Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 22(66)

Рубрика журнала: Психология

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5

Библиографическое описание:
Салов В.В. ОБЗОР ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ИССЛЕДОВАНИЙ ПСИХОЛОГИИ ВОСПРИЯТИЯ КИНЕМАТОГРАФИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ В РУСЛЕ ТЕОРИИ ВОПЛОЩЕННОГО ПОЗНАНИЯ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2019. № 22(66). URL: https://sibac.info/journal/student/66/146188 (дата обращения: 24.11.2024).

ОБЗОР ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ИССЛЕДОВАНИЙ ПСИХОЛОГИИ ВОСПРИЯТИЯ КИНЕМАТОГРАФИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ В РУСЛЕ ТЕОРИИ ВОПЛОЩЕННОГО ПОЗНАНИЯ

Салов Вячеслав Владимирович

магистрант, кафедра психологии развития ЮФУ,

РФ, г. Ростов-на-Дону

В конце 20 века академическая наука стала интенсивно развиваться в междисциплинарном русле. Теория воплощенного познания возникла на основе биологии, когнитивной психологии, философии и эпистомологии, в связи с необходимостью переосмысления проблемы и природы познания.

Исследования в русле теории воплощенного познания (ТВП) отказывается от классического репрезентационного подхода к познанию, приводящему к дихотомии внешнего и внутреннего  и рассматривают его через призму холистической методологии-как единство когнитивных процессов и человеческого тела.

Одним из ключевых элементов этого нового подхода является ревизия классической структуры когнитивного психологического объяснения, в которой внешнее поведение субъекта анализировалось с помощью внутренних когнитивных структур.

Анализ различных когнитивных подходов к исследованию кинематографа осуществляет Любовь Бугаева в статье «Кино и мозг» [1]. Большое внимание в этой работе уделяется именно концепциям воплощенного познания. Автор замечает, что характерной чертой современного когнитивного киноведения является его интерес к телесности и опыту, а целью- создание когнитивной матрицы кинофильма.

Подробный обзор исследований в этой области приводит Логинов Н.И. в статье «Воплощенное познание как современный тренд когнитивной психологии» [3]

Автор выделяет следующие актуальные направления исследований в теории воплощенного познания:

  1. Укорененное познание
  2. Феноменологический подход
  3. Энактевизм
  4. Неоэкологический подход
  5. Теория динамических систем

Также, Логинов из этих пяти направлений выделяет энактевизм и концепцию укорененного познания- как наиболее значимые.

Если обратиться к зарубежным источникам, то в рамках энактевизма представляют интерес работы по исследованию телесности в кинематографе Джеффри Закса [5].

Закс выстраивает схему перехода от наблюдения за эмоциональным состоянием экранного героя к переживанию эмоций зрителем.

Согласно этой схеме, зритель начинает подражать мимике и телесным движениям героя в результате:

  • Дарвиновского принципа полезных ассоциированных привычек, который подразумевает, что привычные движения, необходимые для удовлетворения какого-либо желания или решения какой-либо проблемы, выполняются вне зависимости от их необходимости и полезности при возникновении аналогичного желания или ощущения;
  • Принципа зеркального отражения, сформулированного Уильямом Джеймсом. Джеймс считал, что эмоции человека манифестируются языком тела. При этом, эмоция следует за телесной реакцией: мы плачем не потому, что нам грустно, но нам грустно потому, что мы плачем.

За телесным подражанием следуют два возможных сценария, которые, собственно, и приводят к субъективному переживанию эмоции. Первый сценарий — это реакция на происходящее на экране в режиме «как будто» (зритель оценивает ситуацию и/или действия героя на экране, «примеряет» их на себя). Второй сценарий — непосредственный переход от телесного подражания к соответствующей эмоциональной программе, связанной с телесными движениями (тот переход, о котором говорит Джеймс). Таким образом, получают объяснение и привлекательность для зрителя слезливых фильмов и ситкомов, и их способность заставлять плакать или смеяться.

К области исследований укорененного познания можно отнести теорию метафор.

В 1980-х Дж. Лакоффом и М. Джонсоном [2] разработана теория, которая принесла системность в описание метафоры как когнитивного механизма и продемонстрировала большой эвристический потенциал применения теории в практическом исследовании. Авторы постулировали, что метафора не ограничивается лишь сферой языка, что сами процессы мышления человека в значительной степени метафоричны. Метафора как феномен сознания проявляется не только в языке, но и в мышлении, и в действии.

