Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 22(66)

Рубрика журнала: Экономика

Секция: Менеджмент

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5

Библиографическое описание:
Кочергина А.В. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ МУЗЫКАЛЬНО-РАЗВЛЕКАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ДЛЯ МОЛОДЁЖИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ КУЛЬТУРЫ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2019. № 22(66). URL: https://sibac.info/journal/student/66/145750 (дата обращения: 26.12.2024).

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ МУЗЫКАЛЬНО-РАЗВЛЕКАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ДЛЯ МОЛОДЁЖИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ КУЛЬТУРЫ

Кочергина Александра Валерьевна

магистрант, кафедра социально-художественного образования СурГПУ,

РФ, г. Сургут

EDUCATIONAL POTENTIAL OF MUSIC AND ENTERTAINMENT PROGRAMS FOR YOUNG PEOPLE IN CULTURE INSTITUTIONS

 

Kochergina Alexandra

magistracy of the department of socio-art education,

Russia, Surgut

 

АННОТАЦИЯ

Представлена авторская интерпретация воспитательного потенциала и типология музыкально-развлекательных программ в учреждениях культуры.

ABSTRACT

In article author’s interpretation of educational potential and typology of is musical - entertaining programs in establishments of culture is presented.

 

Ключевые слова: социально-культурная деятельность, воспитание, досуг, культура досуга, учреждение культуры, музыкально-развлекательная программа.

Keywords: socio-culturalactivity, education, leisure, culture of leisure, establishment of culture, the is musical-entertaining program.

 

Реформы последнего десятилетия XX – начала XXI в., носившие в некоторой степени радикальный характер, существенно повлияли на процесс развития общества России. Так, давно устоявшиеся ценности и нравственные ориентиры стали исчезать, а на их место приходят новые. Подобные изменения затронули абсолютно все слои населения, но молодежь в большей степени. Социально-культурная адаптация молодого поколения в стране происходит в условиях достаточно негативных для этого факторов – экономического, социально-политического, социально-культурного. И хотя нельзя сказать, что сегодня проблема молодежи не находится во внимании государства и общества, но изменить ситуацию и искоренить волнительные моменты в области самореализации молодежи пока не удается. Волнение вызывают те условия и приоритеты в жизни нового поколения, которые создают вокруг них негативную среду – ценности общества потребления, неоправданный риск в желании испытать «острые» впечатления, гедонизм в поиске различных видов наслаждений.

Как результат, можно наблюдать криминогенное или асоциальное поведение, негативизм личностного характера, всевозможные девиации. Такое сочетание факторов приводит, конечно же, к существенному снижению социальной ответственности молодого поколения. Личность человека неспособна пройти процесс социализации, интеграции в общество нормально и полноценно в сложившихся условиях. Пугает, что это является предпосылками для развития глубоких культурных и социальных конфликтов, происходящих между общественными группами, поколениями.

Неправильное распределение свободного времени – вот где негативные явления распространяются более всего. Над формированием культуры досугового поведения нового поколения необходимо работать. Здесь поможет усиление педагогического влияния на область досуга, которое является важнейшей составляющей принципов социально-культурного воспитания.

Жанровый список молодежных музыкально-развлекательных программ - немалая составляющая культурно-досуговой деятельности. Здесь значительное внимание уделяется формированию культуры отдыха в качестве интегративного личностного качества участников, что в целом составляет воспитательный потенциал. Сюда нужно отнести когнитивные, поведенческие, аксиологические, творческо-деятельностные, эмоционально-чувственные составляющие.

Социально-культурная деятельность выделяет научную закономерность, которая подразумевает становление личности, принимающей участие в подготовительных работах проведения культурно-досуговой программы, одновременно субъектом как творческой деятельности, так и самовоспитания, личностных изменений, совершенствования себя.

Результативное сочетание потоков, нацеленных на повышение активности личности и эффективности обучения, является главным ориентиром для организаторов деятельности культурных учреждений. На культурно-досуговую программу ложится ответственность за расширение границ межличностного общения ее участников, создание общностей, объединенных различными видами досуга и оказывающих правильное воспитательное влияние непосредственно на саму личность, социальное окружение. По мнению профессора Л.С. Жаркова, только благодаря соблюдению главных условий регуляции общей деятельности культурно-досуговая программа обретает мощную силу определения и закрепления актива культурного учреждения. Он убежден, что культурно-досуговая программа – это достаточно сильный педагогический потенциал [3, с. 116].

