Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 24(68)

Рубрика журнала: Политология

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3

Библиографическое описание:
Тимонин П.Д. ДВА ЭТАПА РАЗВИТИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО РЕЖИМА Ф. ФРАНКО // Студенческий: электрон. научн. журн. 2019. № 24(68). URL: https://sibac.info/journal/student/68/147990 (дата обращения: 26.04.2024).

ДВА ЭТАПА РАЗВИТИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО РЕЖИМА Ф. ФРАНКО

Тимонин Павел Дмитриевич

студент Института истории и политики МПГУ,

РФ, г. Москва

Изучение политического режима Испании в период правления Франсиско Франко неизбежно сталкивается с проявлениями политизации научного знания, предвзятой и идеологически обоснованной интерпретацией тех или иных его особенностей и исторических фактов. Долгое время в нашей стране политический режим Ф. Франко классифицировался как «фашистский» и рассматривался исключительно сквозь призму идеологии марксизма-ленинизма. Однако сегодня у нас есть возможность свободно ознакомиться с разными источниками и дать альтернативную оценку политической системе Испании Франко.

Первое, на что следует обратить внимание в ходе изучения рассматриваемого нами политического режима, это его неоднородность. Политический режим Ф. Франко просуществовал довольно долгое время: в период с 1936 г. по 1975 г., т.е. до конца жизни Каудильо. Как известно, за это время данный политический режим серьёзно видоизменялся: так Испания Франко прошла путь от гражданской войны, военного положения и политики изоляционизма до развития рыночной экономики и «испанского экономического чуда». Подобные изменения можно охарактеризовать как процесс политической трансформации.

В связи с процессами политической трансформации, происходившими в Испании Франко, исследователями выделяются разные этапы существования политического режима. Ряд политологов выделяет в период существования режима Франко два основных этапа, заметно отличающихся друг от друга – «Первый франкизм» (1936 – сер. 1950-х гг.) и «Второй франкизм» (1957–1975 гг.) [5, с. 3]. Такая периодизация связана в первую очередь с отказом от политики автаркии и началом «реформ сверху».

Многие политологи подразделяют период правления Франко на этапы, связанные с политическими изменениями. Политолог М. Рамирес предлагает следующую концепцию классификации этапов существования политического режима Ф. Франко: «тоталитарный режим» (1939-1945 гг.), «эмперико-консервативная диктатура» (1945-1960 гг.) и «техно-прагматический франкизм» [5, с. 21]. Исследователь М. Петров подразделяет период правления Франко на следующие этапы: «полу-фашистская фаза» (1936-1945 гг.); «десятилетие национал-католицизма» (1945-1957 гг.); «период модернизации или бюрократического авторитаризма» (1957/59-1975 гг.) [4, с. 18].

Перед тем как перейти к рассмотрению форм политического режима Испании, существовавших в период правления Ф. Франко, следует обозначить его границы и периодизацию. Справедливо отметить тот факт, что определённые контуры политического режима Национальной Испании, которую 12 сентября 1936 г. возглавил Ф. Франко, сложились с самого начала военного мятежа – т.е. ещё до того момента, как генерал фактически стал главой Испании националистов. Военный мятеж во Второй Испанской Республике начался 17-18 июля 1936 г. под контрреволюционными лозунгами, стал логическим разрешением политического кризиса, положил начало гражданской войне и образованию на территории страны альтернативной государственности – Национальной Испании со столицей в Бургосе.

По этой причине, за точку отсчёта в периодизации политического режима Ф. Франко, мы возьмём начало антиреспубликанского мятежа – 17-18 июля 1936 г. Уже 12 сентября 1936 г. Ф. Франко получает чин генералиссимуса и пост верховного главнокомандующего, а 29 сентября принимает на себя функции главы государства. В ходе гражданской войны происходит ликвидация Второй Республики и восстановление националистами государственного единства. Завершилось существование данного политического режима вместе со смертью Франко 20  ноября 1975 г., после чего власть перешла к королю Хуану Карлосу и начались коренные политические преобразования.

Несмотря на все изменения политического режима Ф. Франко, всё-таки можно дать общую характеристику режима в целом. Так, политолог Х. Линц определяет политический режим Испании Франко как авторитарный с наличием ограниченного плюрализма. Соглашаясь в этом с американским исследователем, мы можем добавить, что данный политический режим по характеру своего расположения на идеологическом спектре был «правым», кроме того следует отметить его эклектичность, т.е. сочетание в себе разнородных элементов. По характеру своих ценностных ориентиров, политический режим Франко в целом можно охарактеризовать как национально-консервативный.

