сотрудничества в Европе.

Вопрос защиты прав национальных меньшинств, привлекая к себе все большее внимание на континенте, стал восприниматься как критерий обеспечения гражданских прав и свобод в отдельных государствах.

Настоящим прорывом в области требований и правовой позиции национальных меньшинств по праву должна считаться Копенгагенская встреча «Совещание по человеческим измерениям СБСЕ» 1990 г. Совещание впервые уделило вопросу национальных меньшинств отдельную часть соглашения.

В Копенгагене после подробного обсуждения вопроса был принят специальный документ, в котором всесторонне раскрывается подход мирового сообщества, и прежде всего СБСЕ, к проблеме национальных меньшинств и особое внимание уделяется их коллективным правам [5]. При этом подчеркивалось, что обеспечение защиты национальных меньшинств должно соответствовать принципам равноправия и не дискриминации граждан стран — участниц соглашения при уважении территориальной целостности государства [5]. Таким образом, представители национальных меньшинств призываются к лояльности и не злоупотреблению полученными возможностями. На этой конференции подчеркнуто возрастание роли неправительственных организаций и важность их диалога с официальными представителями отдельных стран.

В 1992 году была принята Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам, принятая Генеральной Ассамблей ООН от 18 декабря 1992 года. Основные принципы защиты лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, суть - отсутствие дискриминации, и её предупреждение, принятие специальных мер в целях защиты меньшинств. Для представителей национальных меньшинств важны две сферы правовой защиты всех граждан:

1) Это гражданские свободы, особенно свободы употребления языка, свободное выражение мыслей, мнения, свобода объединений, печати, религии и т.д.

2) Это не дискриминация, то есть равенство всех граждан перед законом [4].

В марте 1992 года была принята Европейская Хартия о религиозных языках и языках меньшинств [6]. В мае 1994 года приняты «Основные права лиц, принадлежащих к народам (национальным группам и меньшинствам) в Европе. Проект Дополнительного Протокола к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод», который на данный момент не действует [6].

Важнейшим итогом встречи на высшем уровне в 1992 г. в Хельсинки было учреждение в рамках СБСЕ поста Верховного комиссара по национальным меньшинствам. На него были возложены задачи сбора объективной информации по вопросам меньшинств, оценки кризисных ситуаций в наиболее ранней фазе и поиска путей предотвращения конфликтов.

Этот институт стал важным инструментом выявления на самой ранней стадии потенциальных конфликтов, связанных с положением национальных меньшинств. Он служит раннему выявлению межэтнической напряженности, способной создать угрозу миру, стабильности или отношениям между государствами ОБСЕ. Способствуя урегулированию потенциального кризиса на ранней стадии его развития, Верховный комиссар действует независимо от всех заинтересованных сторон, направляет миссии на места и использует методы превентивной дипломатии на ранней стадии напряженности. Например, во время нарастания напряженности в Прибалтийских государствах между коренным населением и русскими, проживающими на территориях данных государств, Верховный комиссар за период с апреля 1993 г. по декабрь 1995 г. восемь раз обращался с официальными письмами к главам государств и МИД и неоднократно посещал их [7].

Мандат Верховного комиссара по делам национальных меньшинств отражает признание политического характера проблем меньшинств. В его функции не входит защита индивидуальных или коллективных прав лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам. Несмотря на это, следует отметить, что ситуации, находящиеся в поле его зрения, включают в себя многие аспекты прав человека, так что его деятельность, несомненно, оказывает влияние на соблюдение как прав лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, так и прав человека в целом.

Тем не менее, Верховный комиссар не может эффективно действовать без поддержки государств-участников. Свои доклады и рекомендации он предоставляет заинтересованным государствам и руководящему Совету ОБСЕ. На этой стадии и выясняется, получат ли его действия достаточную поддержку и готовы ли государства при необходимости провести собственное дополнительное расследование.

