Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 20(64)
Рубрика журнала: Философия
Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5
ПСИХОАНАЛИЗ КУЛЬТУРЫ В ТРУДАХ З. ФРЕЙДА, К. ЮНГА, Э. ФРОММА
Введение
Ни один научный авторитет в области в психологии и психиатрии не вызывал такого неугасающего интереса и общественного резонанса как Зигмунд Фрейд и его учение – психоанализ. Именно эта теория в 20в. изменила представления классической психологии, раскрыла ключевые вопросы устройства человеческой психики, личности, внутренних конфликтов и переживаний, глубинных причин психических заболеваний, представлений человека об окружающем мире и самом себе. Несмотря на развитие современной науки, труды З.Фрейда все еще остаются предметом споров и обсуждений, поэтому рассматриваемая тема весьма актуальна.
Однако, психоанализ применим не только к человеку, но и к окружающему миру. Проводя аналогии, возможно рассмотреть через призму психоанализа общественные явления и культуру в целом.
Основной раздел
Для начала рассмотрим психоанализ с позиции метода психиатрии, чтобы раскрыть цели, задачи, этапы данного учения.
Согласно трудам З. Фрейда, человеческая психика разделена на 2 обширных раздела: сознательное и бессознательное. Объект изучения в данном случае человек, предмет изучения психоанализа – бессознательное. По мнению Фрейда, бессознательное - это скрытые мотивы, конфликты в психике и реализации желаний, не совпадающие с понятиями привычных общественных норм. Цель психоаналитика – помочь пациенту освободиться от данных мотивов и адаптироваться в обществе. Рассмотрим этапы данного метода.
Первый этап психоанализа человека– сбор информации. Психоаналитик получает максимально возможное количество информации об объекте в целом и о бессознательном. Это становится возможным в процессе беседы. Кроме этого используются методы свободных ассоциаций, или толкования сновидений. Психоаналитик дает пациенту установку - можно говорить все, что придет в голову. З.Фрейд считал, что абстрактные, неконтролируемые ассоциации и сновидения - это возможность "заглянуть" в бессознательное пациента, ведь данные состояния являются отражением переживаний человека, небольшими, неосознанными проекциями переживаний и эмоций.
Собрав достаточно информации, аналитик переходит к следующему, центральному этапу - интерпретации. Раскрывая возможные проблемы путем толкования полученной информации, психоаналитик предлагает пациенту принять или отвергнуть выдвинутые им доводы. Во время данного толкования аналитик может столкнуться с явлениями сопротивления или переноса - психологическими механизмами защиты анализанта. Сопротивление - создание пациентом выдуманных поводов, кажущихся ему самому объективными причинами для окончания лечения. Перенос - перемещение пережитых чувств на другого человека, или предмет.
Однако ключевая задача аналитика - сделать так, чтобы пациент осознал первопричины патологии, например, пережитые травмирующие воспоминания, и невольно начал решать собственный внутренний конфликт. Здесь начинается последний этап - проработка. Он заключается в обсуждении найденных у анализанта проблем, воспоминаний, впечатлений, убеждений. Фрейд был убежден в том, что если человек переосмыслит пережитое и изменит собственное поведение - то он может освободится от гнетущих его чувств и излечиться.
«Первый человек, который бросил ругательство вместо камня, был творцом цивилизации.» [5, с. 87]
Несмотря на то, что психоанализ ориентирован на изучение психики индивидов, изначально метод заключал в себе тенденцию объяснение и раскрытие общественного сознания в настоящем и прошлом. «Запреты» по Фрейду считаются предметом, порождающим неврозы и являются ничем иным, как социально-общественными нормами нравственности, морали, права, возникшими на заре человеческой истории. Они были названы культурными запретами, и целью анализа было выяснение природы их появления, утверждения и развития. В развернутом определении «человеческой культуры» Фрейд указывал, что она заключает в себе все приобретенные людьми знания, способы, методику господства над силами природы, добычи благ для удовлетворения человеческих потребностей. Сюда также стоит включить все институты, регулирующие отношения между людьми, а в особенности распределения имеющихся благ. Однако, у людей все еще живы деструктивные, антикультурные, антсоциальные традиции, настолько сильные, что они определяют вектор поведения и развития общества. Стоит отметить, что фрейдовский термин «культура» нередко совпадает с термином «общество».