Касательно кинематографа, важные исследования последних лет по восприятию и эстетике кинематографического образа, в рамках теории метафор, опубликованы в сборнике «Телесные метафоры в кино, телевидении и видеоиграх: когнитивный подход» [4].

Авторы книги выделили базовые принципы когнитивного подхода к изучению метафоры в кинематографе на основе теории метафоры Джорджа Лакоффа и Марка Джонсона.

Согласно этому подходу, метафора является не просто фигурой речи, речи, а представляет собой фактический продукт мышления и действия субъекта, определение одной мыслительной модели в терминах другой, то есть происходит проекция структуры источника (source domain) на структуру цели (target domain) и их концептуальная интеграция.

При этом, с точки зрения Джонсона, значение — результат не только взаимодействия концептов и пропозиций, но и ощущений и эмоций; мышление — «телесный» процесс превращения опыта в исследование, в ходе которого — из непрерывного взаимодействия организма со средой — рождается смысл.

Сборник состоит из статей, написанных членами Общества когнитивных исследований кинообразов. Он не только отражает растущий интерес к принципам реализации телесной метафоры — в нем предложен инструментарий, применимый для исследования метафоры в аудиовизуальных медиа. Обращение к телесным метафорам дает возможность понять механизм производства метафорических смыслов в кинематографе и расшифровать эти смыслы. В книге четыре раздела: «Метафоры и нарративные значения кинообразов», «Метафоры чувства и восприятия в кинообразах», «Метафоры эмоций, экспрессии и сознания в кинообразах» и «Интерактивные метафоры в видеоиграх».

1. В первой статье первого раздела Чарльз Форсевилль обозначает существующие сегодня когнитивные подходы к метафоре в визуальных и аудиовизуальных медиа, уточняет терминологию и составляет типологию метафор в фильмах разных жанров.

2. Катрин Фаленбрах, рассматривая механизмы метафоризации в американском телесериале «Твин Пикс», приходит к выводу, что аудиовизуальные метафоры, особенно в телесериалах, реализуются не в контексте отдельного эпизода, а в рамках метафорической сети всего произведения.

3. Патрик Колм Хоган, специалист в области изучения эмоций, утверждает, что именно метафоры выступают в качестве общих структур, запускающих в зрителях процесс симуляции чувств, эмоций и интенций героев.

4. Эдуардо Уриос-Апариси, сопоставляя метафоры воды в американских, японских и корейских фильмах, соединяет когнитивную теорию метафоры со сравнительным подходом и вводит понятие метафорического сценария, под которым подразумевается реализация значения определенной метафоры (например, метафоры воды) в различных контекстах.

5. Себастьян Армбруст применяет когнитивную теорию метафоры в нарратологическом анализе телесериала.

6. Второй раздел книги посвящен роли чувственного восприятия в раскрытии метафорических смыслов, третий — эмоциональному аспекту когнитивной метафоры, то есть вовлеченным в процесс метафоризации аффективным структурам.

Подводя итоги вышеизложенному, исследования в русле теории воплощенного познания (ТВП) отказывается от классического репрезентационного подхода к познанию, приводящему к дихотомии внешнего и внутреннегои рассматривают его через призму холистической методологии-как единство когнитивных процессов и человеческого тела.Одним из ключевых элементов этого нового подхода является ревизия классической структуры когнитивного психологического объяснения, в которой внешнее поведение субъекта анализировалось с помощью внутренних когнитивных структур.

 

Список литературы:

  1. Бугаева, Л. Кино и мозг / Л.Бугаева. – Новый литературный журнал. – 2017. – №1.
  2. Лакофф Дж., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем: Пер. с англ. / Под. ред. и с предисл. А. Н. Баранова. М., 2008.
  3. Логинов Никита Иванович, Спиридонов Владимир Феликсович Воплощенное познание как современный тренд развития когнитивной психологии // Вестник СПбГУ. Серия 16: Психология. Педагогика. 2017. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/voploschennoe-poznanie-kak-sovremennyy-trend-razvitiya-kognitivnoy-psihologii (дата обращения: 10.06.2019).
  4. КиберЛенинка: https://cyberleninka.ru/article/n/voploschennoe-poznanie-kak-sovremennyy-trend-razvitiya-kognitivnoy-psihologii
  5. Fahlenbrach K. Embodied Metaphors in Film, Television, and Video Games Cognitive Approaches. — 1st Edition. — New York: Routledge, 2015. — 214 с.
  6. Zacks JM (2014) Flicker: your brain on movies. Oxford University Press, New York, NY

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.