Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 13(57)

Рубрика журнала: Юриспруденция

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3

Библиографическое описание:
Лебедчук О.А. ПРЕКРАЩЕНИЕ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ В СВЯЗИ С НЕИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА ПО ЦЕЛЕВОМУ НАЗНАЧЕНИЮ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2019. № 13(57). URL: https://sibac.info/journal/student/57/136805 (дата обращения: 30.11.2024).

ПРЕКРАЩЕНИЕ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ В СВЯЗИ С НЕИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА ПО ЦЕЛЕВОМУ НАЗНАЧЕНИЮ

Лебедчук Ольга Александровна

магистрант, кафедра гражданско-правовых дисциплин, ФГБОУ ВО «Российский государственный социальный университет»,

РФ, г. Москва

Аннотация. В статье рассматриваются различные аспекты проблемы принудительного изъятия у собственника земельного участка, не используемого или ненадлежащим образом используемого в соответствии с целевым назначением.

Ключевые слова: право собственности, принудительное прекращение права, земельный участок, ненадлежащее использование, целевое назначение.

 

Земельные правоотношения всегда являлись и являются одними из актуальных проблем для дискуссий в связи с тем, что субъектами данных правоотношений выступают государство, физические лица, юридические лица. При этом Государство наделяется контролирующей и регулятивной функцией по отношению к другим субъектам.

По мнению академика И.Н. Буздалова, одними из основных полномочий государства в аграрных и земельных отношениях является «в обеспечении того, чтобы каждый участок земли находился в руках умелого, «прирожденного» хозяина-собственника. Способ достижения этого – эффективное, экономическое, т.е. рыночное регулирование этих отношений, не нарушая самого права собственности и дополняя механизм рынка прямым законодательным регулированием в вопросах экологии, санитарии, целевого использования земли и т.д.» [7, с. 237].

Одной из основных регулятивных функций выступает изъятие земельного участка у собственников в связи с тем, что они не соблюдают положения законов, устанавливающие определенные требования по использованию земельного участка.

На законодательном уровне установлено обязательство собственников и лиц, таковыми не являющимися, по использованию земель согласно с их целевым предназначением. Данное положение закреплено в ст. 42 Земельного кодекса  Российской Федерации (далее – «ЗК РФ») [2].

Согласно ст. 44 ЗК РФ право собственности на землю прекращается в случае отчуждения собственником своего земельного участка иным лицам, отказа собственника от права собственности на землю, принудительного изъятия у собственника его земельного участка в порядке, предусмотренном законодательством РФ[2].

В соответствии со ст. 284 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее «ГК РФ») изъятие земельного участка у собственников происходит в том случае, когда участок по целевому назначению предназначен для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства и не используется согласно его назначению в течение трех лет, если более длительный срок не предусмотрен законом [1].

В этот период не включается время, необходимое для освоения для освоения участка, а также время, в течение которого участок не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование.

Необходимо учесть, что ни ст. 284 ГК РФ, ни нормами Федерального закона от 24.07.2002 г. № 101- ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее - «Закон об обороте земель сельхозназначения») не обозначается период времени, необходимый для освоения земель сельскохозяйственного назначения и использования его в целях сельскохозяйственного производства [3].

Законодательными актами также не предусмотрен тот факт, что во время неоднократных перепродаж участка намеренно могут создаваться условия, которые способствуют ухудшению земли для выведения сельскохозяйственных земельных участков из состава земель данной категории и в дальнейшем их покупки по низким ценам.

Таким образом, в целях применения норм ст. 284 ГК РФ и ст. 6 Закона об обороте земель сельхозназначения в данных законах необходимо уточнить период времени освоения земельного участка сельскохозяйственного назначения в зависимости от видов разрешенного использования участка земли.

Нормы ст. 284 ГК РФ, уточняющие часть 3 ст. 35 Конституции РФ о возможности принудительного отчуждения имущества, определяют возможность изъятия у собственника участка сельскохозяйственного назначения, как одного из оснований прекращения прав собственности, но при этом не предполагается произвольное изъятие участка, а наоборот устанавливают необходимость исследования фактических обстоятельств, доказывая обоснованность и необходимость данного изъятия.

В связи с этим необходимо отметить, что положение ст. 284 ГК РФ не рассматривается как нарушение каких-либо прав граждан.

Согласно п.п. 2,3 ст. 6 «Закона об обороте земель сельхозназанчения» земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения подлежит принудительному изъятию у собственника в судебном порядке, если участок  использовался с нарушением требований, закрепленных законодательством РФ, и тем самым способствовало существенному снижению плодородия почв или причинении вреда природе, не использовали  в течение трех и более лет подряд, исключением составляют земельные участки, являющиеся предметом ипотеки или в отношении собственника земельного участка возбуждено дело о банкротстве.

Критерии существенного снижения плодородия почв земель устанавливаются Правительством РФ [5].

Признаки неиспользования земель по целевому назначению устанавливаются Правительством РФ и применяются с учетом региональной специализации сельскохозяйственного производства [6].

Ответственность за использование земель с нарушением требований ст. 42 ЗК РФ предусмотрена статьей 8.8. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях  [4].

Привлечение к административной ответственности является существенным условием для лишения землевладельца или землепользователя, принадлежащего ему права на земельный участок. Так же данному лицу выносится предупреждение, содержащие предписание на возможное принудительное прекращение права на земельный участок, если не будут устранены земельные правонарушения.

Таким образом, в случае использования земельного участка не по целевому назначению законодательством предусмотрена административная ответственность, что в последующем является основанием для принудительного изъятия земельного участка.

 

Список литературы:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 03.08.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019) // СПС КонсультантПлюс.
  2. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ (ред. от 25.12.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019) // СПС КонсультантПлюс.
  3. Федеральный закон от 24.07.2002 № 101-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» // СПС КонсультантПлюс.
  4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 18.03.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.03.2019) // СПС КонсультантПлюс.
  5. Постановление Правительства РФ от 22.07.2011 № 612 «Об утверждении критериев существенного снижения плодородия земель сельскохозяйственного назначения»// СПС КонсультантПлюс.
  6. Постановление Правительства РФ от 23.04.2012 № 369 «О признаках неиспользования земельных участков с учетом особенностей ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс.
  7. Гражданское право: В 4 Т. Том 2: Вещное право. Наследственное право. Исключительные права. Личные неимущественные права: Учебник (издание треть, переработанное и дополненное) / Под. Ред. Е.А. Суханова. Волтерс Клувер, М., 2008. С. 237

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.