Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 15(59)

Рубрика журнала: Культурология

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3

Библиографическое описание:
Сирадегян Э.М. АШОТ ХАЧАТРЯН – ХУДОЖНИК НАСТРОЕНИЯ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2019. № 15(59). URL: https://sibac.info/journal/student/59/137838 (дата обращения: 26.11.2024).

АШОТ ХАЧАТРЯН – ХУДОЖНИК НАСТРОЕНИЯ

Сирадегян Эгине Мартиковна

магистрант факультета мировой культуры, кафедры теории и истории культуры Санкт-Петербургского государственного института культуры

РФ, г. Санкт-Петербург

Еще с основания города армяне начали переезжать в Санкт-Петербург и имели свой вклад в сфере торговли, предпринимательство художественной культуре. В течение трех веков они активно участвовали в развитии культурной жизни города. В данный момент в Санкт-Петербурге большая армянская диаспора, которая занимается активной деятельностью. Одними из представителей диаспорой является Ашот Хачатрян.

Я была в гостях у Ашота Хачатряна. Мы сидели в мастерской художника, в уютной атмосфере, где свет проникал через большие окна и придавал загадочность молчаливому разговору полотнам. Полотна представляют собой «творческое слово» художника, который смог найти свой собственный «стиль» в многообразности современного мира и этим он затрагивает разные стороны жизни.

Ашот Хачатрян родился в 1954 году в Армении в городе Октемберян в Араратской долине. Начал рисовать с детства. В 1973 году закончил Ереванское училище декоративно-прикладного искусства. Два года он учился в отделении рисования Государственного педагогического института имени Хачатура Абовяна в Ереване, в 1977 году переехал в Ленинград. В 1978-1981 годах был вольнослушателем в Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина.

Первая персональная выставка состоялась в Ленинграде в 1991 году. В 1992 году Ашот Хачатрян вступил в Санкт-Петербургский Союз художников. С 1993 года является членом бюро секции живописи, с 2002 года – членом правления. В 1998 году он был принят в члены Союза художников Румынии. Ашот Хачатрян является известным художником не только в Санкт-Петербурге, но и в Армении, Румынии, Дании, Франции, США, Италии, Германии, Швейцарии.

В 1999 году в Доме журналиста он собрал художников, искусствоведов и коллекционеров, организовав вечер памяти и выставку работ Минаса Аветисяна из частных собраний. В том же 1999 году произошло значимое событие – благодаря усилиям А.В. Хачатряна появилось печатное издание Санкт-Петербургского Союза художников «Художник Петербурга», соучредителем и главным редактором которого он является, привлекая к сотрудничеству видных музейщиков и искусствоведов.

Также Ашот Хачатрян собрал коллекцию картин ведущих современных художников Северной столицы и выступил инициатором передачи этих работ в дар Национальной галерее Армении. Комитет по внешним связям одобрил идею. Эта акция удачно вписалась в программу «Дни Петербурга в Армении». У художника было очень много выставок. Можно выделить его персональные выставки: в 1991 году Чайный домик, Летний сад, в 1995 году Церковный дом при Армянской церкви в Санкт-Петербурге, в 2002 году выставочный центр Санкт-Петербургского Союза художников, в 2003 году галерея «Дельта» в Санкт-Петербурге и т.д.

Для художника очень важно восприятие и передача окружающего мира во всем его звучном многоцветии, красочности. Смотря на произведения художника, мы видим, что в его работах есть своеобразный взгляд на красоту.

Указывая на данную особенность творчества Ашота Хачатряна Л.Н. Целищева пишет: «Поэтическое истолкование мира доступно только настоящему художнику, наделенному даром видеть, чувствовать, помнить, способному силой своего искусства удержать вечную и ускользающую красоту и щедро дарить ее людям» [4].

За долгие годы художник проявил себя в разных жанрах, от натюрморта и пейзажа до портрета и сложных композиций символического характера. Уже ранние работы художника отличаются лёгкостью исполнения. Видно, что художник обладает кистью. Художник превращает краски на полотне в цвет. Цвет указывает не только на эмоциональное состояние, но и напряжение интеллекта. Каждая картина выделяется своей оригинальностью, цветовые решения не похожи на друг друга. Это результат упорной работы художника.  На полотнах сложно найти линии. Формы лепятся цветом, но цвет передает такое эмоциональное состояние, что хочется проникнуть в картину.

Полотна художника отличаются своей продуманностью, несмотря на эмоциональность. Рассматривая портреты, написанные А. Хачатряном, мы видим, что главный аспект работы – эмоциональное состояние натурщика и внутренние переживания, что скрывает натурщик или наоборот.  Рассматривая портрет «Пианистки» (2010), мы видим, что на полотне сливается фигура пианистки с пианино. Это момент, когда пианистка в своих мыслях, в гармоничном состоянии.