Обращаясь к анализу «Первого Франкизма», мы можем выявить ряд характерных черт, свойственных данному этапу становления политического режима.

Возглавив государство, Ф. Франко стал обладать всей полнотой государственной власти. Испанская Фаланга была использована для создания единой партийной структуры, возглавляемой самим Каудильо, она объединила в себе довольно разные силы, выступившие против Второй Республики. Фундамент однопартийности режима был заложен в 1937 г. когда Франко реорганизовал и полностью подчинил партию себе – 19 апреля 1937 г. был опубликован декрет о слиянии монархистов-традиционалистов и фалангистов в единую общенациональную политическую структуру, принявшую название «Испанской Традиционалистской Фаланги и союзов национально-синдикалистского наступления». Таким образом, в кратчайшие сроки в Испании националистов устанавливается персоналистский политический режим с единственной легальной политической партией, а Каудильо Ф. Франко в обновлённом уставе Фаланги объявлялся ответственным только перед Богом и историей.

Следует отметить, что католичество стало ключевым  компонентом в идеологическом комплексе зарождающегося франкизма. Церковь не принимала участия в военном мятеже, однако полностью его поддержала. Таким образом, появляется концепция «Крусады» – 1 июля 1937 г., в разгар гражданской войны, испанские епископы в коллективном письме признают боевые действия против Второй Республики Крестовым походом против «революционных орд». Католическое духовенство ещё до мятежа резко выступало против антиклерикальной политики власти, а после начала откровенного террора, развязанного республиканцами в отношении церкви, для верующих католиков ликвидация Второй Республики стала восприниматься как благо.

Следует отметить, что, несмотря на реорганизацию Фаланги, её идеологические компоненты, такие как национал-синдикализм и теории корпоративного государства, вошли в идеологический корпус франкизма. В период «Первого Франкизма» эти идеи имели большое значение и нашли своё отражение в принятой 9 марта 1938 г. Хартии Труда и других нормативных актах.

Главной особенностью нормативно-регулятивной подсистемы Испании Франко, было отсутствие в стране единой конституции, вместо которой существовали семь основных законов. Первым таким законом стала Хартия Труда. Данный документ определял социально-экономические положения нового политического режима в соответствии с духом индустриального общества. Положения Хартии были направлены на стабилизацию социальной обстановки и реализацию прав трудового населения, но в то же время подчиняли его государству. Государство объявлялось национально и социально ориентированным, а государственные вертикальные синдикаты стали одним из самых значимых социальных институтов Национальной Испании.

В соответствии с концепцией «экономического национализма», правительство Франко стало применять политику хозяйственной автаркии, ограничив рынок импортных товаров с целью продвижения национального производства. Главными принципами политики автаркии были: индустриализация, импортозамещение и патернализм. Государство имело возможность вмешиваться в экономическую деятельность даже там, где средства производства не находились в его собственности. Для создания льготных условий испанским производителям в 1939 г. принимаются законы о защите и развитии национальной промышленности, а в 1941 г. создаётся Институт Национальной Индустрии, благодаря которому на внутреннем рынке зарождаются крупные энергетические, металлургические, химические, автомобильные и авиационные госкомпании. В мае 1939 г. (т.е. уже после завершения гражданской войны) вводится карточная система распределения товаров, которая просуществует до июня 1952 г.

Одним из важных этапов в становлении новой политической системы становится возрождение института Кортесов 17 июля 1942 г. Новые Кортесы не являлись демократическим институтом в традиционном понимании, а представляли собой принципиально новую сложно организованную представительную систему, носившую совещательные функции.

После окончания Второй мировой войны, Испания оказалась в международной изоляции. 19 июня 1945 г. на конференции стран ООН по инициативе Мексики была принята резолюция, согласно которой в ООН не могли войти страны, политические режимы которых были установлены при поддержке стран «оси» (материально-техническая помощь Третьего Рейха и фашистской Италии сыграла важную роль в победе Испании националистов над силами Второй Республики в ходе гражданской войны).

