Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 13(57)

Рубрика журнала: Науки о Земле

Секция: География

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3

Библиографическое описание:
Рустамов А.М. ОБЪЕДИНЕНИЕ ВЗГЛЯДОВ О ЛАНДШАФТНОЙ ЭКОЛОГИИ КАК НАУКЕ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2019. № 13(57). URL: https://sibac.info/journal/student/57/136076 (дата обращения: 29.03.2024).

ОБЪЕДИНЕНИЕ ВЗГЛЯДОВ О ЛАНДШАФТНОЙ ЭКОЛОГИИ КАК НАУКЕ

Рустамов Аждар Мурвалатович

магистрант 1 года обучения, факультет - естественно-географический, направление - Ландшафтное проектирование Курский государственный университет

Россия, г. Курск

Аннотация. Объединение взглядов о ландшафтной экологии как науке.

Ключевые слова: география, экология, наука, ландшафт.

 

Актуальность проблемы. Актуальность изучения ландшафтной экологии определяется научной и практической значимостью на разных уровнях изучения и использования знаний. Поэтому возникает потребность в объединении знаний о ландшафтной экологии как науки для дальнейших исследований и истории изучения.

Ландшафтная экология - это наука и искусство изучения и влияния на взаимосвязь между пространственным паттерном и экологическими процессами на архиологических уровнях биологической организации и в разных масштабах в пространстве и времени. Взаимосвязь между паттерном, процессом и масштабом так же важна для доминирования человека. Пейзажи, как в природных ландшафтах, так же важны в теории, как и на практике. «Наука» ландшафтной экологии фокусируется на понимании динамики пространственной неоднородности и взаимосвязи между рисунком, процессом и масштабом в естественных и человеческих ландшафтах. «Искусство» ландшафтной экологии подчеркивает необходимость использования гуманистических и целостных перспектив для интеграции биофизических компонентов с социально-экономическими и культурными компонентами в целом, а также с дизайном, планированием и управлением, в частности. Как мы обсуждали ранее, были разработаны два существенных подхода: из которых можно проследить до первоначального определения ландшафтной экологии Карла Тролля. Перспектива «модель-процесс-масштаб», характеризующая североамериканский подход, является продолжением и действительно прорывом в реализации стремления Тролля интегрировать географический (структурный) и экологический (функциональный) подходы. С другой стороны, вдохновленные и ограниченные тесным взаимодействием между землей и человеческим обществом, ученые, особенно в европейских и средиземноморских странах, превратили идеи раннего хололизма в междисциплинарное видение ландшафтной экологии. Различия во взглядах, очевидно, заставили некоторых ландшафтных экологов беспокоиться о кризисе идентичности ландшафтной экологии, а другие все чаще призывали к объединению различных подходов к экологии ландшафта. Тем не менее, ландшафтная экология в последние годы стала зрелой наукой, поскольку она, по-видимому, стала более количественной и точной с ростом использования моделирования и статистических подходов, большей концентрации на методологии и более согласованных усилий по объединению различных точек зрения. Я считаю, что разнообразие, а не расхождение взглядов является важной характеристикой и силой ландшафтной экологии. Иерархическая и плюралистическая структура помогает объединить различные подходы к ландшафтной экологии и позволяет непрерывно развивать различные перспективы и подходы.

Очевидно, что европейские и североамериканские подходы к экологии исторически различались. С одной стороны, европейский подход характеризуется целостным и ориентированным на общество взглядом на ландшафты, акцентом на исследования, ориентированные на пользователя и ориентированные на решение, а также сочетанием качественных эмпирических методов с методами съемки и картирования. С другой стороны, североамериканском подходе преобладают аналитическое и биологически ориентированное на экологию представление о ландшафтах, акцент на основополагающих наукоемких и ориентированных на вопросы исследованиях, а также акцент на использовании количественных методов (в частности, анализа пространственных моделей и моделирования). Эта дихотомия, конечно, является чрезмерным упрощением реальности, потому что ни один из двух подходов не является внутренне однородным с точки зрения перспектив и потому, что оба они изменились как неизбежное последствие растущего общения и сотрудничества между экологами ландшафта во всем мире.

Как европейские, так и североамериканские подходы могут быть прослежены до теоретического определения ландшафтной экологии Карла Тролля. Ориентация североамериканского подхода на взаимосвязь между пространственным рисунком и экологическими процессами не только согласуется с первоначальным определением Тролля, но и представляет собой значительный прогресс в реализации предложения Тролля по интеграции географического и структурного подхода с экологическим и функциональным подходом. Кроме того, как отмечалось ранее, акцент на большие географические области, пространственные структуры и масштабность, которые характеризуют североамериканский подход, был очевиден в более ранних работах Тролля. Можно утверждать, что Карл Тролль вдохновлялся тем, что ландшафтные рисунки, обнаруженные на аэрофотоснимках в 1930-х годах, вдохновляли современных ландшафтных экологов на ГИС. Действительно, именно возрождение интереса к увязке экологических процессов с пространственной структурой в 1980-х годах привело к возрождению единой области ландшафтной экологии. Исследования пространственной неоднородности заложили важную основу для ландшафтной экологии как научного предприятия. С другой стороны, ландшафтно-экологические исследования в Европе олицетворяют идеи ландшафтов как гештальт-систем, в которых доминируют люди, что также было очевидно в ранних работах Тролля и других целостных ландшафтных экологов. Они способствовали развитию междисциплинарного и трансдисциплинарного подходов, которые выходят за рамки естественных и социальных наук. Несомненно, эти исследования предоставляют ценные методы и примерные стратегии решения для решения различных сложных ландшафтных проблем, которые также должны рассматриваться как неотъемлемая часть экологии ландшафта.

Объединение состоит не в том, чтобы сделать некоторые взгляды более значимыми за счет уменьшения других, а скорее в том, чтобы объединить разные точки зрения, чтобы создать единое целое, которое больше, чем сумма его частей. Это особенно верно для широко междисциплинарных и трансдисциплинарных наук, таких как ландшафтная экология, которая затрагивает естественные и социальные науки. Ландшафтная экология может никогда не иметь монолитного дисциплинарного ядра, и она не должна учитывать ее разнообразные истоки и цели.

Вывод. Как наука о пространственной неоднородности, ландшафтная экология может извлечь выгоду из своей дисциплинарной неоднородности. С одной стороны, ландшафтная экология будет продолжать улучшать наше понимание взаимосвязи между образцом, процессом и масштабом; и с другой стороны, в предстоящие годы она должна играть все более важную роль в науке.

 

Список литературы:

  1. Ахерн, Интеграция ландшафтной экологии и ландшафтного дизайна: эволюционный процесс. 1999 г.;
  2. Бастиан, О. Ландшафтная экология: к единой дисциплине? Ландшафтная экология., 2001.;
  3. Бурель Ф. и Дж. Бодри. 2003. Ландшафтная экология: концепции, методы и приложения, 2003.

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.