Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 17(61)
Рубрика журнала: Культурология
Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3
ФОРМА ФЕСТИВАЛЯ В РАЗВИТИИ МЕЖКУЛЬТУРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ШКОЛЬНИКОВ
Россия – многонациональная страна, обладающая огромными территориями и большими человеческими ресурсами, а значит, обладает широкой палитрой культурной жизни. В условиях социальных напряжений, коренного переиначивания общественных экономических отношений последних лет, политических разногласий субъектов территорий, разобщенности центра и регионов чрезвычайно важная роль в сохранении единого культурного пространства России принадлежит творческой деятельности как универсальному коммуникационному каналу, способному устанавливать, поддерживать и стимулировать реальные общественные и художественно-творческие связи.
На сегодняшний день существует множество форм внеучебной деятельности по включению обучающихся в мероприятия направленных на решение проблем межкультурного взаимодействия:
- народные праздники/гуляния;
- изучение культурных традиций посредством игры;
- этнокультурные фестивали;
- наглядное изучение культурных традиций;
- создание этнографических выставок/музеев;
- работа в кружковой деятельности умельцев [3, с. 13].
В отечественной и международной культурной практике имеется определенный опыт разрешения проблем межкультурного взаимодействия, речь идет о фестивальном движении. Данная форма организации досуговой деятельности является одной из наиболее удачных в решении проблем межкультурной коммуникации, которая универсальна как для младших, так и для средних и старших школьников.
«Фестиваль – это наиболее интересная и древняя форма мероприятия. Общегреческие празднества (фестивали) начали действовать с 776 года до н.э. Уже тогда, данное мероприятие позволяло привлечь внимание общественности. Характерными чертами фестиваля являются массовость, праздничная атмосфера, заряд положительной энергией. Основной задачей фестиваля является внесение чего-то нового, живого, свежего в культурную жизнь общества» [6, с. 65]. Интерес к фестивалям не только не ослаб, но и приобретает особую, острую значимость. Именно поэтому зачастую многие государства используют данную форму как инструмент политического урегулирования.
Главная особенность фестиваля заключается в том, что творческий и организационный аспекты тесно связаны между собой. Первое место здесь принадлежит творческой стороне, эффективность которой мы можем определить уровнем профессиональной подготовленности. Но не стоит забывать, что есть и другая сторона - организационная. Именно с помощью нее происходит художественно оформленное социальное общение. Ведь все строится не только на самом принятии участия в фестивале, но и просто в присутствии на нем. Быть на фестивале – это уже своего рода участие, и оно так же несет педагогическую ценность. Это гибкая, эффективная воспитательная система, которая позволяет не только удовлетворить несколько различных уровней досуга населения, но и воспитать в них множество различных качеств, но и будут иметь возможность представить культуру своей нации.
Можем отметить, что фестивальное движение создает уникальное социально-культурное пространство для психологически комфортной коммуникации с другими народами. В своей работе мы рассматриваем фестиваль народного творчества «Лезги Халкъ», который может послужить благоприятному развитию межкультурного взаимодействия среди школьников, и вовлечение их в традиции лезгинского народа посредством проектной деятельности. Ежедневно участники фестиваля будут вовлечены в процесс ознакомления о культурных традициях не только лезгинского народа, но и будут иметь возможность представить культуру своей нации.
Проведение нашего фестиваля будет направлено на реализацию следующих функций:
- Воспитательная. В данном фестивале она имеет свое проявление именно в условиях межкультурной коммуникации, в общении с представителями «другой» культуры в дружественном контексте, в обмене информацией о культурных особенностях. Изначально позитивный настрой на общение с представителями «другой» культуры и непосредственный контакт с ними, направленные на достижение взаимопонимания позволят «привить» более толерантное отношение к другим представителям той или иной культуры. Помимо этого, взаимодействие их родителей (при подготовке номера выступления, на самом мероприятии при участии в мастер-классах, групповых танцах и т.п.) с представителями «другой» культуры может послужить наглядным примером такого доброжелательного общения как в рамках фестиваля, так и в повседневной жизни.
- Просветительская. Так как наш фестиваль направлен в основном на изучение лезгинского народа, программа фестиваля получится достаточно насыщенной и информативной, поскольку данная культура будет освещаться углубленно, со всех сторон ее проявления (танцы, обряды, песни, декоративно-прикладное искусство). Несмотря на это, важно иметь достоверную информацию, построенную не на стериотипизации, а на сведениях первоисточника.
- Развлекательная. Наш фестиваль народного творчества не только является формой наглядности, но и вовлечения школьников в творческий процесс. Сюда можем отнести участие в мастер-классах, дегустацию национального блюда, участие в хороводах, танцах, играх, постановка национальных сказок и т.д. Школьнику, побывавшему на данном фестивале, представится возможность воспринимать информацию как красочное шоу, что вызовет чувства новизны, удовольствия, гармонии.
- Коммуникативная. Фестивальное общение позволяет не только уменьшить недопонимание между сторонами, но и узнать что-то новое друг о друге и, возможно, найти что-то общее, что роднит эти культуры. Тем самым уменьшается страх перед «чужим» («чужой = враждебный» переходит в статус «другой = дружелюбный») и отношение к «другой» культуре и людям, представляющим ее, становится менее стереотипным. Помимо этого формат фестиваля дает возможность завести новые знакомства.
Таким образом, мы предлагаем проведение фестиваля народного творчества «Лезги Халкъ» в развитии межкультурного взаимодействия, который будет способствовать благоприятному влиянию на школьников посредством культурного просвещения и снятия межкультурного напряжения, что в дальнейшем позволит расширить поля культурного взаимодействия, показывая различные культуры со стороны обычаев, а не повседневной обстановки.
Список литературы:
- Билалов, М.И. Дагестан в культуре и цивилизации / М.И. Билалов. – М.: Директ-Медиа, 2013. - 140 с.
- Богомолова, М.И. Межнациональное воспитание детей: учебное пособие /под ред. [и др.]. – М.: Флинта, 2013. – 176 с.
- Гасанов, З.Т. Национальные отношения и воспитание культуры межнационального общения / З.Т. Гасанов // Педагогика. - 2017. - №6. – С. 55.
- Маркова, Н.Г. Культура межнационального общения – базовый индикатор межнациональных отношений / Н.Г, Маркова/Известия. – 2014. – 98 с.
- Никонова, Н. И. Актуализация развития межкультурной компетентности якутских школьников при изучении художественной литературы / Н. И. Никонова, С. Ю. Залуцкая // Педагогика. - 2018. - № 4 - С. 58-64.
- Новикова, И.А. Межнационального взаимодействия / И.А.Новикова // Мир науки, культуры, образования. – 2016. - №4. – С.87.
- Толстолуцких, Н.П. Воспитание культуры межнационального общения / Н.П. Толстолуцких. - Нижний Тагил: Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал РГППУ). – 2011. – 234 с.
Оставить комментарий