Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 15(59)

Рубрика журнала: Экономика

Секция: Регионоведение

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3

Библиографическое описание:
Калбасов Д.С., Бречка Д.С. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ИНСТИТУТА ИМПЕРАТОРА В ЯПОНИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО XVII в // Студенческий: электрон. научн. журн. 2019. № 15(59). URL: https://sibac.info/journal/student/59/137904 (дата обращения: 26.11.2024).

ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ИНСТИТУТА ИМПЕРАТОРА В ЯПОНИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО XVII в

Калбасов Денис Сергеевич

студент, Кафедра международных отношений и права, Факультет Международные отношения, Владивостокский Государственный Университет Экономики и Сервиса

РФ, г. Владивосток

Бречка Данил Сергеевич

студент, Кафедра международных отношений и права, Факультет Международные отношения, Владивостокский Государственный Университет Экономики и Сервиса

РФ, г. Владивосток

Аннотация. В статье описано историю становления института императора в Японии с древнейших времен и изменения его роли в стране до ХVII века. Проведено исследование изменений в статусе императора от момента зарождения этого института и до времен кардинального изменения имперской власти.

Abstract. The article describes the history of the establishment of the institution of the emperor in Japan from ancient times and changing its role in the country until the seventeenth century. A study was conducted of changes in the status of the emperor from the time of the birth of this institution to the time of a fundamental change in imperial power.

 

Ключевые слова: император, глава государства, регент.

Keywords: emperor, head of state, regent.

 

Введение. История императорской системы в Японии уходит вглубь веков в доисторические времена. Оказывается, что мало кто из императоров напрямую правил страной, однако они оказывали немалое влияние на политику. Нашим заданием в этой статье будет проследить главные изменения статуса японского императора на протяжении многих веков.

Актуальность исследования. Япония - Страна восходящего солнца (Nippon). Из территорий, которыми в разные времена владели разные правители, Япония стала развитой островной страной, колыбелью высоких технологий. Чтобы понять, как это произошло, стоит обратиться к истории. Немаловажную роль в этом вопросе сыграл институт императора.

Изложение основного материала. Император является одним из важнейших институтов в Японии, и, хотя он выступает в роли символа единства нации, его позиция несколько раз менялась на протяжении веков.

Император Японии (небесный правитель, небесный государь) - титул монарха, правителя Японии, церемониального главы государства. Императоры также исполняют роль первосвященников синто.

Японская императорская династия - самая длинная правящая династия в мире, и, если верить древним хроникам, она начинается со времени богини Аматэрасу. Согласно мифам, она должна была отправить своего внука Ниниги на японские острова, чтобы дать ему благословение и передать три предмета, которые помогут в осуществлении власти над этими регионами. Это три священных символа японской имперской власти, знаки суверенного правления - Три Святых Сокровища (Зеркало, Меч, Драгоценности).

Восьмиугольное бронзовое зеркало символизирует мудрость и саму богиню Аматэрасу. Оно хранится в храме Найку, принадлежащем Исе Цзингу (святыне Синто) в префектуре Ми.

Меч-Траулер символизирует мужество. Хранится в святилище Атсута Джингу в Нагое, а его копия в Императорском дворце в Токио.

Драгоценности (яшмовые подвески) символизируют доброту и дружелюбие.

Послав своего внука Ниниги на землю, чтобы навести порядок и цивилизовать неизвестную землю, Аматэрасу сказала: «Японская страна - это страна, которой должны править наши потомки. Иди и правь! Императорский престол будет существовать вечно, как небо и земля, и будет процветать всегда». А чтобы отразить важность трех артефаков богиня дала напутствие: «Освещай мир так же ярко, как это зеркало. Правь миром чудодейственным взмахом этих яшмовых подвесок. Покоряй тех, кто не будет послушен тебе, потрясая этим божественным мечом» [4, c. 18].

Ниниги, однако, не был заинтересован этой миссией, и лишь его потомок Дзимму объединил Японию. 11 февраля 660 г. до н.э. Дзимму был возведен на престол как первый император.

Однако, согласно историческим источникам, формирование центральной власти было несколько иным. В хрониках китайской династии Хань упоминается государство Ва - государство карлов - названное в честь сотен стран, между которыми в то время была поделена Япония. Только в третьем веке нашей эры клан Ямато начал стремиться расширить свое влияние, вступая в союзы и браки с другими местными родами, но до шестого века он не имел власти и был скорее первым среди равных.

