Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 23(67)

Рубрика журнала: Юриспруденция

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4

Библиографическое описание:
Антропов Д.П. НОРМЫ, ОСНОВАННЫЕ НА РЕЛИГИОЗНЫХ ДОГМАТАХ, КАК ИСТОЧНИКИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН // Студенческий: электрон. научн. журн. 2019. № 23(67). URL: https://sibac.info/journal/student/67/146453 (дата обращения: 23.12.2024).

НОРМЫ, ОСНОВАННЫЕ НА РЕЛИГИОЗНЫХ ДОГМАТАХ, КАК ИСТОЧНИКИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

Антропов Даниил Петрович

студент, Институт юстиции СГЮА,

РФ, г. Саратов

Аннотация. Статья посвящена религиозным нормам, как источникам конституционного права зарубежных стран и том как эти нормы применяются на практике.

Abstract. The article is devoted to religious norms as sources of constitutional law of foreign countries and how these norms are applied in practice.

 

Ключевые слова: норма права, религия, источники права, конституционное право зарубежных стран.

Keywords: rule of law, religion, sources of law, constitutional law of foreign countries.

 

В нашем мире существует огромное количество государств, и некоторая часть является демократическими, другая стараясь сохранить свою самобытность, включает в свое законодательство религиозные нормы, которые играют особенную роль в регулировании общественных отношений в определённом регионе [5, c. 732.]

Ватикан, Саудовская Аравия и другие страны – яркий пример большого влияния теократической деятельности. Религиозные нормы в такого рода государствах имеют юридическую силу. Такие нормы, как правило, как и обычай, рождаются вне государства и в дальнейшем санкционируются им. Если обычаи появляются из политической практики, то религиозные нормы устанавливаются в соответствии с догмами веры. Ряд религиозных норм, в свою очередь, связан с традициями и обычаями [4, c. 312].

Как отмечает известный российский ученый Л.Р. Сюкияйнен – «общей чертой всех сложившихся в исламе соционормативных регуляторов, тесно связанной с первой, является то, что нормативное содержание его юридических предписаний и характерные особенности их формулирования в средневековом мусульманском праве в большинстве случаев ничем не отличались, например, от норм религиозного культа (ибадат). Не случайно последние традиционно рассматривались и продолжают рассматривается в качестве неотъемлемой части мусульманского права в широком смысле» [7, c. 8].

В мусульманских странах различные писания имеют сакральный характер и соотносятся как источники права. Следует отметить, что мусульманское право, как система норм, выражающая волю религиозной знати, санкционированную и поддерживаемую теократическим исламским государством, в своей основе сложилось в эпоху раннего средневековья в VII-X вв. в Арабском халифате и основано на религии ислама. На основе тезиса о неразрывном единстве в исламе «веры и государства», религии и права многие исследователи приходят к выводу, что исламу свойственна лишь религиозная догматика, мораль и правила культа, а юридические нормы как таковые, если и имеются, то, по существу, совпадают с указанными правилами, не играют самостоятельной роли, либо занимают второстепенное место. Можно сказать, что подобное слияние может пагубно воздействовать на прогрессивную составляющую законодательства государств, и многие люди живут в исключительной власти религиозных догм, которые полны запретов, указаний и даже лишены основных демократических принципов. Но тем не менее, страны и люди переняли сакральные учения по своей воле, подобный ход событий предопределяет последствия.

Примеры из основных НПА государств:

Согласно пункту 3 статье 3 Основного закона Королевства Саудовская Аравия в центре государственного флага располагается надпись: "Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед – Пророк Аллаха", под которой изображен обнаженный меч [3].

Согласно статье 2 Конституции Исламской Республики Иран, Исламская Республика – это система правления, основанная на вере в:

1) единого Бога, в то, что он устанавливает законы шариата и что человек должен покоряться его воле;

2) божественные откровения и их основополагающую роль в толковании законов;

3) страшный Суд и его конструктивную роль в человеческом совершенствовании на пути к Богу [1].

Имеются примеры использования в качестве источника православного канонического права. Так, например, ст. 105 Конституции Греции 1975 года закрепляет особый статус территории Святой горы на Афонском полуострове. Особенность этой территории заключается в том, что она обладает административной автономией и управляется двадцатью православными монастырями, находящимися на ней и в духовном отношении, подчиняющимися Вселенскому патриарху, резиденцией которого является г. Стамбул. Таким образом, на данной территорию не распространяется действие законов Греции, люди на полуострове живут, согласно нормам православного канонического права [2].

Таким образом, место, роль, совокупность источников права зависят от правовой системы того или иного государства. В одних государствах главенствует судебный прецедент, нами же были представлены государства, на систему которых оказали значительное влияние религиозные учения [6, c. 423].

В наше время, когда, казалось бы, конституционное право повсеместно получило широкое развитие и религиозные догматы отошли на второстепенный план, до сих пор существуют государства, в Конституциях которых четко закреплены данные нормы [8, c. 58].

Проанализировав соотношение религии и права, представляется необходимым отметить следующее: оно имеет глубокие исторические корни; различно в разных цивилизациях, мировых религиях, регионах мира; устойчиво и неизменно в традиционных правовых системах; достаточно подвижно и динамично в европейских странах христианской религии. По мере исторического развития этих стран право и религия как социальные регуляторы все более обособляются друг от друга. Но они при нормальном течении общественных процессов не противостоят друг другу, а в определенных ситуациях осуществляют взаимную поддержку; в условиях конфессионального господства религия и право не противоречат друг другу, поскольку существует тесная связь между правовой системой и господствующей религией. Дополняя друг друга, право закрепляет государственный статус религии, религия, в свою очередь, освещает существующий правопорядок. В случае прямого происхождения государственного права из государственной религии понятие греха и преступления часто совмещаются и с помощью государства решаются религиозные проблемы. В случае же использования государством определенной религии, сила и авторитет ее используются для достижения вполне мирских, светских целей.

 

Список литературы:

  1. Конституция Исламской Республики Иран: глава первая, 1979. // https://worldconstitutions.ru/?p=83&attempt=1//[Дата обращения: 10.06.2019].
  2. Конституция Греции: глава третья, 1975.// https://legalns.com/download/books/cons/greece.pdf //[Дата обращения: 10.06.2019].
  3. Основной закон Королевства Саудовская Аравия, 1992. // https://worldconstitutions.ru/?p=86 //[Дата обращения: 09.06.2019].
  4. Афанасьева О.В. Конституционное право зарубежных стран: учебник для академического бакалавриата. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2016. C. 312
  5. Марченко М.Н. Источники права Источники права: учеб. пособие, 2011. - С 732.
  6. Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник для вузов" (17-е издание, исправленное и дополненное). — М.: Статут, 2013. С.423.
  7.  Сюкиянен Л.Р. Мусульманское право, 1986. - С. 8.
  8. Хачим Ф.И. Исламская концепция государственной власти: Монография. - Изд-во РУДН,1999. - С. 58.

Оставить комментарий