Для обеспечения эффективной деятельности Верховного комиссара как нейтральной стороны важно, чтобы он придерживался принципа беспристрастности. Если обязательства по копенгагенскому документу нарушаются, Верховный комиссар должен рекомендовать соответствующему правительству изменить свою политику, напомнив ему, что стабильность и внутренний мир лучше всего обеспечиваются соблюдением прав лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам. Однако и представителям национальных меньшинств он должен напоминать об обладании не только правами, но и обязанностями.

Условия конфиденциальности, предполагающие доверительный характер деятельности Верховного комиссара, преследуют ряд целей. Прежде всего, это создание условий, при которых исполнение им своих обязанностей не приведет к эскалации конфликта.

В мандате деятельность Верховного комиссара ориентирована на профилактику внутригосударственных конфликтов. Это очень важный шаг вперед, поскольку речь идет о проблеме национальных меньшинств.

Стандарты, выработанные ОБСЕ, лежат в основе многих более частных документов - соглашений между отдельными странами, законов и др. Важное место среди них занимают региональные проекты сотрудничества. Таким образом, ОБСЕ подходит к вопросу о меньшинствах как к чрезвычайно важной проблеме, и даже беглый анализ основных ее актов показывает, что эта организация разработала целую систему защиты меньшинств.

Подводя итог, нельзя не отметить, международное право довольно неохотно признает наличие у меньшинств групповых прав, проводя тем самым различие между меньшинствами и народами. Последние обладают коллективной правосубъектностью, за ними признается ряд прав, включая право на самоопределение, тогда как меньшинствам такое право не принадлежит. Вместе с тем грань между «меньшинствами» и «коренными народами» весьма условна и подвижна, и те группы, которые еще вчера рассматривались как этнические, языковые или религиозные меньшинства, сегодня вполне могут выдвинуть требования, основанные на праве на самоопределение.

Общим является и то, что в международном праве не выработано юридически обязательного определения национальных меньшинств, а критерии для их идентификации не устоялись. Окончательное решение вопросов о том, какие группы считать национальными меньшинствами, признавать ли за ними коллективные права и какие конкретные меры применять для защиты прав лиц, образующих меньшинства, отнесено к сфере внутреннего конституционного законодательства государств.

Вместе с тем в качестве рабочего определения понятия «этнические меньшинства» автор статьи предлагает следующее: меньшинство – это группа людей, численно уступающая остальной части населения данного государства, находящаяся в не доминирующей позиции, члены которой, будучи гражданами этого государства, обладают этническими, религиозными или языковыми чертами, отличными от соответствующих черт оставшейся части населения, и демонстрирующая, в том числе неявно, чувство солидарности, направленное на сохранение культуры, традиций, религии или языка.

Так же, следует обозначить следующие факторы, по которым народы могут быть отнесены к этническим меньшинствам.  Определение понятия «этническое меньшинство» должно включать в себя как объективные факторы (например, наличие этнической, языковой или религиозной общности), так и субъективные факторы (в том числе идентификацию индивидами себя как членов меньшинства).

 

Список литературы:

  1. Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам: принята резолюцией 47/135 Генеральной Ассамблеи от 18 декабря 1992 года.
  2. Заключительный Хельсинский акт от 1 августа 1975 года.
  3. Конвенция о коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах [Конвенция 169]: принята 27 июня 1989 года Генеральной конференцией Международной организации труда на ее семьдесят шестой сессии.
  4. Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам: принята резолюцией 47/135 Генеральной Ассамблеи от 18 декабря 1992 года.
  5. Договор о Европейском Союзе. Маастрихт, 7 февраля 1992 г.
  6. Европейская Хартия о религиозных языках и языках меньшинств от 5 ноября 1992 г.
  7. Соколовский С.В. Права меньшинств: антропологические, социологические и международно – правовые аспекты. Московский Общественный Научный Фонд. Центр по изучению и предупреждению конфликтов Института этнологии и антропологии РАН.

Оставить комментарий