Сегодня можно заметить со стороны практиков и ученых большой интерес по отношению к изучению воспитательного влияния досуга на общество. Причин для этого достаточно, и они упомянуты ранее. Существуют такие виды деятельности, которые могут быть реализованы исключительно в области досуга. Они присущи не только обществу, но и каждому человеку в отдельности. Например, потребность участия в коллективной или индивидуальной творческой деятельности, культурно-досуговых программах. Жарков А.Д. акцентирует внимание на том, что огромное количество понятий, которые соприкасаются с культурно-досуговой деятельностью, имеют место в научном обиходе. Это культурно-просветительская, творческая, духовная, художественная, социально-культурная, рекреативно-развлекательная, культурно-просветительская и другая деятельность. Эти понятия используются в различных субординационных отношениях непосредственно с деятельностью культурно-досугового направления [4, с. 70-71]. Отталкиваясь от этого, можно разграничить ряд основных понятий - «культурно-досуговая программа», «музыкально-развлекательная программа», «культурно-досуговая деятельность», «музыкально-развлекательная программа», «культурно-досуговая деятельность». Ключевым относительно каждого понятия здесь выступает понятие «культурно-досуговая деятельность», от которого модифицируются логические цепочки жанров, форм.

«Культурно-досуговая программа» как разновидность культурно-досуговой деятельности обширна в своих жанрах. Она включает в себя: музыкально-развлекательный, конкурсно-игровой, художественно-публицистический, танцевально-рекреативный, рекреативно-развлекательный и другие жанры. Музыкально-развлекательная программа выступает отдельным видом культурно-досуговой программы. Причиной для этого является ее способность реализовать главные функции досуга, а именно рекреационную, коммуникативную, гедонистическую, развивающую. Большое значение здесь имеют средства музыкального искусства, которые сочетаются с досуговыми потребностями посетителей культурных учреждений.

Музыкально-развлекательная программа в зависимости от факторов художественно-деятельностной доминанты условно делится на следующие типы:

– информационно-просветительская доминанта (тематический вечер, музыкальная гостиная и др.);

– конкурсно-игровая доминанта (музыкальный конкурс, театрализованная музыкальная викторина и др.);

– пластико-хореографическая доминанта (молодежная дискотека, музыкально-танцевальные вечера, бал);

– зрелищно-развлекательная доминанта (гала-концерт, тематический концерт, музыкальная шоу-программа и др.).

Применяя перечисленные доминанты на практических занятиях, можно отметить их способность взаимного дополнения друг друга, органичного сочетания. Дополнительно важно обосновать такое понятие, как «воспитательный потенциал». Воспитательный потенциал считается достаточно важным и одновременно емким понятием педагогической науки в современном мире. Нужно отметить его стремление выйти за установленные пределы в воспитательном процессе, чтобы обоснованно войти во все области педагогики России. Главным в этом понятийном дуэте выступает слово «воспитание». Определений воспитания представлено немало, однако есть такие трактовки, которые конкретизируют ту или иную сторону процесса обучения. К примеру, Рожков М.И. определяет воспитание как процесс формирования гуманистических личностных качеств, который является целенаправленным и основанным на полном взаимодействии обоих сторон – воспитателя и ученика [2, с. 132]. По нашему мнению, сужение понятия сущности воспитания недопустимо лишь в контексте взаимодействия, хотя этот фактор немаловажен в организации досуга. Воспитание должно быть рассмотрено и проанализировано в несколько более широком социально-культурном круге. Бондаревская Е.В. в определении воспитания выделяет самостоятельно организуемый процесс приобщения к культурным ценностям, развития ценностно-смысловой области сознания, введения ее в социокультурную практику, становление индивидуальности. По ее мнению, этот процесс зависит от участия и поддержки взрослых, общества, школы и, конечно же, государства [1, с. 8]. С другой стороны, воспитание – это педагогический процесс, включающий в себя социальную, культурную, личностную сферу развития и направленный на приобщение личности к культурным ценностям, развитие ценностно-смысловой стези, овладение социальной практикой, становление индивидуальности [1, с. 9].

Это определение понятия «воспитание» в своей основе направлено на социокультурный подход и принимает участие на становление личности в любом периоде – от самого детства до взросления. Однако социокультурная трактовка воспитания должна иметь место в исследовании социально-культурной деятельности, а также культурно-досуговых программ.

