Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 20(64)

Рубрика журнала: Информационные технологии

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5

Библиографическое описание:
Саркисьян М.М., Гурова Е.А. ХАКЕРЫ КАК ФЕНОМЕН ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА // Студенческий: электрон. научн. журн. 2019. № 20(64). URL: https://sibac.info/journal/student/64/143275 (дата обращения: 25.11.2024).

ХАКЕРЫ КАК ФЕНОМЕН ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА

Саркисьян Маргарита Михайловна

студент 1 курса кафедры отечественной филологии ФГБОУ ВО «Армавирский государственный педагогический университет»,

РФ, г. Армавир

Гурова Евгения Александровна

старший преподаватель кафедры информатики и информационных технологий обучения ФГБОУ ВО «Армавирский государственный педагогический университет»,

РФ, г. Армавир

Аннотация. В данной статье субкультура хакеров рассматривается как феномен информационного пространства. Анализируя с разных сторон эту субкультуру, разберемся, является ли она феноменом. Хакерство будет рассматриваться с различных точек зрения, чтобы дать наиболее полную характеристику этому явлению.

 

Стремительное развитие мирового сообщества приводит к широкому распространению более новых информационных технологий в различных социальных слоях общества. Степень развития страны рассчитывается и публикуется специализированным подразделением ООН - Международным союзом электросвязи. По статистическим данным на 2017 год в рейтинге стран мира по развитию информационно-коммуникационных технологий Россия занимает 45 место из 176; индекс развития информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) страны составляет 7,07 (Самый высокий индекс принадлежит Исландии – 8,98, а самый низкий – Эритреи, 0,96) [1].

Информационная революция и создание компьютерных технологий стали важной ступенью в развитии человечества. Однако вслед за новыми технологиями пришли и новые проблемы. Проблемы информационной безопасности постоянно усугубляются в связи с развитием технологий и проникновением во все сферы деятельности человека технических средств передачи и переработки данных. Развитие означает постоянные изменения, происходящие в современном обществе: интенсивный прогресс в сфере электроники, цифровых технологий и различных средств коммуникации служит первоисточником создания обновленной глобальной информационной среды. В различных организациях, корпорациях и предприятиях создаются финансово-кредитные системы, базы данных, программное обеспечение. Объектами интереса злоумышленников могут быть как сами технические средства – компьютеры и периферия, так и программное обеспечение, информация, хранящаяся в базах данных. Сбой в работе сети какой-либо организации это не только моральный, но и довольно ощутимый материальный вред. Защита сети своих данных требует значительных пропагандистских усилий и денежных затрат.

Разберемся с термином «хакер». Изначально хакер (hacker) – это высокопрофессиональный, мастерски владеющий компьютером программист, способный к неординарным способам решения проблем. Такой профессионал способен как принести пользу, так и нанести весьма существенный урон. В современном мире термин «хакер» практически всегда используется для обозначения злонамеренного и асоциального программиста, способного нанести вред.

В условиях информатизации всех сфер мирового общества изучение субкультуры хакеров, их методов, приемов приобретает политическую окраску, стратегически значимое исследование, ведь мировые державы противостоят друг другу. В современном информационном обществе их главным оружием является информация.

Движение хакеров зародилось в молодежной среде США: как и хиппи, они были сторонниками неограниченной свободы, но в отличие от хиппи, были за свободу в информационном пространстве. На начальных этапах развития глобальной сети Интернет (1960-е годы) хакерское движение не носило такого деструктивного характера, а лишь отражало тенденцию творческого новаторства, исследования пределов системы, потенциальных возможностей, это были акты любопытства. Однако к концу 70-х годов стали прослеживаться изменения в мотивах хакерского движения: несанкционированное вторжение в чужую систему принимает агрессивные черты: удаление или искажение важных данных, распространение компьютерных вирусов и так далее. В 90-х годах хакерское движение становится мощной силой, способной дестабилизировать общественные структуры, и в связи с этим оно превращается в один из важнейших объектов изучения со стороны государственных органов и международных правозащитных организаций.

В исследованиях деятельности хакеров главенствуют два подхода. Первый из них основан на критерии несанкционированного вторжения в информационную систему, что отождествляет хакерство с преступной деятельностью.

Второй подход опирается на критерий мотивации при оценке деятельности хакеров: "человек, подсматривающий и ищущий (хакер) становится взломщиком, действующим корыстно (кракер), беспредельно разрушительно (кибертеррорист) или идейно (хактивист)" [2].

Популярность субкультуры хакеров обусловлена романтизацией образа в культуре молодежи. Этот «имидж героя» создал и Голливуд, и СМИ, и быстрое развитие информационных технологий. Более 90 % специалистов в сфере информационных технологий и более 50 % пользователей Интернет без специального образования считают хакера «искусным программистом». Хакеры не «вербуют» новых членов субкультуры, эту работу делают масс-медиа, киноконцерны и само общество потребления, в совокупности они создают образ «хакера-анархиста», который вдохновляет молодежь. При отсутствии целенаправленной воспитательной и пропагандистской работы он представляет значительную опасность.

Этому во многом способствует такой фактор: многие корпорации приглашают хакеров к себе на работу, предоставляя высокооплачиваемые должности. Например, один из крупнейших взломщиков - Кевин Поулсен сразу после выхода из тюрьмы был приглашен в известную телевизионную компанию, другой взломщик – Джеф Мосс стал управляющим по проверке систем безопасности в крупной фирме.