«Человек, нарушивший табу, сам становится табу, потому что обладает опасной способностью искушать других последовать его примеру» [5, с. 34]
В целостной форме свою культурологическую теорию З. Фрейд изложил в книге «Тотем и табу. Психология первобытной культуры и религии» и продолжил рядом более поздних работ. Автор проводит аналогию развития человека и процесса происхождения культура (отногенез-филогенез, индивидуальное развитие - общественное развитие), и говорит о направленности развития по вектору конфронтации принципов удовольствия и реальности. Например, возникновение собственного Я у ребенка и его становление, как личности, соответствует возникновению общества - за счет идентификации членов данного общества по определенному признаку. Человек отделяет себя от раздражителей при помощи собственной личности (знаний о мире, поведенческих факторов, ощущений) и выстраивает социокультурные отношения со средой. Подобное можно наблюдать и в обществе - государство отделяет себя границами, но выстраивает отношения с другими государствами при помощи нормативно-правовых актов.
“Самые старые и важные запреты табу составляют два основных закона тотемизма: не убивать тотемное животное и избегать полового общения с коллегой по тотему другого пола” [5, с. 45]
Структурирование и развитие коллективной психики человеческого общества, например, государства, во многом напоминает структурирование и развитие психики индивида. С начала и до конца оно определяется конфронтацией принципов удовольствия и реальности. Общество возникает за счет взаимной идентификации своих членов по определенному признаку, отличающему их от других людей: историческому, национальному, идеологическому и т.п. Аналогичным путем происходит консолидация образа Я у ребенка, заложение идентичности как чувства своей уникальности, целостности и постоянства в окружающем мире. Надежные границы собственного Я позволяют человеку отделять себя от среды, отличать внешние раздражения от внутренних ощущений, а следовательно, и строить со средой нормальные отношения. Тут же можно наблюдать описанное явление переноса - наличие армии в современном обществе оправдано наличием армии в других государствах. Таким образом, общество, по сути, является индивидом более высокого порядка. Однако, как и каждый индивид, общество может проявлять признаки заболеваний и патологий, чаще всего - культурного характера, который сам Фрейд считал "невротическим симптомом). Ярким примером могут служить как строжайшие нравственные нормы Европы конца 19 века, так и Французская революция 60-х годов 20 века.
Автор приводил примеры фобии детей к определенным видом животных, как явление переноса страха к отцу в различных культурах, как подтверждение собственной теории генезиса культуры. Первоначало данных фобий Фрейд находил в повторении начала генезиса культуры. Аналогичным образом З.Фрейд объясняет необходимость Бога, власти государства –большинство нуждается во власти, которой они могут восхищаться, которой они могут подчиняться, которая господствует над ними. Формируя данные параллели, автор сформировал основные тезисы психоанализа - Эдипов комплекс, вражду к отцу, трансформацию влечений из деструктивных в культурно-приемлемые.
Психоаналитический подход к изучению культуры получил дальнейшее развитие в культурологии XX в. Самостоятельную концепцию выработал один из учеников и последователей З. Фрейда – Карл Юнг.
Два главных отличия подхода Юнга к исследованию культуры - отказ от пансексуализма и появление понятия "коллективное бессознательное". Карл Юнг считал, что бессознательное структурировано мифом. Миф - это ряд образов, заложенных в человеке, и определяющий его взаимоотношения как с людьми и обществом в целом, так и его отношение к культуре. Миф, по мнению автора, может быть заложен как в индивидууме, так и в обществе в целом. В случае отдельного человека он появляется как система чувств, эмоций, пережитых ребенком в его первых контактах с окружением (семьей). В обществе миф находит отражение в традициях, обрядах, национальном менталитете.
Таким образом, любая патология (невроз) индивида может быть рассмотрен и через призму культуры, а именно разлада его внутренних норм и общественных норм, принятие или непринятие человеком ряда национальных, этнических, культурных традиций. Проводя аналогию - возникающий в социуме разлад между групповой и культурной мифологией приводит к появлению деструктивных идей.
Человеческое бессознательное структурировано мифом - совокупностью фантазийных образов, лежащей в основе отношений индивида с самим собой, с другими людьми, с культурой. Индивидуальный миф закладывается в процессе первых соприкосновений ребенка с культурой первичного (семейного) окружения как система наиболее устойчивых стереотипов отреагирования любви и агрессии в любых производных. Наряду с этим существует миф культурного сообщества, структурирующий филогенетическое бессознательное и находящий выражение, например, в народных традициях или особенностях национального менталитета. Индивид в рамках культуры пребывает под влиянием автономных архетипических образов, заложенных в символическом содержании культурной традиции (мифология, религия, искусство) и формирующих структуру его психической реальности. Любой невроз может быть рассмотрен с этих позиций как продукт разлада между индивидуальной и культурной (национальной, этнической) мифологией, или как производная неадекватности культурной традиции содержанию «имаго» индивида (т.е. фило - и онтогенетических образов первичного семейного окружения). Если разлад возникает между мифологией культурной и групповой (т.е. мифологией сообщества, сплачиваемого на основе взаимной идентификации), мы имеем дело с психопатологией культурного сообщества: в социуме зарождаются коллективные патогенные фантазии, возрастает деструктивный потенциал и т.п. Пример - классическая проблема отцов и детей. Люди старшего возраста, относящие себя к той или иной культурной группе, зачастую не принимают общественных переломов, меняющих коллективный миф (примером может служить распад СССР).