Рассматривая термин «воспитательный потенциал», нужно достаточно внимания уделить факту отсутствия такого подхода к его пониманию, который бы являлся общепринятым. Волохов А.В. первым ввел понятие «воспитательный потенциал» в педагогику России. Он определил его интегрированным сочетанием социально-психологических, социально-экономических, социально-педагогических критериев, которые приводят к материализации возможностей воспитания общественного формирования в детском возрасте при жизнедеятельности определенной личности. Принимая во внимание выказывания Кульпединовой М.Е., Савченко А.В., Волохова А.В., Чугуновой О.Д., нами было выявлено, что система потенциала воспитания включает в себя такие составляющие, которые применяются в общей педагогике, но при этом изучены в недостаточном объеме в контексте социально-культурной деятельности. К таковым нужно отнести самореализацию, социальную активность, деятельность в положительном русле. Таким образом, воспитательный потенциал культурно-досуговых программ в современных условиях основывается на образовании ими педагогических условий, чтобы иметь возможность удовлетворить потребности в совместно проведенном досуге, общении, воспитать социальную активность, принимать участие в деятельности человека, которая была бы настроена положительно.

Воспитательный потенциал состоит из социальной активности, деятельности детей, молодежи, подростков в позитивном направлении, самореализации.

Культурные учреждения в своей деятельности предусматривают сочетание воспитательного потенциала и решение проблемы личностной социализации и инкультурации. В этом состоит отличие деятельности творческих клубов от творческой деятельности иных учреждений. Программа творческих занятий предусматривает освоение посетителями различных социально-культурных норм, повышение собственной эстетической культуры, совершенствование устоявшегося образа жизни. Вместе с тем несколько иной спецификой при личностной социализации и инкультурации характеризуются клубные учреждения, и заключается она в разнообразии форм культурного времяпрепровождения, которые предлагаются, эффект массовости. Учитывая необходимость перенесения внешних общественных требований по отношению к культуре во внутренние потребности молодежи, можно отметить важность воспитательного потенциала, который включает ее в себя. Так, культура досуга может рассматриваться в контексте интегрированной направленности на воспитательный процесс в культурных учреждениях, что приведет к реализации их непосредственно воспитательного потенциала. За основу здесь принимаются устоявшиеся традиции науки педагогии в России в процессе исследования сути воспитания культурно-досуговой деятельности, представленные Соколовым Э.В., Жарковым А.Д., Евтеевой Г.А., Иконниковой С.Н. и другими. Принимая за основу вышесказанное, можно раскрыть педагогический потенциал культурно-досуговых программ в культурных учреждениях в качестве совмещения основной коммуникативной функции и основных социально-культурных функций досуга, что является отражением содержания досуга в каждом слое общества. К таковым относят функцию развлечения, рекреации, развития. Вместе с тем культура досуга характеризуется единством и целостностью уровней отношений в ценностном направлении личности по отношению к каждой из функций, которые перечислены ранее.

Чтобы углубиться в суть воспитательного потенциала музыкально-развлекательных программ, предлагаем рассмотреть основные направления:

  • музыкально-образовательное;
  • общественно-политическое;
  • танцевально-развлекательное, игровое.

Общественно-политическое направление. В данном случае в качестве объекта анализа, информации и обсуждения выступает определенное социальное или общественно-политическое явление, которое в любом виде взаимосвязано с теми или иными произведениями в музыке, личностью автора и исполнителя, обстоятельствами, предшествующими их созданию. Здесь музыке может быть отведена главная роль, также она может служить иллюстрацией к конкретной значимой в социуме теме. Такие программы характеризуются глубоким анализом рассматриваемого объекта, яркой публицистичностью.

Музыкально-образовательное (информационное) направление. Здесь главным выступает получение сосредоточенности внимания зрителей и слушателей непосредственно на жанре определенного произведения, специфических музыкальных тонкостях в том или ином стиле, личности композитора. В программе данного направления предметом рассмотрения и изучения является музыка, что подразумевает подробное изучение особенностей конкретного музыкального произведения, высказывание объективной критики, изучение создания музыкальных произведений.

Танцевально-развлекательное, игровое направление. Программы способны регулировать эмоциональное состояние зрителей, организовывать моторно-двигательную деятельность в виде танцев. Здесь нужно выделить такие характеристики музыки, как приподнятость настроения, танцевальность, эмоциональная зависимость, создание легкой атмосферы для отдыха, общения. Часто здесь поднимается тема общественно-политических, музыкально-образовательных проблем.

