Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 14(58)
Рубрика журнала: Культурология
Скачать книгу(-и): скачать журнал
КОНЦЕПТ «ЗАПАХ» В СОВРЕМЕННОЙ ПРАЗДНИЧНОЙ ПРАКТИКЕ: СООТНОШЕНИЕ «ЕСТЕСТВЕННОЕ/ИСКУССТВЕННОЕ»
Современная праздничная культура, выступающая приоритетным пространством формирования и поддержания ценностей, диктует необходимость многогранного и глубинного изучения как главных, так и второстепенных, не сразу обращающих на себя внимание, структурных единиц, составляющих целостность данного феномена. Среди второстепенных можно выделить такую категорию как «запах».
Запах представляет собой один из аспектов невербальной коммуникации. В процессе межкультурной коммуникации невербальное общение так же важно, как и вербальное.
Функционирование запаха в культуре – тема злободневная в нынешнюю эпоху, так как выступает медиатором характера отношений социума и природы. Функции запаха пока малоизучены в культурологии, но достаточно обширно раскрыты в естествознании. Это проиллюстрировано большим объемом научной литературы по данному аспекту. На сегодняшний день запах - одна из самых неизведанных категорий невербальной семиотики, так как к её рассмотрению приступили только в конце XIX века [2, с. 32].
В современном обществе роль запаха значительно возросла. Достаточно часто его применяют при воздействовании на зрителя в сферах культуры: искусстве, политике, рекламе, поскольку запах – важная составляющая при формировании имиджа. Он применяется и в любых других практиках человеческой жизни.
Запах – это особый культурный феномен, всепроникающий во все сферы человеческой деятельности. Известно, что каждая культура вырабатывает своеобразную «ароматическую ось», в которой стратифицированы запахи данной эпохи, данной территории.
Влияние запаха на людей не обходит стороной праздничную культуру в целом, и её театрализованные формы. Он выступает «скрытым» помощником в сакрализации праздничного пространства, поскольку надолго сохраняется в эмоциональной памяти и активизирует ее [3, с. 592]. Общеизвестно, что обонятельная память является самой крепкой, хотя и не самой долговременной. Благодаря обонянию, человек запоминает не столько событие, сколько ассоциативную картинку, возникающую в связи с запахом или событием [1, с. 15]. Можно предположить, что при воспроизведении определенного запаха, органично провоцируется и активно воспроизводится широкий спектр воспоминаний событийного характера.
Использование запахов в праздничной сфере предполагает их деление на несколько категорий. Существуют профанные и сакральные запахи [2, c. 32]. И те, и другие, зачастую присутствуют в празднике, но если естественные (природные, профанные) запахи наличествуют в празднествах без нашего вмешательства, то искусственные (культурные, сакральные) вводятся целенаправленно режиссером с помощью дополнительных средств.
Наличие в празднике определенного запаха зависит от территории страны, хозяйственно – культурной деятельности народа, следовательно, искусственные (культурные, сакральные) запахи разных стран мира могут принципиально отличаться друг от друга.
В приведенной ниже таблице с помощью метода случайной выборки рассмотрим праздники различных стран и функционирование запахов, причем в оппозиции «естественное/искусственное».
Таблица 1
Естественные и искусственные запахи в праздниках различных стран мира
№ п/п |
Страна |
Наим-е праздника |
Структура праздника |
Естественные (природные, профанные) запахи |
Искусственные (культурные, сакральные) запахи |
1 |
Япония |
Фестиваль Омидзутори |
– череда буддийских ритуалов с огнем и водой; - ритуалы огня; - ритуал воды колодца Вакса; - распределение воды по двум сосудам. |
- огонь, - вода, - земля |
- сосна, - сера, - дым, - вода, - глина |
2 |
Мексика |
El Dia De Los Muertos |
- устройство алтаря, для умерших родственникам; - украшение дома; - шествие на кладбище с подношениями для родных; - украшение могил букетами бархатцев, свечами; - пикники и танцы; - вечерник парад. |
- свечи, - цветы, - земля |
- бархатцы, - сладкий хлеб, - вино |
3 |
Испания |
La Vendimia |
- шествие, выбор королевы праздника; - чествование королевы, раздача вина; - церемония благословения винограда; - высыпание винограда в лагар. |
- вино - виноград, - люди |
- сладости, - давленный виноград, - порох |
4 |
Куба |
Международный фестиваль кубинских сигар |
- выставка сигар со всего мира. - посещение плантации табака, - просмотр изготовления сигар; - аукционы и состязания, награды – сигары; - лектории, как правильно выкуривать сигару, какое вино пить с определенным видом сигар. |
- зелень, - вино, - человек. |
- Сигары, - сухой табак. |
5 |
Индия |
Фестиваль Онам |
- зажжение факелов и парад; |
- солнце - цветущая - зелень, - цветы, - фрукты, - овощи, - земля. |
- цветы, - сладкий рис, - молоко, - сладости. |
6 |
Нидерланды |
Праздник селедки |
- в гавани городов проводятся ярмарки селедки - город украшают флагами; - залпы ружей; - сбор флотилии старинных и современных кораблей |
- рыба, - море, -человеческий пот |
- порох, - рыбные блюда, - водоросли, вода. |
Можно утверждать, что, во-первых, аспект запаха присутствует в каждом празднике, независимо от нашего желания. То есть, в различных странах запахи широко используются режиссерами как естественно присутствующий элемент праздника.