Коллективное бессознательное по Юнгу - "память" людского рода, присущая каждому человеку, которая является первопричиной и основой как индивидуальной психики, так и культурного своеобразия.
Эрих Фромм, напротив, считал, что ключевая проблема психиатрии - не ориентация человека на получение удовольствия, а связь индивида с внешним миром.
Так как основным субъектом общественного процесса является человек - то и процесс определяется потребностями и стремлениями индивида. Некоторые из данных стремлений не обусловлены биологическими факторами - например, стремления в любви, власти, богатству, тяги к подчинению, страху перед богами. Автор приходит к выводу, что все описанные наклонности человека являются продуктом действия общественного процесса - они возникают в процессе социального формирования личности. Таким образом общество может оказывать как негативное, так и позитивное влияние на человека, а социальная психология должна объяснить механизмы возникновения тех или иных факторов.
Фромм привел пример стремления человека к свободе, благодаря которому можно объяснить ключевые исторические события 20 века. Если определенный человек, группа или класс стремятся к свободе, верят в собственные идеалы - они могут привлечь на свою сторону всех "угнетенных", в которых зарождались подобные мысли. Образованная вновь группа получает свободу - однако, на этом борьба не заканчивается. Появляются новые привилегии, нормативные акты, свободы и права, за которые необходимо бороться. Первая Мировая война, изменившая мир, по мнению множества авторов, должна была стать некой чертой, после которой общество навсегда изменится. Однако, когда казалось бы, достигнута свобода - появляются новые течения, системы, меняется сущность общества, появляются новые желаемые цели. Людьми управляют войны, кризисы. Новая свобода, которая пришла с капитализмом делает человека еще более одиноким, давая ему лишь материальный фактор, который помогает справиться с проявлениями внутренней неуверенности. Чувства изоляции и беспомощности влияет и на межличностные отношения - все чаще человеческие отношения напоминают экономические. Процесс изменения повторяется вновь и вновь.
Заключение
Появление психоанализа породило немало споров, которые продолжаются и по сей день. Взгляды Фрейда подвергались критике множества авторов, и подвергается до сих пор. Психиатрическая теория стала "ключем" к разработке первой целостной теории личности, основанной на наблюдении и интерпретации событий. Идеи З. Фрейда, К. Юнга, Э. Фромма до сих пор оказывают влияние на современную психологию и психиатрию, антропологию, литературу, искусство. Теория также получила распространение в философии, литературной критике, как метод интерпретации. Заслуги теории – создание первой развёрнутой теории личности, разработку системы клинических наблюдений (основанных на собственном анализе и терапевтическом опыте), формирование оригинального метода лечения невротических расстройств, которые невозможно исследовать никаким иным образом. Несомненно, теория является актуальной.
Список литературы:
- Психопатология обыденной жизни: [перевод с немецкого] / Зигмунд Фрейд. – М: Эксмо, 2015. – 192с. – (Великие идеи).
- Грюнбаум А. Сто лет психоанализа: итоги и перспективы. Послесловие от редактора // Независимый психиатрический журнал. — 1997. — № 3. — С. 17—18.
- Грюнбаум А. Теория Фрейда и философия науки // Вопросы философии. 1991. N 4. С. 90-100.
- Толкование сновидений / Зигумунд Фрейд; пер. с нем. – СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2015. – 522с. – (Азбука-классика. Non-Fiction).
- Тотем и табу / Зигумунд Фрейд; пер. с нем. Р.Ф.Додельцева. – СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2015. – 320с. – (Азбука-классика. Non-Fiction).
- Килстром, Джон Ф. «Фрейд все еще жив? Вообще говоря, нет.» [Электронный ресурс] : режим доступа к журн: goo.gl/Mkx3ty.
- «Я» и «Оно»: сборник / Зигмунд Фрейд; пер. с нем. – Азбука, Азбука-Аттикус, 2016. – 288с. – (Азбука-классика. Non-Fiction).
Оставить комментарий