Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 6(6)

Рубрика журнала: Экономика

Секция: Регионоведение

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3

Библиографическое описание:
Горохов С.М. СЕМЕЙНО-БРАЧНОЕ ПРАВО НА РУСИ X-XV ВВ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2017. № 6(6). URL: https://sibac.info/journal/student/6/76653 (дата обращения: 30.07.2024).

СЕМЕЙНО-БРАЧНОЕ ПРАВО НА РУСИ X-XV ВВ

Горохов Сергей Михайлович

магистрант, Института социально-философских наук и массовых коммуникаций Казанского (Приволжского) федерального университета,

РФ, г. Казань

Аннотация

Данная статья посвящена рассмотрению становления семейно-брачных отношений на Руси X-XV в.в. Этот исторический период связан с появлением первых письменных источников права, не только церковных, но и государственных. Анализ этих источников помогает понять условия зарождения норм семейно-брачного права, установившихся на Руси, а затем получивших свое развитие в законодательстве Российской Империи. Несомненно, что основное влияние на нормы семейно-брачного права исследуемого исторического периода оказали нормы церковного права, пришедшие из Византии. Православная Церковь становится в тот период своего рода законодательным и исполнительным органом, решавшим вопросы семьи и брака.

 

Ключевые слова: Православие; семья; брак; Номоканон; Кормчая Книга; Церковный Устав Владимира Святославовича; Церковный Устав Ярослава Владимировича Мудрого; каноническое (церковное) право; церковный суд.

        

Текст статьи:

Становление государственности на Руси происходило на фоне ее христианизации. В становившемся государстве церковь играла важную роль, в том числе и в сфере формирования норм поведения, которые со временем закреплялись в церковных или гражданских документах. Вместе с христианской верой византийского образца, Русь приняла и их основы законодательства. Византийский Номоканон лег в основу, в дальнейшем так называемой Кормчей Книги, которая также, как и Номоканон, соединяла в себе церковные и гражданские законы, относящиеся к деятельности церкви, а также регулировала изучаемые в данной статье семейно-брачные отношения.

В частности, Софийская (или Синодальная) Кормчая Книга (XIII в.) соединила в себе не только нормы номоканонов, но и статьи из Русской правды и церковных уставов Ярослава Владимировича Мудрого и князя Владимира Святославовича.

В частности, церковный устав Владимира Святого давал церкви право разбирать споры между мужем и женой "о животе", об имуществе. Устав Владимира ссылается на греческий Номоканон, Правила святых Апостолов, и Вселенских Соборов (семи), признавая эти источники права, и призывает руководствоваться в судебных делах в соответствии с нормами данными в них. Для семейно-брачных отношений перечисляются следующие деяния, которые подлежали рассмотрению церковного суда: развод, прелюбодеяние, похищение (жен), оскорбление или побои детьми родителей.

Церковный Устав Ярослава содержал статьи о незаконных браках, об отказе от вступления в брак после сговора и о разводе. В частности, согласно нему, были запрещены двоебрачие (состояние, когда муж имел двух и более жен) (ст. 7 и 13 Устава). Виновник наказывался по решению епископа, а вторую жену заключали в монастырь. Если же жена выходила замуж при живом муже, то она также подвергалась заключению в монастырь, а ее второй муж должен был заплатить пеню в пользу духовного судьи. Также под запретом были браки между близкими родственниками (кровосмешение). Такой брак расторгался, а на виновных накладывалась епитимья и пеня (ст. 12). Брак без согласия родителей не расторгался, но муж должен был заплатить родителям жены вознаграждение, а также пеню архиерею. Браки, заключенные под принуждением родителей, накладывают на последних наказание только в том случае, если принужденные что-либо сделают с собой.

Еще один интересный момент, присутствовавший не только в традициях, но и получивший законодательное закрепление в Уставе Ярослава - это «сговор». Под ним понималось официальное обещание жениться, которое происходило в присутствии приглашенных родственников и гостей, и подкреплялось залогами. Отказ от заключения брака после такого сговора, наказывался согласно Уставу Ярослава, выплатой пени в размере 5 гривен и уплате понесенных издержек.

