Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 13(57)
Рубрика журнала: Экономика
Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3
АСПЕКТЫ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ ЭКОНОМИКИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
Глобализация была благом для бизнеса, потребителей и западной экономики в целом. Однако сейчас мы рискуем отреагировать на глобализацию и все возможности, предоставленные нам за последние десятилетия ростом экономической свободы. В западных обществах возникает новое беспокойство, которое бросает вызов предыдущему восприятию свободной торговли как взаимовыгодного для каждой страны. Существует довольно распространенное подозрение, что глобализация, возможно, была велика для некоторых стран, но не для других, и что богатые страны на Западе собрали самую короткую соломинку.
В мировоззрении президента США Дональда Дж. Трампа «другие страны воспользовались преимуществами Америки», и эти типы мнений питают растущие сомнения в глобализации, способствующей повышению уровня жизни людей в западных экономиках. Такие аргументы часто начинаются с удивительно быстрого роста торговли в Китае с конца 1990-х годов, и он приходит к выводу, что, хотя период с тех пор и по сегодняшний день явно повысил уровень жизни в Китае и других странах с развивающейся экономикой, это произошло за счет рабочих в развитых экономиках. Другими словами, Китай опустошил производственный сектор в Европе и Северной Америке. Для некоторых это также является основным источником политического гнева на Западе: недавние восстания на европейских и американских выборах стали способом, с помощью которого «проигравшие в свободной торговле» могли отомстить за ошибки «проглобалистского истеблишмента».
В этом взгляде на глобализацию есть глубокие недостатки. Главный из них заключается в том, что установленный факт и известные экономические модели не поддерживают скептицизм в отношении выгод от торговли и трансграничных инвестиций. В то время как страны с открытой экономикой всегда подвержены новой конкуренции и структурным изменениям, которые влияют на фирмы и рабочие места, оборотная сторона медали заключается в том, что одни и те же экономические процессы создают много новых рабочих мест и возможностей для бизнеса и - в конечном итоге - улучшают уровень жизни. Более того, создаваемые новые рабочие места, как правило, лучше вознаграждаются и имеют лучшие условия труда. Новое производство часто становится более экологичным и процветающим благодаря новым технологиям, что приводит к позитивным изменениям и за пределами экономики.
Экономическая глобализация является одним из трех основных аспектов глобализации, обычно встречающихся в научной литературе, причем двумя другими являются политическая глобализация и культурная глобализация, а также общий термин глобализация. Экономическая глобализация означает широкое международное движение товаров, капитала, услуг, технологий и информации. Это растущая экономическая интеграция и взаимозависимость национальных, региональных и местных экономик по всему миру посредством интенсификации трансграничного перемещения товаров, услуг, технологий и капитала. Экономическая глобализация в первую очередь включает глобализацию производства, финансов, рынков, технологий, организационных режимов, институтов, корпораций и рабочей силы.
Хотя глобализация экономики расширялась с момента появления транснациональной торговли, она росла более быстрыми темпами благодаря повышению эффективности перевозок на дальние расстояния, достижений в области телекоммуникаций, важности информации, а не физического капитала в современной экономике, и достижениями в области науки и техники [1]. Темпы глобализации также возросли в рамках Генерального соглашения о тарифах и торговле и Всемирной торговой организации, в котором страны постепенно сокращают торговые барьеры и открывают свои текущие счета и счета операций с капиталом [1]. Этот недавний бум был в значительной степени поддержан развитыми экономиками, интегрирующимися с развивающимися странами посредством прямых иностранных инвестиций, снижения затрат на ведение бизнеса, сокращения торговых барьеров и во многих случаях трансграничной миграции.
Хотя глобализация радикально увеличила доходы и экономический рост в развивающихся странах и снизила потребительские цены в развитых странах, она также изменяет баланс сил [как?] Между развивающимися и развитыми странами и влияет на культуру каждой затронутой страны. А смещение местоположения производства товаров привело к тому, что многие рабочие места перешли границы, что заставило некоторых работников сменить профессию.
Глобализация была большой силой распространения новых технологий и предоставления новых экономических возможностей для работы как в развитых, так и в развивающихся странах. Вопреки большому количеству комментариев, это помогло уделить больше внимания человеческому капиталу и дало фирмам новые шансы нанять персонал, необходимый для успешной конкуренции.
