Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 24(68)
Рубрика журнала: Психология
Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ КРАСНОАРМЕЙЦА ИГНАТОВА В РОМАНЕ ГУЗЕЛЬ ЯХИНОЙ «ЗУЛЕЙХА ОТКРЫВАЕТ ГЛАЗА»
Исследование личности литературных персонажей осуществлено посредством выделения типов и подтипов личности в соответствии с жизненными ориентациями на материале романа Г. Яхиной «Зулейха открывает глаза».
Данная типология основывалась на концепции человека как субъекта жизнедеятельности и на понимании личности как субъекта жизненного пути, обладающего духовно-нравственными качествами.
Мы исходили из того, что многообразие личностей (точнее, эмпирических проявлений личности) объясняется значимостью для людей различных сторон бытия. Это выражается в понятии направленности, которая выступает стержневым образованием личности. [1]
В данном исследовании, при описании структуры личности мы опирались на семиуровневую типологию личности по Р.В. Габдрееву и Г. Ньюфелду.
Одним из ключевых персонажей романа Г. Яхиной является красноармеец Иван Игнатов.
«Игнатов никогда не был бабником. Статный, видный, идейный – женщины обычно сами приглядывались к нему, старались понравиться. Но он ни с кем сходиться не торопился и душой прикипать тоже. Всего то и было у него этих баб за жизнь – стыдно признаться – по пальцам одной руки перечесть. Все как то не до того. Записался в восемнадцатом в Красную армию – и поехало: сначала Гражданская, потом басмачей рубил в Средней Азии…»
Речь у Игнатова соответственно военная, то есть наблюдается:
– категорическая императивность;
– энергичная и четкая форма речи;
– эмоциональная выразительность в повелительной форме;
– строгая субординация.
Согласно типу темперамента Игнатов– холерик. У него небольшая восприимчивость, значительная быстрота, однако некто менее пластичен, наиболее ригиден, несдержан, нетерпелив, вспыльчив. Это взрывная натура, выделяющаяся высокой возбудимостью, огромный эмоциональностью, раздражительностью. Для него свойственна повторяемость в активности, в быстрые изменения в настроения. Положительными чертами является прямолинейность, в критические минуты - решительный напор, трудоспособность. Отрицательные черты: нервные срывы: «Полуодетый Игнатов, пошатываясь, цепляется за него, кричит, размахивая руками, словно требует или хочет упросить о чем то, а Горелов – держит коменданта, позволяя Кузнецу вырваться и запрыгнуть на катер. «Не могу!.. Отпусти!.. Не могу здесь больше!» – доносится отчаянный вопль Игнатова.
Устроенную сегодня ночью в Семруке свистопляску с пальбой по живым людям уже успели прозвать вальпургиевой ночью. К счастью, убитых не было, только раненые» [3, с. 430].
В эмоциональном плане Иван хоть и пытается вести себя сдержанно как полагается военному, но в большинстве случаев эмоций овладевают им. Ему свойственны такие эмоций, как презрение, стыд и радость.
Проявляет агрессию под воздействием алкоголя.
Как и у всех военных у Игнатова хорошо развита зрительная память. Он с легкостью запоминает лица раскулаченных, местность Ангары. Но под воздействием стресса память играет с ним злую шутку: во сне он начинает видеть лица погибших и теряет покой.
По сравнению с Зулейхой трудно адаптируется в новой обстановке, вследствие чего раздражителен, замкнут и испытывает эмоциональный стресс.
По классификации, предложенной Леонгардом [2, с. 572], в характере Игнатова преобладает застревающий тип. Его определяет небольшая коммуникабельность, нудность, стремление к поучениям, неразговорчивость. В конфликтах такая личность как правило выступает инициатором. Он старается достичь значительных показателей в каждом процессе, за которое берется, предъявляет высокие требования к себе; особенно сентиментален к социальной справедливости, в то же время обидчив, чувствителен; в некоторых случаях слишком самонадеян, тщеславен, ревнив, предъявляет чрезмерные условия раскулаченным. Он – ответственный человек, в меру понимающий и умеющий разбираться в людях: после того, как они остаются на берегу реки Ангары, он анализирует каждого человека, классифицируя по степени опасности, на основе которого выбирает способ и манеру общения: «В общем: рухлядь, денное молью старичье, пыль истории. Кроме Горелова– ни одного опасного» [3, с. 239-243].
Следует отметить особое отношение Ивана к Зулейхе. После ее задержания, он проявляет жалость к её выпавшей доле и стыд за убийство мужа. Также на барже он разрешает ей беременной находиться на палубе, а не в трюме и после того как баржа уходит под воду именно он спасает её от верной гибели: «её жизнь казалось ему единственным прощением за остальные, погубленные» [3, с. 242].
Можно выявить следующие черты направленности: патриотизм, убежденность, сознательность, чувство воинского долга, преданность интересам народа, бдительность, принципиальность.
Самосознание Игнатова – есть осознание самого себя, своих мыслей, поступков, поведения, своих прав и обязанностей, потребностей и интересов, своего духовного и физического облика. В самосознании он оценивает самого себя, свои достоинства и недостатки, свое духовное содержание и действия. Критериями его интересов выступают защита Родины, выполнение долга, высоконравственные убеждения.
В ходе анализа личности Игнатова можно сделать вывод, что у него низкая жизнестойкость. Во-первых, он тяжело принимает прибывание в посёлке Семрук, во- вторых, не справляется со стрессом и находит утешение в алкоголе.
С позиции социализации Игнатов умеет видеть причинно- следственные связи и умеет принимать решения исходя из долгосрочной перспективы.
Исходя из вышеперечисленных факторов, можно сделать вывод, что Игнатов обладает достаточно стойким характером, но при изменение окружающей среды он подвергается стрессу и в состоянии аффекта происходит несчастный случай. В результате он теряет интерес к жизни, усмиряет свой нрав. Единственное его утешение– Зулейха, которая в дальнейшем становится смыслом жизни в поселке Семрук.
В образе Игнатова важна его эволюция; основу динамики образа составляет борьба между чувством и долгом, воплощенная в ключевых для раскрытия характера персонажа эпизодах романа.
Список литературы:
- Коржова Елена Юрьевна. Психология личности в художественной литературе // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. – 2009. – №100.– URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologiya-lichnosti-v-hudozhestvennoy-literature (дата обращения: 10.11.2018).
- Маклаков А. Г.Общая психология. – СПб.: Питер, 2001. – 592 с.
- Яхина Г.Ш. Зулейха открывает глаза / Гузель Яхина – М.: Издательство АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2017.– 508 с.
Оставить комментарий