Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 23(67)
Рубрика журнала: История
Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНОЙ ПОЛИТИКИ В ВЕЛИКОБРИТАНИИ
Аннотация. В статье рассматриваются особенности религиозной политики в Великобритании. При этом отмечены различные аспекты ее деятельности: социокультурный, социально-политический и социально-экономический, а также выявлены проблемные вопросы, связанные с практикой англиканства.
Ключевые слова: религия, религиозная политика, Великобритания, англиканская церковь.
По своей структуре население Великобритании отличается поликультурностью, многонациональностью и смешанным характером заселения иммигрантов и коренных жителей [4, с. 320].
Многонациональность и поликультурность британского общества получили свое отражение в современной религиозной политике Великобритании. Одним из основных направлений религиозной политики Великобритании является религиозное образование [3, с. 320].
Следует отметить, что во второй половине XVIII в. англиканская церковь была заметным общественным институтом, оказывавшим воздействие на культурную, социально-политическую и социально-экономическую сферы жизни. Отдельные мероприятия, связанные с религиозной политикой Великобритании, проводимые в стране совместными усилиями государства и церкви, оказывали прямое влияние как на общие настроения граждан, так и на их лояльность. В конечном счете, это сказывалось на общем уровне социальной стабильности. Церковь долгое время обладала значительным авторитетом и ее деятельность напрямую или косвенно касалась множества сфер жизни простых граждан как на общегосударственном, так и на местном уровнях.
Анализируя пастырскую и просветительскую деятельность англиканской церкви, можно выделить три аспекта, неразрывно связанных между собой: религиозный, политический и социальный. Религиозный аспект затрагивал фундаментальные доктрины и догматические особенности деятельности церкви, касающиеся областей морали и нравственности. Политический аспект был связан с взаимоотношениями государства и церкви и касался общих политикорелигиозных особенностей деятельности англиканской церкви как общественного института, который официально санкционировало и поддерживало государство. Социальный аспект затрагивал большей частью деятельность на местном уровне и был связан с церковным просвещением, образовательной и воспитательной деятельностью, а также церковной благотворительностью [1, с. 146].
Англиканская церковь обладала значительными материальными ресурсами, и на всем протяжении XVIII в. играла важную роль в распространении благотворительной помощи. Также, церковные ресурсы позволяли быть важным каналом распространения информации, выгодной с религиозно-политической точки зрения. В качестве примера использования пропагандистских возможностей англиканской церкви можно привести ситуацию, при которой в британском обществе долгое время поддерживались настроения неприятия католичества и идей абсолютизма. В нужные моменты англиканское духовенство поддерживало некоторые непопулярные в обществе правительственные инициативы, обращая внимание на их полезность и важность в долгосрочной перспективе. Кроме того, церковь во все времена выступала против пороков и безнравственности, а также всячески поощряла распространение поощряемых общественных добродетелей.
И морально-этическая, и доктринальная составляющие англиканской церковной практики формировали установки на то, каким идеалам должна отвечать жизнь простых британцев. Благодаря учреждениям англиканской церкви, религия в Великобритании становилась связанной с институтами, в задачу которых входило не только знакомство верующих с англиканской теологией, но также и достижение более глубокого понимания вопросов веры, приходящего на уровне личного опыта [1, с. 152].
Проведенный анализ состояния англиканской церкви во второй половине XVIII в. как одного из значимых общественных институтов Великобритании позволяет сделать ряд выводов.
Во-первых, англиканская церковь со своими церемониями и ритуалами устанавливала основные обряды по жизни и регламентировала жизнь простых граждан. Принадлежность к англиканской церкви была важной и широко распространенной особенностью английского общества XVIII в.
Во-вторых, различия в морально-этической и социальной сторонах деятельности англиканской церкви породило ситуацию, в которой у граждан знакомых с обрядами и англиканской теологией, могло отсутствовать глубокое понимание веры приходящее через личностный опыт.
В-третьих, важно понимать, что англиканская церковь имела реальную возможность привести к послушанию значительную часть общества, но процессы, связанные с доктринальными расхождениями, при которых большое количество англичан перестало рассматривать англиканскую церковь в качестве заслуживающего доверия общественного объединения, привели к кризису. Этот кризис в свою очередь не привел к расколу, но и усилиями критиков, и усилиями защитников официальной церкви обнаружил важные проблемы, с которыми предстояло бороться совместными усилиями государства и общества.
Список литературы:
- Астапенкова О.С. Особенности религиозного образования в Великобритании // Образование. Наука. Научные кадры. – 2018. – №6. – С. 22-30.
- Вейш Я.Я. Религия и церковь в Англии. М., 1976. С.51
- Макаров Е.П. Англиканская церковь во внутриполитическом развитии Англии второй половины XVIII в. // Вояджер: мир и человек. – 2018. - №11. – С. 146-156.
- Миронова Д.А. Основы религиозной политики в Европе // Синергия наук. - 2018. - №7. - С. 99-103.
- Макаров Е.П. Массовые народные волнения в Великобритании последней четверти XVIII в. и их восприятие в социальном контексте через понятие толпы // Вояджер: мир и человек. 2016. № 6. С. 112-119
- Осадчий И.А. Вопросы религиозного образования в Великобритании: современное состояние и перспективы развития // Молодой ученый. - 2017. - №5. - С. 222-225.
- Симонова П.О. Современное развитие религиозной политики в России и зарубежных странах // Наука и жизнь. - 2018. - №11. - С. 320-325.
Оставить комментарий