Однако после кризиса глобализация застопорилась - и глобальная торговля стала жертвой растущего протекционизма во всем мире и слабых макроэкономических показателей Запада. Торговля больше не растет, и для Запада, как и для всех остальных, это должно вызывать серьезную озабоченность, а не ликование.
Экономические выгоды глобализации.
Глобализация создала новые возможности для бизнеса
Существует несколько объяснений значительного роста торговли с течением времени, но одним из очевидных факторов, стоящих за этим, были фирмы и развитие их бизнеса. В некотором смысле, рост экспорта - это просто еще один способ сказать, что фирмы постепенно продают больше иностранным покупателям или что иностранные покупатели играют все более важную роль в общем объеме продаж корпоративного сектора. Когда данные информируют нас о том, что мировая торговля в период с 1980 по 2010 год выросла в 35 раз, на практике это означает, что корпоративный сектор увеличил свои зарубежные продажи в 35 раз. Или взять пример одной страны: шведские фирмы расширили свои зарубежные продажи с 200 млрд. Шведских крон в 1980 году до более чем 1500 млрд. Шведских крон в 2010 году. [8] И, чтобы уточнить это до уровня фирмы: в 2010 году телекоммуникационная компания Ericsson имела экспортные продажи из Швеции в размере 100 миллиардов шведских крон, что в номинальном выражении более чем в два раза превышает общий объем продаж Ericsson в 1990 году. [2] Тогда на долю Азии приходилось около 6 процентов от общего объема продаж Ericsson. В 2010 году эта доля возросла до 25 процентов. [3]
В качестве мысленного эксперимента попытайтесь представить, как компания развивалась бы без глобализации. Нет никакого способа полностью понять нереальный сценарий, подобный этому, но это помогает нам понять некоторые различия в возможностях бизнеса между альтернативными сценариями. И одно различие очевидно: если у компании есть доступ к рынку только для жителей своей страны (в случае Эрикссон, десять миллионов шведов), ей нужно построить другой тип бизнеса, чем если бы она имела доступ к глобальному рынку. Более того, размер рынка имеет особое значение для тех компаний, которые производят товары и услуги, которые являются инновационными и имеют высокую интенсивность НИОКР или капитальных затрат. Если их потенциальная клиентская база невелика, это означает, что каждая единица продаж должна окупать большую долю инвестиций, вложенных фирмой в разработку и производство продукта. Обратная сторона медали, однако, заключается в том, что рост числа клиентов за рубежом помогает этим фирмам распределить расходы на разработку и производство на гораздо большую единицу продаж.
Экономисты называют это масштабной выгодой глобализации - и она основана на базовой экономии на масштабе. Это также стало одним из ощутимых преимуществ для корпоративного сектора: глобализация позволила им развить бизнес, который зависит от продаж многих подразделений и множества различных клиентов. Если бы рынок мобильных технологий Ericsson был ограничен Швецией, было бы невозможно создать базовую технологию GSM или разработать базовое оборудование для связи 3G и 4G. Та же логика применима ко многим другим секторам, которые требуют значительных затрат на разработку и производство: автомобили, химикаты, компьютеры, электроника, фармацевтика и многое другое. Поэтому неудивительно, что расширение мировой торговли в эпоху глобализации произошло в значительной степени именно в этих секторах [3].
Другое различие между фактическим развитием и воображаемым сценарием неглобального мира состоит в том, что глобализация создала возможности для более быстрой специализации производства и фирм. Кто-то, возможно, посчитает это недостатком, потому что прошли те времена, когда отдельная фирма могла создать корпоративную империю, которая производила огромное разнообразие различных продуктов, часто за защитой торговых барьеров. Посмотрите на Volvo. Это больше не компания, которая производит грузовики, автобусы, автомобили, наркотики, напитки и замороженные продукты. Даже автомобильное подразделение теперь разделено: одна часть производит автомобили, а другая - грузовики, автобусы и тяжелые транспортные средства. Тридцать лет назад чемпион Финляндии, Nokia, конкурировал на многих рынках - телевизорах, бытовых и бумажных изделиях, резиновых сапогах и электричестве - и вот-вот должен был выйти на рынок мобильных телефонов GSM. Сейчас это специализированный производитель технологий телекоммуникационного оборудования.
