Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 13(57)
Рубрика журнала: Юриспруденция
Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3
ПРОБЛЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРАВООТНОШЕНИЙ БЕЖЕНЦЕВ В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ
Количество беженцев увеличивается по всему миру. Все больше и больше ходатайств о предоставлении убежища. Система убежища и политика убежища сталкиваются с серьезными проблемами, которые необходимо решить.
Беженцы отличаются от других международных мигрантов (таких как трудящиеся-мигранты, которые обычно добровольно переезжают в другую страну) из-за вынужденной миграции, из-за военного положения в стране или преследования. В действительности эти категории не всегда избирательны, часто мотивы миграции разнообразны. Тем не менее, государствам необходимо различать уязвимых и «нормальных» мигрантов. Не каждая вынужденная миграция, например, вызванная бедностью или изменением климата, признана международным сообществом как имеющая отношение к защите. Кто попадает в какую категорию мигрантов, всегда является результатом политических переговоров.
В целом, государства имеют право решать, кто имеет доступ к национальной территории, кому и при каких условиях предоставляется защита. Однако суверенитет государств ограничен международным правом беженцев. Хотелось бы отметить, что как путь решения к проблеме защиты людей 10 декабря 1948 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Всеобщую декларацию прав человека. Статья 14 гласит: «Каждый человек имеет право искать и получать убежище в других странах от преследования».
Однако за правом просить убежища не следует автоматического права на убежище. Два года спустя, 14 декабря 1950 года, Генеральная Ассамблея создала Управление Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев (УВКБ), которое с тех пор должно было отвечать за международных беженцев. Согласно его мандату, УВКБ ООН должно координировать и обеспечивать международные действия по защите беженцев.
Международное законодательство о беженцах, которое неуклонно развивалось после Второй мировой войны основано на Женевской конвенции о беженцах (ГФК), подписанной 28 июля 1951 года (и вступившей в силу в 1954 году). Важнейшим содержанием Конвенции является определение понятия беженца и невысылки.
«Никто не должен подвергаться пыткам или бесчеловечным, или унижающим его достоинство наказаниям или обращению» [3, ст. 3].
Определение «беженца» первоначально относилось только к беженцам в Европе и к событиям до 1 января 1951 года. Нью-йоркский протокол 1967 года отменил временные и географические пределы для определения статуса беженца. Он получил всеобщую юридическую силу. На сегодняшний день более 140 стран подписали Конвенцию или Протокол.
Закон о беженцах по-прежнему характеризуется тем фактом, что люди, ищущие защиты, должны сделать свое личное преследование заслуживающим доверия. Сфера действия Конвенции не стоит на месте. Она включила в себя вопросы регулирования преследования негосударственными субъектами и преследования по признаку пола.
Рассмотрим существующие четыре основные формы гуманитарной защиты беженцев. Самая известная форма – процедура предоставления убежища. Тем не менее, это предполагает, что лицо, ищущее защиты, покинуло страну своего происхождения и въехало в субъект через третьи страны.
Заявление о предоставлении убежища может быть подано только на территории субъекта, а не в посольстве субъекта в стране происхождения беженца. Этот путь обычно требует финансовых ресурсов и связан со значительными рисками из-за нерегулярного пересечения границы, особенно при пересечении Средиземного моря. В результате лишь небольшая часть из 50 миллионов или около того людей, нуждающихся в защите, попадает в Европу.
Безусловно, большая часть остается в регионе происхождения, например, в соседней стране. В принципе, заявление о предоставлении убежища может быть подано в любой орган. Однако формально ответственным является местное отделение Федерального управления по миграции и беженцам (BAMF), на примере ФРГ, в соответствующем федеральном штате, которому могут передать другие органы власти. После того, как ходатайство о предоставлении убежища было подано, различные ходатайства о защите рассматриваются в индивидуальном порядке: конституционное ходатайство о предоставлении убежища, признание в качестве беженца, запреты на дополнительную защиту и депортацию.
В зависимости от статуса защиты вытекающие из этого законные права различаются, например, в отношении продолжительности пребывания и права на воссоединение семьи. Наиболее далеко идущими являются права просителей убежища и признанных беженцев ФГО, которым обычно предоставляется трехлетний вид на жительство, в то время как другие бенефициары обычно получают вид на жительство на один год.
Однако в последние годы приблизился правовой статус беженцев с дополнительной защитой. Статус защиты также может быть аннулирован, если причины полета исчезнут, например, когда конфликт в стране происхождения закончен.
Лица, ищущие убежища, которым не предоставлен статус защиты, должны по закону снова покинуть страну пребывания. Но во многих случаях этого не происходит, поскольку репатриация невозможна (например, из-за отсутствия действительных документов, удостоверяющих личность), не может быть найдено отказавших лиц, ищущих убежища, или нет транспортных средств.