В ответ Франко принял ряд мер, чтобы дистанцироваться от потерпевших крах режимов Гитлера и Муссолини. 19 июля 1945 г. было реорганизовано правительство и теперь фалангистам принадлежало только два министерских портфеля, также распускается милиция Фаланги и отменяется «фалангистский салют». Раннее, 17 июля 1945 г., принимается ещё один основной закон – Хартия Испанцев, где были задекларированы основные права и свободы гражданина.

В Хартии Испанцев, как и в Хартии Труда, была отражена идея общего блага, выраженная в приоритете национального над личным. Данный документ отражал идею ограниченного плюрализма, декларируя политическое участие граждан в жизни государства «через посредство Семьи, Муниципалитета и Синдикатов», а также свободу выражения собственного мнения, при условии, что это не посягает на государственные устои. В ст. 30 Хартии Испанцев указано, что «частная собственность как естественное средство достижения личных, семейных и общественных целей признаётся и защищается Государством». Но при этом на частную собственность накладывается моральное ограничение: в той же статье указывается, что «все формы собственности подчинены нуждам Нации и общему благу», а богатство не должно «использоваться в недозволенных целях» [3, с. 514‒519].

22 октября 1945 г. принимается «Закон о народном референдуме» для проведения «прямой консультации» с Главой Государства. 6 июля 1947 г. на референдуме был поставлен вопрос – желает ли народ, чтобы в Испании была провозглашена монархия. Подавляющим большинством граждан был дан положительный ответ. Через 20 дней после референдума Франко подписал «Закон о наследовании поста Главы Государства» – ещё один из основных законов.

Таким образом, происходит восстановление института монархии, а Испания провозглашается Королевством. Однако восстановление политического института монархии не предполагало передачу власти непосредственно королю. Главой Государства объявлялся Каудильо Испании и Крестового похода, Генералиссимус вооружённых сил дон Франсиско Франко Баамонде. Согласно ст. №6 указанного закона, Глава Государства имел право предложить Кортесам кандидата, призванного «наследовать ему с титулом Короля или Регента» [3, с. 521‒525]. Полномочия Короля Испании могли вступить в силу в соответствии со всеми условиями данного документа и только в случае освобождения поста Главы Государства. 25 августа 1948 г. Ф. Франко получает согласие дона Хуана Барселонского на то, чтобы его сын Хуан Карлос – внук короля Альфонса XIII, переселился в Испанию. Это происходит 18 января 1955 г.

Возникновение «Второго Франкизма» обычно связывают с перестановками в правительстве в 1957 г., когда ведущие посты заняли представители группировки «католических технократов», в результате чего произошёл отказ от политики автаркии, а экономический курс Испании был пересмотрен в сторону либерализации. Однако изменения в политике начались ещё с начала 50-х годов, когда противостояние двух военных блоков позволило Испании найти выход из изоляции при помощи США. В 1950 г. с Испании был снят ряд санкций, а уже в 1953 г. были подписаны испанско-американские соглашения и новый конкордат с Ватиканом. В том же году Испания вступает в ЮНЕСКО, а в 1955 г. становится членом ООН.

25 февраля 1957 г. в правительство на ключевые должности входят технократы, связанные с католической организацией Opus Dei , самым ярким представителем этой группы стал Л. Лопес Родо. Правительство технократов имело поддержку адмирала Л. Карреро Бланко, одного из самых близких к Франко государственных деятелей. Победа «технократов» была обусловлена главным образом тем, что политика автаркии вызывала трудности, а для Испании в приоритете был экономический рост. Реформисты делали ставку на сотрудничество с международными организациями – Международным Валютным Фондом (МВФ) и Организацией экономического сотрудничества и развития. Одним из центров противодействия политике реформистов стал Институт Национальной Индустрии. Однако Ф. Франко сделал выбор в пользу реформ и в июле 1959 г. был принят новый экономичесикй курс, в результате чего МВФ и Всемирный банк предоставили Испании крупный кредит.

Исследователи отмечают, что рефомы способствовали экономическому подъему и индустриальному развитию: показатель ВВП страны в 1960 г. составил 651,9 млрд. песет, а в 1970 г. уже 1391,1 млрд. песет, при том, что в процентоном соотношении увеличилась доля валового продукта, который давала промышленность и сфера услуг, а доля полученная от сельского хозяйства снизилась [1, таблица 14]. Также имел место рост уровня доходов населения: так, исследователь Г. Волкова отмечает положительную динамику – с 1950 г. по 1970 г. уровень дохода населения возрос более чем вдвое. Обратим внимание на одну важную деталь: на фоне успехов в экономике в официальной риторике стали появляться идеи потребления и «европеизма».

