Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 20(64)
Рубрика журнала: Философия
Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5
ФИЛОСОФИЯ ТРУДОВОГО ПРАВА
Отечественная наука трудового права во многом стоит на позитивистских началах.
Предметом ее изучения выступает по преимуществу правовая норма как самостоятельный феномен: правильность ее словесной формулы, точность грамматики, внутренняя и внешняя непротиворечивость, избранный метод регулирования, мера практической эффективности. Иные, непозитивистские, аспекты исследуются реже.
Мало анализируются факторы культурно-социального толка, связь юридического предписания с правовой культурой, национальной и групповой ментальностью, социальными противоречиями, динамикой политического режима, экономическими интересами разных стран, модификациями системы ценностей российского общества, интерпретацией норм в обыденном сознании.
Современное трудовое право, в том числе и России, состоит из более чем пяти тысяч нормативных правовых актов.
Все его нормы как групповые и общечеловеческие ценности постоянно актуализируются, ибо имеют перспективное формационное и цивилизационное значение, являются наиболее массовыми, юридически регулируют условия труда в процессе создания новых материальных и духовных благ и стимулируют их доступность для каждого гражданина.
Философско-антропологическое обоснование этого права исторически постепенно формируется как позитивно-критическое рациональное его объяснение в контексте форм гуманизма, что масштабно способствует развитию стабильности единства, целостности и сущности человека, его гражданских качеств, юридической свободы, достаточного роста качества его жизни, однако оптимально этот рост еще не обеспечен, что обусловлено периодически возникающими трудностями реформ в современном мире.
Именно поэтому в современном развитии философской антропологии есть насущная потребность в системном обосновании трудового права путем всесторонней его оценки на основе анализа истории становления этого права и специфики его идентификации в развитии.
Право никогда не может быть обособлено от нравственности. В своей работе «Оправдание добра» русский философ В.С. Соловьёв писал: «Правом и его воплощением – государством – обусловлена действительная организация нравственной жизни в целом человечестве, и при отрицательном отношении к праву как таковому нравственная проповедь, лишенная объективных средств и опор в чуждой ей реальной среде, осталась бы в лучшем случае только невинным пустословием, а само право, с другой стороны, при полном отделении своих формальных понятий и учреждений от их нравственных принципов и целей потеряло бы свое безусловное основание и, в сущности, ничем уже более не отличалось бы от произвола». [4]. Право не может быть понято как начало самостоятельное и отдельное от нравственности. Какое бы содержание мы ни давали ему, всегда неизбежно внесение в него нравственной оценки. [5, с. 129]
Да и самой задачей права, вслед за В.С. Соловьевым, можно считать служение целям нравственного прогресса, распространение нравственного начала среди людей [2, с. 572], включая представление о безусловной ценности человека, его прав и свобод, т. е. идею гуманизма.
Отсюда — еще одна философская задача права, выделенная И.А. Покровским, - защита человека. [3, с. 11]
Нравственность, как основная философская категория выступает интегрирующей сферой для нормативно-регулятивных систем, [1, с. 45] выполняет по отношению к праву две основные функции.
Во-первых, нравственные ценности прямо или косвенно оказывают влияние на содержание правового регулирования.
Во-вторых, нравственность как совокупность всех действующих в обществе нравов, правил, обычаев, традиций является своеобразным эталоном, критерием оценки правовых норм.
Эти общие замечания о значении нравственности для построения системы права, безусловно, можно отнести и к отдельным его отраслям.
Вместе с тем специфика отрасли по-своему оттеняет общие нравственные начала права.
Где-то они проявляются опосредованно, не явно, уступая первенство формальной определенности, в социальных же отраслях, напротив, выступают на первый план.
Факт возникновения трудового права как самостоятельной отрасли в немалой степени обусловлен влиянием гуманистических воззрений, «разглядевших» в безликом носителе рабочей силы человеческую личность, достойную сострадания и гуманного обращения.
Построение отраслевой системы норм основано на идее гуманизма: отношении к трудящемуся человеку - его жизни, здоровью, профессиональной самореализации, достоинству как к значимым для общества ценностям.
Это проявляется, прежде всего, в признании уязвимого (в экономическом, организационном, социальном аспектах) положения работника в трудовом правоотношении и построении всей отраслевой системы норм с учетом этого обстоятельства.
Приоритетной философско-антропологической перспективой развития и практического применения трудового права в России, Европе и Азии является диалектический переход от светского гуманизма к общечеловеческому, но для этого, юридические ценности трудового права необходимо обеспечить расширением трудовых прав работников в решении проблем своей производственной деятельности, роста качества жизни и нравственных ценностей. Правовые ценности строятся на основе потребностей человека - с точки зрения безопасности и защиты всех жизненных проявлений.
Моральные ценности основаны на реалиях и действиях, которые общество не только ценит, но и одобряет.
Очевидное несоответствие между правовыми и моральными ценностями создает проблемы самоотчуждения человека.
Наличие таких нерешенных проблем характеризует необходимость дальнейшего развития философско-антропологического обоснования современного трудового права с учетом категоричных тенденций развития трудового права за рубежом, применения положительно критических оценок религиозной морали и применения принципа универсального гуманизма в сфере трудового права.
Философия трудового права призвана не только оценивать действующее трудовое законодательство, но также выдвигать предложения по его совершенствованию в духе вышеназванных правовых идей.
В перспективе, по мере развития философии трудового права задача по обоснованию реформирования законодательства о труде может перейти в область политики трудового права, которая также находится в настоящее время на стадии зарождения.
Список литературы:
- Мальцев Г. В. Нравственные основания права. 2-е изд. М., 2009. С. 45.
- Новгородцев П. И. Идея права в философии Вл. С. Соловьева // Новгородцев П. И. Об общественном идеале. М., 1991.С. 527.
- Покровский И. А. Основные проблемы гражданского права. М., 1998. С. 11.
- Соловьев В.С. Оправдание добра. М: Институт русской цивилизации, 2012.
- Ященко А. С. Философия права Владимира Соловьева. Теория федерализма. Опыт синтетической теории права и государства. СПб., 1999. С. 129.
Оставить комментарий