Другим фактором, способствующим развитию субкультуры хакеров, является тенденция делиться своими новыми идеями, разработками, схемами друг с другом. Хакеры имеют масштабную систему сайтов и блогов, статей по обмену опытом, проводят собрания и съезды в национальном и международном масштабе. На съездах хакеров прослеживается тенденция взаимодействия с государственными и коммерческими структурами: в них принимают участие представители государственных органов безопасности, администраторы крупнейших фирм. Некоторые из хакеров участвуют в государственных и международных организациях по информационной безопасности, но в то же время существует опасность взаимодействия хакеров и с мафиозными структурами и даже террористическими организациями.

В целом субкультура хакеров очень многолика и распространена: она включает в себя огромное количество представителей разных стран, культур. Конечно, из-за менталитета и особенностей культуры взгляды не идентичны, и портреты, например, азиатского и американского хакера отличаются. Объединяет это многоликое сообщество всемирная сеть и борьба за свободу в ней. Русские хакеры в большей степени предрасположены к идеологическому обоснованию взломов, чем коллеги за рубежом. Интересно высказался о хакерах Д.В. Чепчугов в то время, когда он был начальником одного из отделов по борьбе с преступниками в киберпространстве: «хакеры – это не преступники, хакеры – это в большинстве талантливые ребята, а преступники те, кто вовлекает их в совершение преступления».

В условиях активизации хакерских атак предотвращение деструктивной деятельности хакеров, разработка и применение правовых документов – приоритетная задача обеспечения национальной безопасности в информационном пространстве. Преступления в сфере информационных технологий часто являются международными, потому что обычно хакер работает в одной стране, а жертвы его находятся в другой. Для борьбы с киберпреступниками очень важно международное сотрудничество. Конвенция Совета Европы о преступности в сфере компьютерной информации ETS No185 была подписана 23 ноября 2001 года в Будапеште тридцатью странами, Россия на настоящий момент не подписала Конвенцию.[3] Принятие актов Конвенции – верный шаг в борьбе с киберпреступностью, но с другой стороны это и возможность тотального контроля над личностью. Борьба должна быть основана на международном сотрудничестве, охране частной жизни.

Наряду с общими международными усилиями не менее важны и усилия внутри стран, использующих и разрабатывающих информационные технологии, по активизации воспитательной, пропагандистской работы. Необходимы также инициативы и меры, направленные на создание условий для творческой деятельности молодежи, недопущение вовлечения ее в криминальные организации.

Интересный факт: в 2002 году исследователи хакерской субкультуры обнаружили, что больше всего хакеров находится в Бразилии, причиной этого стало полное отсутствие уголовной ответственности за преступления в сфере информационных технологий. В России также отмечается рост компьютерной преступности. Он прямопропорционален темпами компьютеризации страны. В 2000 году была разработана Доктрина информационной безопасности Российской Федерации и в течение 16 лет не подвергалась изменениям. За это время информационное пространство сильно изменилось, и безопасность России в этом пространстве подверглась угрозе. Защита информационного суверенитета и интересов нации, стремление государства стать открытым и партнером в глобальном информационном пространстве – это и не только было отражено в новой Доктрине 2016 года. Для борьбы с хакерами создано специальное Управление "К" МВД РФ. [4]

В последние годы субкультура хакеров стала меняться и все глубже уходить в «андерграунд» под давлением и преследованиями властей. В отчетах по анализу хакерских атак все чаще встречаются случаи работы групп хакеров по найму на террористические, радикальные или криминальные сообщества. Это привело к появлению таких понятий как «кибершпионаж», «кибертеррор», «киберпреступление» и еще большему очернению определения «хакер».

Итак, хакеры сегодня являются в большей степени частью глобализма, чем частью движения против него. Движение хакеров представляет собой довольно значимую силу, благодаря развитию информационных технологий. Идеология хакеров влияет не только на самих лиц, вовлекаемых в преступления, но и на общественное мнение. О преступлениях хакеров в СМИ часто пишут с восхищением, а сами хакеры выставляют свои преступления на показ, не боясь общественного осуждения. Та польза, которую приносят действия хакеров, значительно перекрывается вредом, нанесенным такими же хакерами.

Таким образом, хакеры являются естественным «продуктом» информационного общества и, соответственно, информационного пространства. Для борьбы с данной субкультурой мировое сообщество должно объединиться, создать благоприятные условия для реализации творчества молодежи легальным путем.

 

Список литературы:

  1. Рейтинг стран мира по уровню развития информационно-коммуникационных технологий [электронный ресурс] URL: https://gtmarket.ru/ratings/ict-development-index/ict-development-index-info(дата обращения 18.05.2019)
  2. Скородумова О.Б. Хакеры как феномен информационного пространства [электронный ресурс] // СоцИс 2004 № 2 с. 70-79. URL:http://www.isras.ru/files/File/Socis/2004-01/009.SKORODOUMOVA[1].pdf (дата обращения 18.05.2019)
  3. Преступления в сфере информационных технологий [электронный ресурс] URL: https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Преступления_в_сфере_информационных_технологий
  4. Дремлюга Р.И. Субкультура хакеров и другие факторы компьютерной преступности [электронный ресурс] // Всероссийский криминологический журнал 2008 №4 с. 22-26 URL: http://cj.bgu.ru/reader/article.aspx?id=2606 (дата обращения 18.05.2019)

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.