Деятельность правительства технократов, помимо реформ в экономике, также проявилась в реформировании самого политического режима: в 1967 г. был принят «Органический закон», в соответствии с которым были разделены посты главы государства и главы правительства, а также повысился уровень политического участия граждан. Появилась возможность создания политических ассоциаций, но при условии, что они не противоречат принципам франкизма. Также были легализованы неполитические забастовки.

Завершающий этап «Второго Франкизма» и политического режима в целом начался 23 июля 1969 г. в момент, когда Ф. Франко объявил в Кортесах Хуана Карлоса официальным наследником Главы Государства. Сам Хуан Карлос не являлся традиционалистом-консерватором, как отмечает С. Хенкин, будущий король несмотря на необходимость скрывать своё мировоззрение, всю жизнь «преклонялся перед своим отцом, либеральные взгляды которого разделял» [7, с. 87].

20 ноября 1975 г. Ф. Франко умирает. Король Хуан Карлос, в соответствии с законом, принимает пост Главы Государства. Дальнейшие реформы носили радикальный характер, коренным образом изменяя политическую систему и подвергая демонтажу институты франкизма. Многими исследователями отмечается, что в ликвидации политического режима, выстроенного в Испании Франсиско Франко был заинтересован крупный бизнес, окрепший в результате «испанского экономического чуда».

На сегодня существует множество разных подходов к оценке политического режима Испании периода Ф. Франко. Все эти оценки основываются на тех или иных политических теориях, доктринах и философских концепциях. С этим связаны различные представления о том, что является благом и какие социальные изменения благоприятны для общества – ведь с точки зрения определённых политических теорий, традиция является тормозом поступательного развития и, напротив, с точки зрения консервативных политических теорий, традиция является несомненной ценностью, в то время как борьба с традиционным укладом объявляется проявлением деградации.

В соответствии с марксистским подходом, политический режим Ф. Франко характеризуется как «фашистский». Тут важно указать, что понятие фашизма в рамках коммунистической идеологии шире, чем просто определение конкретного политического явления в истории Италии. В 1922 г., уже после того, как король Виктор Эммануил поручил Б. Муссолини сформировать правительство, на IV конгрессе Коминтерна, Г. Зиновьев заявил, что происшедшие в Италии события – не единичный случай и что с подобными политическими явлениями придётся столкнуться в дальнейшем. С тех пор марксисты определяли многие правые политические движения и режимы как враждебное явление, характеризуя их как «фашистские». Фашизм  в этом смысле предстаёт как естественный противник социалистической революции, форма защиты капитала перед лицом «рабочего движения» и олицетворение воинствующей «реакции».

В рамках либеральной концепции, политический режим Ф. Франко, как правило, рассматривается в контексте теории «волн демократии» в рамках такой области сравнительной политологии как транзитология, анализирующей закономерности перехода к демократическому общественно-политическому устройству в тех или иных странах мира. Так, американский политолог С. Хантингтон в своей работе «Третья волна», укладывает политический процесс в Испании в рамки теории «волн демократии». В контексте этой теории, возникновение Второй Испанской Республики определяется как демократизация, осуществившаяся уже после успешного завершения «первой волны», а военный мятеж и установление политического режима Ф. Франко относится к «первому откату» (1922—1942 гг.).  Хантингтон отмечает, что уход от демократии являлся «доминантой политического развития» 1920-1930-х гг., а «первый откат» он характеризует как «возврат к традиционным формам авторитарного правления, либо установление новых, массовых, гораздо более жестоких и всеобъемлющих форм тоталитаризма» [6, с. 28]. Также следует отметить, что если рассматривать в рамках данной теории либерализацию и модернизацию эпохи «Второго Франкизма», начавшуюся в конце 50-х годов, то можно хронологически сопоставить эти процессы с периодом «второй волны». Трансформация политической системы Испании после смерти Франко, в этом контексте, прямо относится к «третьей волне» демократизации. Согласно ценностям либерализма, само возникновение в Испании политического режима Франко – это уже  негативное явление, поскольку оно является откатом от демократизации. В то же время, процесс трансформации политического режима, либерализация внутренней политики и экономического курса рассматриваются с этой точки зрения как положительные процессы развития.