Конечно, принятие власти Ямато было нелегким для страны, которая ранее была разделена между кланами и местными гегемонами. Однако под влиянием контактов с континентом японцы признали превосходство Китая над своей собственной культурой и стали задумываться, как они могут сравниться с более сильным государством.

Результатом этих размышлений стали возведение с 645 года императорского двора по китайскому образцу в Наниве, создание восьми министерств, начало выделения столичной земли, распространение буддизма и китайской письменности.

Когда императором стал Котоку (645-654), он начал Реформу Великих (Больших) Перемен. Это цикл реформ, главной целью которых была централизация государства по китайской модели с сильной имперской властью на верхушке. Все изменения вошли в Кодекс Taйхо. Согласно с этим кодексом император стал абсолютным правителем, управляющим с помощью модернизированного и централизованного государственного аппарата. Он принял титул небесного правителя и сына небес. Претензии императора на трон были узаконены на основании его отношений с богиней Аматерасу. Так он стал абсолютным правителем, осуществляя власть с помощью Великого Государственного Совета [1, c. 103].

В девятом веке аристократические круги стали еще теснее, а в императорском дворе доминировала семья Фудзивара. Его представители привели к восхождению на престол первого в мире ребенка-императора Сейве (858-876) и назначили при нем регента Йошифуса из семьи Фудзивара.

Во время следующего императора Ёдзэй (876-884), когда он достиг совершеннолетия, его регент стал канцлером, который осуществлял реальную власть. Это было началом правления регентов и канцлеров. Из-за сильных закулисных интриг роль императора была значительно уменьшена, а реальную власть сосредоточили в своих руках его советники. Это привело к появлению новой формы власти экс-императоров. Императоры, которые оставляли престол, не уходили в отставку, а начинали активно заниматься политикой. Часто их мнение было важнее, а влияние - намного больше, чем у действующего императора. Эта ситуация, однако, привела к значительной внутренней дестабилизации [3, c. 50].

Ослабление придворной аристократии стало причиной растущей значимости провинциальной и военной аристократии. В 1192 году был назначен первый в истории Ёритомо из рода Мимамото. В это время произошло разделение власти на гражданскую и военную. Губернатор контролировал самураев, а регент/канцлер аристократию. Теоретически, над ними стоял император, который по-прежнему имел полную власть, но фактически он был марионеткой.

Этот разрыв увеличился еще больше, когда в 1221 году была учреждена должность губернатора в Киото, главной целью которого было контролировать императора. Окончательное падение имперской власти произошло во времена Иэясу из рода Токугава, который в 1615 году издал Кодекс из 17 статей. Он регулировал жизнь императора и придворной аристократии. Правитель с того момента не мог покинуть Киото, и он должен был ограничиться самим дворцом. Его роль должна была быть чисто церемониальной, его встречи с официальными лицами должны были быть одобрены регентами, а сам император должен был развивать традиционные искусства, такие как: каллиграфия, литература и поэзия [2, c. 45].

Выводы. Принято считать, что институт японского императора насчитывает 2500 лет. Может это немного и перебор, поскольку первые императоры больше выступают в роли мифологических фигур, чем реальных правителей. Но, думаю, уверенно можно говорить о свыше 1500 летней истории этого института. Во всяком случае, японские императоры упоминаются уже в хрониках с тех веков.

Важно отметить, что даже во времена, когда власть регентов и сильных родов затмевала блеск и величие правителей Японии, каждый из императоров был окружен всеобщим почитанием, как святой лидер нации, потому что каждый император имел «три священных сокровища», которые свидетельствовали о его божественном происхождении и обеспечивали ему поддержку богов. Именно этим можно объяснить запись в японской Декларации о человеческой природе (1946): «…император будто бы обладает божественной природой, а японский народ превосходит прочие расы и предназначен для мирового господства» [5, c. 37]. Эта декларация была шагом в современном направлении, поскольку в наши времена уже никто не верит в нереальных персонажей.

 

Список литературы:

  1. Елисеев Д. История Японии. Между Китаем и Тихим океаном / Д. Елисеев. – СПб.: Евразия, 2009. - 318 с.
  2. Мурасаки Сикибу. Повесть о Пиши (Гэндзи-моиогатари). Кн. 1. (Глава «Вечерний лик».) Пер. Т. Соколовой-Делюсиной. — М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1991. – 113 с.
  3. Basic Terms of Shinto. Tokyo: Kokugakuin University, 1985, р. 50-51.
  4. Muszalska U., Początki państwowości japońskiej, Wrocław 2014. – 362 s.
  5. Shillony B., The Emperors of Modern Japan¸ Brill, Boston 2008. – 207 р.

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.