Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 7(51)
Рубрика журнала: Юриспруденция
Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2
ЮРИДИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И МЕСТО АНАЛИЗИРУЕМОГО ИНСТИТУТА ПОСТРОЙКИ В СТРУКТУРЕ ОТРАСЛИ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА
Институт самовольной постройки имеет двойственную правовую природу. С одной стороны, самовольная постройка может рассматриваться как основание возникновения права собственности, с другой – как правонарушение.
Нормой ст.222 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) охватывается три различных комплекса отношений, а именно:
- административные отношения, связанные с совершением публичного деликта (строительства с нарушением норм публичного права);
- отношения, связанные с совершением частного деликта (занятием чужого земельного участка);
- отношения, ведущие к возникновению права собственности на объект строительства или компенсациям и возмещению. [1]
Конституционным судом Российской Федерации (далее – РФ) отмечалось: «…самовольное строительство представляет собой правонарушение, которое состоит в нарушении норм земельного законодательства, регулирующего предоставление земельного участка под строительство, либо градостроительных норм, регулирующих проектирование и строительство…». [6]
Признаки самовольной постройки (капитальность, относимость к объектам недвижимого имущества, возведенность на не разрешенном для строительства земельном участке либо без получения необходимых разрешений или с многочисленными нарушениями норм и правил) полностью раскрывают институт самовольной постройки как правонарушение.
Возведение объекта капитального строительства на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке свидетельствует о нарушении норм Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), а именно имеет место: нарушение права собственника земельного участка, закрепленного в ст.40, ст.41 ЗК РФ. [2]
Возведение объекта капитального строительства на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта и (или) допущенных при возведении самовольной постройки нарушений градостроительных и строительных норм и правил свидетельствует о нарушениях требований Градостроительного законодательства.
Ст. 60, 62, 76 ЗК РФ устанавливают ответственность за самовольное строительство в виде восстановления положения, существовавшего до нарушения права на земельный участок, и пресечение действий, нарушающих право на земельный участок или создающих угрозу его нарушения, возмещения убытков, причиненных нарушением прав собственников земельных участков, возвращения самовольно занятых земельных участков их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат. [2]
Вместе с тем данные положения ЗК РФ не могут служить как способ защиты нарушенных прав и законных интересов правообладателей земельных участков и являться правовым основанием для возложения обязанности по освобождению земельного участка от незаконно возведенных на нем строений, поскольку согласно позиции Высшего арбитражного суда указанное последствие может быть применено только по основаниям и в порядке, предусмотренном гражданским законодательством, а именно ст.222, ст.304 ГК РФ.
Градостроительный кодекс Российской Федерации (далее – ГрК РФ) содержит указание на то, что лица, виновные в нарушении законодательства о градостроительной деятельности, несут дисциплинарную, имущественную, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации, данная норма имеет отсылочный характер и самостоятельного механизма наступления ответственности не предусматривает. [3]
В статьях 7.1, 9.5 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее – КоАП РФ) предусматривается наложение штрафных санкций на лиц, виновных в самовольном занятии земельного участка или части земельного участка, а также нарушении установленного порядка строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, ввода его в эксплуатацию. [4]
ГК РФ в качестве санкции за данное правонарушение устанавливает отказ признания права собственности на постройку за застройщиком и снос самовольной постройки осуществившим ее лицом либо за его счет. [1]
Применение законодательства любой отрасли должно осуществляться в первую очередь с учетом принципов разумности и справедливости. Существующие санкции за возведение (создание) объектов самовольного строительства должны применяться в случае установления нарушения требования законодательства.
Нарушения требований законодательства говорит, прежде всего, о наличии угрозы нарушения или нарушении чьих- либо прав, и применение санкций служит восстановлению нарушенного права. В связи с чем, в тех случаях, когда нарушения незначительны или отсутствуют (в случае наличия единственного признака самовольного строительства – отсутствия разрешения) не разумно и не справедливо было бы требовать от лица, создавшего объект самовольного строительства, осуществить его снос.
В связи с этим, ГК РФ допускает возможность легализации результатов самовольного строительства, трансформируя правовую природу самовольной постройки как правонарушения в способ приобретения права собственности, наделяя тем самым институт самовольной постройки не только охранительной, но и регулятивной функцией.
Сторонники подхода, согласно которому самовольная постройка рассматривается прежде всего, как основание возникновения права собственности указывают на то, что поскольку основанием возникновения права собственности на самовольную постройку является решение суда, признание права собственности на самовольную постройку представляет собой одно из оснований возникновения гражданских прав перечисленное в ст.8 ГК РФ.
В рамках данного подхода отмечается, что признание права собственности на самовольную постройку соответствует положениям об основаниях приобретения права собственности, содержащимся в ст. 218 ГК РФ, в которой сказано, что «…право собственности на новую вещь, полученную или созданную для самого себя с соблюдением закона и других правовых актов, имеет возможность приобретения этим же лицом…». [1]
Анализ исторических аспектов самовольного строительства, характеризующий возникновение регулирования института самовольной постройки с целью восстановления нарушенного права на землю, а также противоправного характера данного явления, что выражается в нарушении запретов, установленных государством сложно расценивать самовольную постройку как способ приобретения права собственности.
Признание права собственности на самовольную постройку в судебном порядке является исключительным способом защиты, который возможен только при исполнении ряда требований, при соблюдении которых возможно признание права собственности на самовольную постройку.
Список литературы:
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 №51-ФЗ // Консультант плюс: Справочно-правовая система [Электронный ресурс] / «Консультант плюс». Версия 2018.
- Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 136-ФЗ (ред. от 13.07.2015) // Консультант плюс: Справочно-правовая система [Электронный ресурс] / «Консультант плюс». Версия 2018.
- Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 190- ФЗ (ред. от 13.07.2015) // Консультант плюс: Справочно-правовая система [Электронный ресурс] / «Консультант плюс». Версия 2018.
- Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (в ред. Федерального закона от 03.06.2009 № 112-ФЗ) // Консультант плюс: Справочно-правовая система [Электронный ресурс] / «Консультант плюс». Версия 2018.
- Постановление Президиума Высшего арбитражного суда РФ от 19 ноября 2013 г. № 6557/13//Консультант Плюс: Справочно-правовая система [Электронный ресурс] /ЗАО «Консультант Плюс». – Версия 2018.
- Определение Конституционного суда РФ от 3 июля 2007 г. №595-О-П «По запросу Сормовского районного суда города Нижнего Новгорода о проверке конституционности абзаца второго пункта 2 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации» // Консультант Плюс: Справочно-правовая система [Электронный ресурс] / ЗАО «Консультант Плюс». – Версия 2018.
- Скловский К. И. Комментарий к Постановлению Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 апреля 2010 №10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав». – М.: Статут, 2011. – С. 44.
Оставить комментарий