Следует отметить подход к оценке политического режима Ф. Франко с позиций консерватизма. Также его можно назвать «традиционалистским». Согласно данному подходу, те или иные политические режимы можно рассматривать как форму разрушения или защиты элементов традиционного общества. Политолог Н.В. Асонов отмечал, что итальянский фашизм как политическая теория, если рассматривать это явление беспристрастно, исходя из понимания двойственности бытия, помимо отрицательной стороны, имел ещё и положительную – фашизм являлся формой защиты религиозного типа общности, поскольку «не отрицал принцип теократии и выступал за тесный союз светской и духовной власти» [2, с. 170]. В данном контексте можно рассмотреть и франкизм – идеологическую составляющую политического режима Испании Франко. Учитывая традиционно-католический дух франкизма, политический режим Испании Франко можно охарактеризовать как форму защиты религиозного типа общности в политическом процессе эпохи Модерна. С этих позиций, политический режим Франко предстаёт как форма сохранения и дальнейшего развития аутентичной испанской политической традиции, как защитная реакция перед  распространением по всему миру марксистских и либеральных тенденций. Во многом благодаря генералиссимусу Франко в Испании оказались в сохранности базовые элементы традиционного общества – религиозность народа, институт семьи, институт монархии и роль церкви в жизни общества. Свойственный режиму персонализм и полномочия Каудильо, сравнимые с полномочиями монарха, в этом контексте, можно рассматривать как проявление монархического духа. После смерти Ф. Франко, когда социально-политическая модернизация Испании сошла с пути аутентичного развития и резко перешла в вестернизацию, тут же, в том числе при помощи извне, начали развиваться силы, способствующие разрушению аутентичной испанской традиции. Среди прочего, были легализованы разводы и аборты, декриминализован гомосексуализм. Масонство, социалистические партии и левые силы в целом в постфранкистской Испании не только получили право на политическое участие, но и стали неотъемлемой  частью политического процесса, развернув кампанию по борьбе с традицией и «наследием авторитаризма».

Консервативный подход позволяет также предположить, почему после смерти Ф. Франко подобные деструктивные тенденции восторжествовали в Испании. В этом помогает применение теологической парадигмы по отношению к анализу «политического»: всякая социальная система, зародившись, эволюционирует, достигает пика своего развития и неизбежно движется к своей дискредитации и разрушению. Теологическая-предрешенческая парадигма объясняет это тем, что человек по природе своей несовершенен, а тварный мир обречён на деградацию, поскольку «лежит во зле». Этим объясняется понимание политических интересов в их эгоистическом аспекте и превращение экономики в хрематистику. В этом смысле, человечество не развивается и не идёт к «светлому будущему» или «обществу всеобщего благоденствия», а последовательно деградирует и идёт к своей неизбежной гибели. Эта же идея выражается в тезисе традиционалистов о невозможности осуществления проектов идеального общества, напротив, человечество, согласно данному подходу, в итоге столкнётся с самой несовершенной политической системой. В христианском богословии такая точка зрения выражена в учении о всемирном государстве антихриста.

 

Список литературы:

  1. Авилова А.В. Экономика Испании. – М.: Наука, 1978. – 176 с.
  2. Асонов Н.В. Фашизм как форма защиты религиозного типа общности в современном политическом процессе // Социально-гуманитарные знания. – 2018. – №1. – С. 165–172.
  3. Конституции буржуазных государств Европы / Пер. под ред. д-ра юрид. наук Г. С. Гурвича. – М.: Изд-во иностр. лит., 1957. – 1142 с.
  4. Петров М. А. Трансформация политических институтов в период перехода от авторитаризма к демократии на опыте Испании: дис. … канд. полит. наук. – СПб., 2009. – 199 с.
  5. Филатов Г.А. Эволюция официальной идеологии франкизма: 1939- 1975 гг.: дис. … канд. ист. наук. – М., 2016. – 230 с.
  6. Хантингтон С. Третья волна: Демократизация в конце XX века. – М.: РОССПЭН, 2003. – 365 с.
  7. Хенкин С.М. Монархия и переход к демократии в Испании // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. – 2017. – №6. – С.82-97.

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.