Специализация создает возможности для бизнеса, потому что легче выйти на новые рынки, когда нет необходимости быть крупным предприятием с сильным контролем над конечными потребителями. Специализированные рынки обычно имеют больше места для новых компаний, и они, несомненно, позволяют конкурировать на основе новых технологий и хорошего предложения. Компании, которая является опытным производителем компонентов автомобильных двигателей, не нужно производить целый автомобиль и конкурировать с более крупными фирмами, такими как Volkswagen и Toyota, на рынке конечных потребителей. Они могут скорее распределить все свои ресурсы, чтобы стать еще более конкурентоспособными производителями компонентов двигателя. Это означает, среди прочего, что их ресурсы (например, инвестиции в персонал и технологии) могут быть и становятся более специализированными.
Именно по этой причине эпоха глобализации переживала рост мировой торговли, что функционально отражало распад крупных транснациональных корпораций на фрагментированные цепочки поставок и создания стоимости [4]. Ни одна крупная компания не располагает достаточными ресурсами для того, чтобы стать специализированными производителями всех деталей и компонентов, в которых она нуждается для производства товара или услуги. [5]
Если бы компании были вынуждены полагаться только на внутренние рынки для своих продаж и ресурсов, они не смогли бы внедрять инновации и разрабатывать продукты так, как они это делали за последние 30 лет. Это было бы слишком дорого, и, скорее всего, они должны были бы производить таким образом, чтобы по сравнению с сегодняшним днем качество продукции значительно снизилось бы. Часто забывают, на скольких рынках в эпоху до глобализации доминировали дорогие продукты с низким качеством. И это не произошло случайно; это было скорее следствием узких возможностей для бизнеса в том, как они могли конкурировать и развивать свои предложения.
Рабочие получили существенную выгоду от того, как глобализация увеличила премию за масштабность и специализацию. В мировой экономике существует общая закономерность: открытая экономика гораздо лучше для работников, чем менее открытая экономика. А улучшения, достигнутые в странах с открытой экономикой, частично объясняются тем фактом, что новое производимое ими производство в большей степени зависит от человеческого капитала. Работники, у которых больше и лучшее образование, и которые лучше подходят для творческого решения проблем, имеют более высокую зарплату и лучшие условия труда.
Глобализация снизила потребительские цены.
Не менее важно, если не больше, то, что новые возможности для бизнеса, созданные глобализацией, в конечном итоге привели к снижению потребительских цен. Для большинства людей эффективное снижение затрат на потребительские товары и, как следствие, радикальное повышение уровня жизни, вероятно, являются наиболее заметными последствиями глобализации. Домохозяйства в западных экономиках сегодня имеют совершенно иной уровень благосостояния, чем в предыдущие десятилетия, и во многом благодаря преимуществам, которые дает более свободная и большая торговля в мире.
Это не спорное замечание: даже противники глобализации признают, что потребительские продукты обычно стоят дешевле и по качеству лучше сегодня, чем в любой предыдущий момент времени. Экономисты выражают ту же точку зрения в том, что за последние 30 лет глобализация внесла значительный вклад в дезинфляцию. В большинстве западных стран темпы инфляции были высокими в 1970-х и 1980-х годах. В те десятилетия заработная плата росла намного быстрее, чем сегодня, но большая часть этого роста не привела к повышению уровня жизни, потому что инфляция отменила повышение заработной платы. [6] В реальном выражении после поправок на инфляцию заработная плата в течение длительного времени оставалась практически неизменной или медленно росла. Глобализация и новая конкуренция, которую она породила в западных экономиках, существенно помогли снизить инфляцию и увеличить реальные трудовые доходы. И, что неудивительно, доходы росли быстрее в западных странах, которые более открыты для торговли, чем те, которые менее открыты для торговли.
Список литературы:
- Экономические выгоды глобализации для бизнеса и потребителей [электронный ресурс]-режим доступа.- URL: https://www.ekonomifakta.se/Artiklar/2014/Mars/Har-finns-13-miljoner-jobb/
- Портер М. Международная конкуренция: пер. с англ. М., 1993. С. +746.
- Кочетов Э. Глобалистика: Теория, методология, практика. М., 2002. С. 59-103.
- Горев В.П. Конструктивная конкуренция. Иркутск, 2002.
- Москвина А.О. Специфика современной международной конкуренции в условиях глобализации // Экономическая теория: истоки и перспективы. М., 2006. С. 344.
- Довбня В.В. Экономическая теория и противоречия социально-трудовых отношений // Экономическая теория на пороге XXI века - 5: Неоэкономика / под ред. Ю.М. Осипова. М., 2001. С. 283.
Оставить комментарий