Конечно же, представленная формулировка музыкально-развлекательных программ относительно приблизительная, но она обеспечивает получение ориентированной дифференциации. Стоит отметить, что в каждом направлении имеет место художественная деятельность, которая представлена в отборе содержания, в выразительных средствах проводимых мероприятий.

Отталкиваясь от фактора художественной деятельности, которая является ведущей, представлена следующая типология форм музыкально-развлекательных программ, ориентированных на непрофессиональную молодежь. Итак, доминанты могут быть:

  • пластико-хореографическими (дискотека для молодого поколения, бал, музыкально-танцевальные вечера);
  • информационно-просветительскими (вечера в заданной тематике, музыкальная гостиная и др.);
  • зрелищно-развлекательными (гала-концерт, концерт в заданной тематике, музыкальная шоу-программа и др.)
  • конкурсно-игровыми (музыкальный конкурс, театрализованная музыкальная викторина и др.).

Перечисленные выше доминанты имеют свойство сочетания и взаимного дополнения друг друга, применяя их на практике.

Специальная литература представляет к ознакомлению несколько важных функций музыкально-развлекательных программ. Они рассмотрены ниже:

  • Информационная. Здесь происходит отбор материала, отталкиваясь от главных вопросов, которые нужны аудитории, систематизация и сбор в комментарий, который обязательно должен быть кратким и одновременно емким. Посредник между организаторами и аудиторией – это ведущий. Благодаря установленной доверительной атмосфере информация усваивается достаточно легко и быстро. В противном случае восприятие происходит попутно и рассеяно. Одновременно здесь отсутствует надобность в полном сосредоточении, что немаловажно. Это означает, что даже незначительная часть аудитории, которая не прочувствовала атмосферу восприятия, будет эффективно проинформирована. Вместе с тем факты, которые готовятся авторами, должны отличаться достоверностью. К примеру, когда звучит мелодия на тематическом танцевальном вечере, ведущий вполне может тоном на порядок ниже музыки дать краткие пояснения, касающиеся стиля музыки, тонкостей используемого инструментария, содержания произведения.
  • Функция просвещения. Сегодня эта функция существенно разнится стой, которая была применима еще 40 лет назад. Объяснением тому служит разница в образовательном и культурном уровне, который у нынешнего поколения в несколько раз выше, а также развитие СМИ. Функция выполняется одновременно в форме лекционной пропаганды, образовательных систем, подачи средствами массовой информации. Конечно же, музыкально-тематические программы также принимают активное участие в просветительной функции. Для получения удовлетворенности собственной познавательной потребности необходимо обращать внимание на музыкальные группы, которые дают полезную, интересную и завлекающую информацию. В зависимости от методов реализации функции просвещения представлены следующие варианты:

1. Ориентированные на широкий просветительский круг. Здесь чаще всего рассматриваются проблемы, имеющие место быть в искусстве и культуре. Основной целью здесь выступает удовлетворение информативности, любознательности, ознакомления с эстетикой, культурной историей, музыкой.

2. Ориентированные на аудиторию специального интереса, однако не являющуюся профессиональной. В качестве примера подойдут лекции на тему различных стилей в музыке, ее направлений. Такой вариант подачи адресуется обычно всей аудитории, а не только участникам определенных тематических объединений. При этом учитывается невысокий процент информированности массовой аудитории в тех вопросах, которые рассматриваются непосредственно в том или ином выпуске, программе. Примером может стать лекция-концерт, проводимая в джазовом клубе, во время которой ведущий и музыканты беседуют на темы жанров джаза, нынешних проблем в творчестве, дополняя теорию (рассказы) практикой (музыкальная композиция).