Во-вторых, в праздничной культуре разных стран, как показывает анализ, сознательно вводится тот или иной запах, то есть «искусственный» который формирует у зрителей и участников действия ассоциативный ряд, привязывающий запах к определенному событию.
В-третьих, опираясь на метод структурно – типологического анализа, можно заключить, что в странах, расположенных в особых ойкуменах (в горах, на берегу моря и др.), существует несколько типичных запахов. Например, благоухание вина и зелени на Кубе и в Испании. Есть и ароматы, которые присущи исключительно данной стране, например, запах рыбы доминантно характерен Нидерландам. Использование того или иного букета запахов в празднике напрямую зависит от места проживания участников празднества и их вида хозяйственно-культурной деятельности.
Рассмотрим функциональные возможности запахов в праздничной культуре России и Урала, при этом воспользуемся методом наблюдения и сравнения.
Таблица 2
Естественные и искусственные запахи в праздниках России и Урала
№ п/п |
Наименование праздника |
Естественные (природные, профанные) запахи |
Искусственные (культурные, сакральные) запахи |
1 |
Сабантуй |
талая земля, деревья, трава |
бешбармак, баран, плов, мясо |
2 |
Кузьминки |
снежная земля, огонь и дым, ткань |
глина, веники, каша, черепешники, чай |
3 |
Крапивное заговенье |
крапива, вода, баня |
веники, квас, пироги |
4 |
Стрела |
вода, деревья, трава, цветы, земля |
огонь, чай, яйца |
5 |
Ивана Купалы |
ветер, деревья, пресная вода |
свечи, огонь |
Заметим, что запахи почти не используются как способ сакрализации праздничного пространства.
Метод сравнения позволяет сделать вывод, что в России, и в частности, на Урале, запах естественный (природный, профанный) присутствует в празднике чаще, чем искусственный (культурный, сакральный), в отличие от других стран мира, в которых спектр выше названных запахов гораздо шире и богаче. Можно заключить, что для большего числа праздников характерен именно естественный (природный, профанный), нежели искусственный (культурный, сакральный) запах.
Думается, что необходимо расширять диапазон запахов в российском праздничном календаре, поскольку широкий диапазон запахов позволит более полно раскрыть содержание праздника.
В современной практике праздничных мероприятий России крайне не хватает закрепленных «запахов торжества». Для традиционной культуры данный аспект особенно важен, поскольку праздник преследует целью погрузить участника в атмосферу действия, и запах может стать хорошим технологическим подспорьем.
Реализация запаха в праздничных действах не является невыполнимой задачей, этому просто нужно учиться. Можно утверждать, что запах может использоваться в различных модификациях в празднике и служить важным средством сакрализации праздничного пространства. При этом, концепт «запах» в современной праздничной практике требует дальнейшего подробного и глубокого изучения.
Список литературы:
- Гулимова В. И. Запах и подсознание: влияние обонятельных стимулов на эмоциональное восприятие и поведение человека / В. И. Гулимова // Косметика и медицина: научный альманах. 2002. - № 3. - С. 6-23.
- Епанешникова, М.А. Функции запаха как феномена культуры: научные журналы/ М.А.Епанешникова// Вестник Челябинского государственного университета. 2010. - №31 (212). Философия. Социология. Культурология. Вып. 19. – С.31-35
- Крейдлин Г. Е. Невербальная семиотика: Язык тела и естественный язык / Г. Е. Крейдлин. — М.: Новое литературное обозрение, 2002. — 592 с.
Оставить комментарий