В произведениях художника есть что-то недосказанное, что и привлекает зрителей. Каждому есть на что обратить внимание и задуматься. Сам художник говорить: «за душой художника должно быт слово, а в произведениях должно быт недосказанность, что бы зритель мог прочитать и закончит картину» [5].

Смотря на произведения художника, на первый взгляд может казаться, что там совмещены многие цвета, но на самом деле перед нами раскрывается идейное содержание, «музыка», особая духовность и каждый раз картины прочитываются по-новому.

Сергей Левандовский изучая творчество художника пишет: «Художник неизменно стремится к тому, чтобы всевозможные детали и подробности не заслоняли главного. В последних своих работах художник приходит ко все большому единству, неразрывности живописного воплощению своих замыслов, соответствия внутреннего наполнения, эмоционального напряжения живописно-пластическому воплощению образа» [2, с. 6].

Если брать ранние работы художника, можно увидеть, что он использовал яркие тона, такие как красный и зеленый. Можно привести в пример работы «Калы» 1981 года, «Панно» 1995 года. Чтоб понять значение красного цвета, можно упомянуть трактовку Василия Кандинского: «Безграничное красное можно только мыслить или духовно созерцать. Когда мы слышим слово «красное», то это красное в нашем представлении не имеет границы. Последнюю приходится, когда нужно, насильственно добавлять мысленно.

Красный цвет, который мы не видим материально, а представляем себе абстрактно, вызывает с другой стороны более или менее точное, или неточное внутреннее представление. Это представление имеет чисто внутреннее физическое звучание. То, что звучит в слове «красное», не имеет самостоятельно никакого особо выраженного перехода к понятию теплого или холодного. Последнее приходится добавлять мысленно, как и более тонкие нюансы красного тона» [1, с. 40].

Красный цвет в искусстве А. Хачатряна – цвет теплоты и радости. Если взять картину «От века к веку» 1993 года, можем посмотреть развитие творчества А. Хачатряна. На этой картине сливаются теплые и холодные тона, сливаются разные пространства, появляется вулкан эмоций.  Из разных уголков полотна появляются фигуры, которые представляются как тени, но одновременно они имеют сильное эмоциональное воздействие на зрителя.

Это не единственная картина, где можно увидеть эмоциональное воздействие, которое представляется и гармонично, и дисгармонично. Используя большие и маленькие мазки, художник достигает экспрессивности не только натурщика, но и фона. Это дает возможность зрителю углубляться в картину.

Если взять картины, наполненные национальным колоритом, то можно выделить картину «Сумерки. Армянская деревня» 1993 года. На картине представляются «живые» и каменные традиции армян. Если сейчас мы поедем в Армению и прогуляемся по деревням, то мы и сегодня сможем ощутить этот колорит. Картина передает душевное состояние художника, которое сближает зрителя с духовностью картины.

Отдельное место в искусстве А. Хачатряна занимает женщина. Возьмем картину «Природа. Женская фигура» 2010 года. Она написана в довольно насыщенных тонах. Можно сказать, что женщина символизирует плодородие и слияние с природой – это не просто так. Женщина всегда ассоциируется с природой, с продолжением жизни. Целью художника было не идеальная передача пропорций фигуры, а идея.

Картины А. Хачатряна своим подчерком напоминают работы М. Аветисяна, которые передают особый колорит и душевность природы Армении и особенности восприятия культуры. Рассматривая и изучая творчества А. Хачатряна, можно сказать, что в поисках своего творчества художник не изменяет себе, но тем не менее ищет что-то новое, и это новое всегда отражает сущность его «мира». В произведениях А. Хачатряна зритель всегда сможет найти укромный уголочек, где можно мысленно отдохнуть и оторваться от реальности.

В.И. Раздольская рассматривая творчество художника пишет: «Мир, воссозданный в картинах Ашота, одновременно воображаемый и реальный, одухотворен человеческим присутствием» [3].

Он один из немногих современных художников, на произведение которого хочется смотреть не только на то, что на полотне, но и что за ним. Ведь, что такое искусство, если не переосмысление жизни, что такое искусство, если не…

 

Список литературы:

  1. Кандинский В., О духовном в искусстве.- М.:Э, 2017. – 151 С.
  2. Левандовский С. Пламенеющая живопись, каталог выставки «Поэзия света и цвета». -  СПб.: Манеж, 2012.˗ 80 С.
  3. Раздольская В. И. О Ашоте Хачатрян, [Электронный ресурс] // URL: http://www.ashotart.com/kritik-rus-03.htm, (дата обращения: 20.01.2019).
  4. Целищева Л.Н. О творчестве художника Ашота Хачатряна. – [Электронный ресурс] // URL:http://www.ashotart.com/kritik-rus.htm (Дата обращения: 19.01.2019).
  5. Интервью с художником, 11.10.2018.

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.