Вспомогательная защита может быть предоставлена лицам, которые не выполняют требования конституционного закона об убежище или Женевской конвенции о беженцах, но которым грозит «серьезный вред» в случае их возвращения в страну происхождения [2, ст. 15]. Это тот случай, когда есть:
- вынесение или исполнение смертной казни,
- пытки, бесчеловечное или унижающее достоинство обращение или наказание,
- серьезная индивидуальная угроза жизни или неприкосновенности гражданских лиц в результате произвольного насилия со стороны международного или внутренний вооруженный конфликт. *
Беженцы из регионов происхождения эвакуируются или им разрешается самостоятельно въезжать в страну в случае серьезных кризисов с беженцами (например, бывшая Югославия в 1990-х годах или Сирия с 2011 года). Сюда, как правило, включены фиксированные квоты на беженцев. Нет индивидуальной проверки необходимости защиты, но проверяется, действительно ли данное лицо принадлежит к включаемой группе и существуют ли критерии исключения (например, причастность к военным преступлениям). Запись часто носит временный характер.
Формами защиты являются региональные программы защиты, финансируемые в основном западными промышленно развитыми странами в странах происхождения соседних стран, где большинство беженцев в мире ищут убежища. Проживание в географической близости имеет то преимущество, что оно, как правило, дешевле и может помочь большему количеству беженцев.
Кроме того, пострадавшие могут быстро вернуться домой после окончания конфликтного конфликта. Это следует отличать от так называемых внутренне перемещенных лиц (включая внутренне перемещенных лиц), которые часто находятся в бегах в других частях своей страны происхождения. Они получают различные степени поддержки со стороны международного сообщества, в зависимости от ситуации в области безопасности в форме пищи или медицинской помощи.
Описанные формы защиты на практике могут относиться к тем же группам происхождения, что и на примере сирийских беженцев: из числа населения в 21 миллион человек до начала гражданской войны в начале 2011 года и по настоящее время около половины находились в бегах: прибл., 8,2 миллиона человек были вынуждены покинуть свои дома и около четырех миллионов нашли убежище в соседних странах.
С момента начала конфликта чуть более 250 000 сирийцев подали индивидуальные ходатайства о предоставлении убежища в ЕС, в основном в Германии и Швеции. Около 50 000 человек получили защиту по программам временного или постоянного гуманитарного приема.
Чрезвычайно важно, чтобы мы обращали на них внимание не только по гуманитарным соображениям, но и потому, что изгнание указывает на опасную слабость либеральных демократических обществ. Хотя сегодня мы рассматриваем определенные права как универсальные основные права, они часто гарантируются только членством в национальном государстве.
В своей впервые опубликованной в 1951 году в Америке книге «Элементы и происхождение тотального правления» политическая теоретик Ханна Арендт утверждает, что неспособность государств гарантировать беженцам права между двумя мировыми войнами способствовала созданию питательной среды для диктатуры. Безгражданство сделало людей вне закона: им пришлось нарушать законы, чтобы жить, и они были приговорены к тюремному заключению без совершения преступления. Быть беженцем значит не делать то, что сказано одному - иначе вы, вероятно, остались бы дома и были бы убиты. И затем вы идете по правилам, вы говорите неправду, притворяетесь, даже если вы больше не находитесь в непосредственной опасности, потому что это способ преодолеть враждебную систему.
Список литературы:
- Директива 2011/95/EU Европейского Парламента и Совета ЕС по стандартам для квалификации граждан третьих стран или лиц без гражданства в качестве бенефициаров международной защиты, по единому статусу для беженцев или для лиц, имеющих право на дополнительную защиту, и по содержанию предоставляемой защиты (переработанная)
- Конвенция «О статусе беженцев» (Женева, 28 июля 1951 г.)// Сборник Международных документов. - 1995. - № 2. -С.22-29.
- "Конвенция о защите прав человека и основных свобод" (Заключена в г. Риме 04.11.1950) (с изм. от 13.05.2004) (вместе с "Протоколом [N 1]" (Подписан в г. Париже 20.03.1952), "Протоколом N 4 об обеспечении некоторых прав и свобод помимо тех, которые уже включены в Конвенцию и первый Протокол к ней" (Подписан в г. Страсбурге 16.09.1963), "Протоколом N 7" (Подписан в г. Страсбурге 22.11.1984)).
- Европейская конвенция. Проблемы толкования и имплементации. Автор: Ковлер Анатолий Иванович. Издательство: НОРМА, 2019 г.
- Европейская Конвенция в международной системе защиты прав человека. Автор: Ковлер Анатолий Иванович. Издательство: НОРМА, 2019 г.
- Международное право. Учебник. Автор: Чернявский Александр Геннадьевич, Синяева Нателла Александровна, Самодуров Дмитрий Иванович. Издательство: Юстиция, 2019 г.
- Права человека и принципы международного права в XXI веке. Монография. Автор: Карташкин Владимир Алексеевич. Редактор: Вихрян А. П. Издательство: НОРМА, 2019 г.
Оставить комментарий