Устав Ярослава предусматривал следующие поводы для развода, а именно мужу с женой в случаях:

-    когда жена, зная о заговоре против князя, или заговоре против супруга, или зная о чьем-либо желании обокрасть церковь, скроет это от мужа

-    доказанное прелюбодеяние жены;

-    если жена ведет разгульную жизнь, несмотря на предупреждения и вразумления своего мужа;

-    если жена подстрекает мужа на кражу или же сама ее совершит.

Важным замечанием с юридической точки зрения в Уставе Ярослава, являлось то развод не мог состояться без доказательства вины жены, или ее согласия с предъявленным обвинением. Если все-таки такое происходило, то на мужа накладывалась пеня, которая рассчитывалась исходя из его положения. Но также и развод супругов по взаимному согласию был вне закона и также наказывался выплатой пени, для брака, освященного в церкви 12 гривен, для брака заключенного без совершения таинства брака - 6 гривен. Процедуры, связанные с выявлением вины и определении наказания, проводились церковной властью, без привлечения светской власти.

Церковными судами помимо дел, связанных с браком, разбирались и другие дела, связанные с совершением греховных поступков, без элемента преступности. Вообще надо сказать, что Устав Ярослава разделил дела на церковно-гражданские и исключительно церковные. Последние судились только представителями церкви, без привлечения судьи княжеского, и руководствовались только церковными законами. Церковно-гражданские дела судились представителями обоих судов. Как уже было сказано выше дела, касающиеся брака, судились церковным судом, а именно:

-    браки близких родственников (в близких степенях родства);

-    развод по взаимному согласию супругов.

Но были и дела, которые судились церковным и княжеским судьями, это так называемые «греховно-преступные» деяния, в которых нарушение церковных правил было сопряжено с насилием, с физическим или нравственным вредом, либо с нарушением общественного порядка [1, с. 1]. В рамках брачно-семейных отношений такими делами являлись: похищение девиц, блудодеяние, самовольный развод мужа с женой без вины последней и прелюбодеяние (супружеская неверность).

Подводя итог разбору источников права X-XV вв. можно сделать несколько выводов о становлении семейного права в это время. С приходом христианства и введением церковным норм в жизнь общества.

1)    Происходил отказ от многоженства, наложничества,  утверждалось единобрачие (моногамия).

2)    Заканчивалась эпоха языческого родового союза, на смену которому пришла христианская семья.

3)    Заключение брака стало происходить в церкви, которая устанавливала свои нормы, в частности: невозможность заключать браки между близкими родственниками, похищение девиц и т.д

4)    Развод стал довольно затруднительным делом, который также фиксировался церковью.

5)    В целом церковь становится важным институтом общественной жизни, выполняющая роль не только нравственного ориентира, а организация, наделенная и властными функциями, помимо регистрации актов гражданского состояния (рождения, смерти, брака, развода и т.д.), церковь обладала законодательными и судебными функциями, в частности самостоятельно, либо совместно с княжеской властью решала судебные дела.

 

Список литературы:

  1. Ключевский В.О. Курс русской истории, лекция №15. - [электронный ресурс] – Режим доступа. - URL: http://web.archive.org/web/20020928223647/http://www.tuad.nsk.ru/~history/Author/Russ/K/KluchevskijVO/kurs/kllec15.htm (дата обращения 03.05.2017)
  2. Погасий А.К. Юридическое религиоведение. – Казань: ИД «МеДДок», 2016. – 196 с.
  3. Церковный Устав св. Князя Владимира. Списки Церковного Устава Святого Владимира, (тексты приводятся по изданию: Макарий (Булгаков), митрополит Московский и Коломенский. История Русской Церкви. Кн. 2. М., 1995, [электронный ресурс] – Режим доступа. - URL: http://www.sedmitza.ru/text/443883.html (дата обращения 03.05.2017)
  4. Цыпин В.А. «Каноническое право: учебное пособие», 1998. - 442 с. – [электронный ресурс] – Режим доступа . - URL: http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1475 (дата обращения 03.05.2017)

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.