  • Эстетическая потребность. Она считается сложнейшей потребностью человека в духовном преображении. Не секрет, что музыка способна отражать действительность в эстетической форме. Если она будет присутствовать в сочетании с другими художественными критериями, ее восприятие станет более ярким, полным и запоминающимся. Добавить новизны и эстетичности в музыку можно, используя некоторые выразительные средства, а именно монтаж, шумы, объемность звучания, образную, эмоциональную речь, звуковые накладки в эпизодах и другое. Дополнительно следует рассмотреть возможность включения в программу танцев, небольшой театральной постановки, которая однозначно привлечет интерес публики. Достаточно важным воздействием на эстетическую среду в программе обладают художественные элементы, то есть пантомима, представленные образы, актерская игра, освещение. Если создать единое сочетание музыки и других составляющих программы, то уже сами монтажные приемы и способы произведут эстетическое впечатление. Например, чтобы насытиться положительной эмоциональной информацией с нотками яркости, непринужденности и перегруженности, нужно обратить внимание на легкую музыку, которая характеризуется ритмом, вызывает желание танцевать и развлекаться. Чтобы действия, направленные на воспитание личности, были эффективными, важно уделять эстетической функции необходимую толику внимания, так как оно является крайне необходимым. Благодаря качественному развитию эстетической функции музыкально-тематических программ у личности зарождается эстетический вкус.
  • Функция развлечения. Они ориентированы на расслабление личности, обеспечение эмоционального отдыха и разгрузки. Здесь можно поднять себе настроение, тонус и зарядиться положительной энергией, что является естественной человеческой потребностью. Огромный интерес к такой функции наблюдается, конечно же, со стороны молодого поколения. Подобные мероприятия позволяют общаться друг с другом в неформальной обстановке, в кругу своих знакомых, а также заводить новые знакомства. Важно понимать, что развлекательная программа должна создаваться на основе требований к предстоящему музыкальному мероприятию. Например, если в музыке необходима активная «включенность» мыслей, переживаний человека, то сама программа должна строиться на легкости и непринужденности. В противном случае можно добиться обратного эффекта, и функция развлечения выполнена не будет. Очень просто увеличить нагрузку в психологическом плане – достаточно к и без того напряженному ритму жизни в современном обществе добавить усиливающийся информационный поток, интенсивную деятельность производственного характера. В таких условиях различные музыкально-тематические программы с эффектом развлечения приобретают все большую значимость и актуальность.
  • Воспитательная функция. Воспитательный эффект объединяет все те функции, которые представлены выше. Углубившись более подробно в этот вопрос, можно увидеть, что агитационная и пропагандистская функции благоприятствуют просветительскому поднятию общего уровня молодого поколения, эстетической нацеленности на воспитание вкуса в музыке, воспитанию мировоззрения и т. д.

Безусловно, функция воспитания воплощается только вместе с другими функциями, но ее также можно назвать самостоятельной. Стоит заметить, что значение воспитания на различных этапах программы отличается друг от друга. Так, эстетический вкус воспитывается в ходе прослушивания различных музыкальных композиций, оценивании их, анализе, обсуждении. Вкус в моде помогают развить различные программы, включающие в себя беседы относительно молодежной формы одежды, нынешних тенденций. Также подобные мероприятия прививают соответствующие понятия культуры потребления, что немаловажно.

Нужно понимать, что только поступки, действия, примеры жизни определенных личностей в истории являются самым лучшим способом воспитания. Принимая это во внимание, нужно следить за поведением ведущего на мероприятии, так как от этого зависит создаваемая атмосфера, настрой публики и реализация предусмотренных событием функций. Желательно, чтобы ведущий обладал культурой танца, хорошо разбирался в культуре, истории, умел поддержать различные дискуссии, при этом переводить их в легкую форму общения.

Для достижения эффекта воспитания важно точно понимать необходимые критерии музыкально-развлекательной программы. Здесь имеется в виду знание особенностей сознания, жизни, образа мышления аудитории, ознакомление с их установками, представлениями, стереотипами поведения, музыкальные предпочтения. Также ведущие и организаторы программ обязаны владеть теми жанрами, которые они выбрали.

 

Список литературы:

  1. Бондаревская Е.В. Феноменологический анализ современных концепций воспитания // Теоретико-методологические проблемы современного воспитания: Сборник научных трудов. - Волгоград, Перемена, 2004. - С. 8-9
  2. Рожков М.И. Стратегии и модели воспитания // Теоретико-методологические проблемы современного воспитания: Сборник научных трудов. - Волгоград, Перемена, 2004. - С. 132.
  3. Жаркова Л. С. Деятельность учреждений культуры: учебное пособие. - 3е изд. испр., - М.: МГУКИ, 2003. - 116 с.
  4. Жарков А. Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности: учебник для студентов вузов культуры и искусств. - М.: Издательский Дом МГУКИ, 2007. - 70-71 с.

Оставить комментарий