Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 5(49)

Рубрика журнала: Юриспруденция

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3

Библиографическое описание:
Ишкина О.А. Сущность религиозной организации как некоммерческого юридического лица // Студенческий: электрон. научн. журн. 2019. № 5(49). URL: https://sibac.info/journal/student/50/132100 (дата обращения: 25.04.2024).

Сущность религиозной организации как некоммерческого юридического лица

Ишкина Ольга Александровна

магистрант кафедры гражданско-правовых дисциплин Института права и управления МГПУ

РФ, Москва

До недавних пор религиозные организации не признавались субъектами гражданско-правовых отношений, а, следовательно, были лишены прав юридических лиц, в том числе почти не имели каких-то самостоятельных имущественных прав.

В настоящее время ситуация принципиально изменилась, теперь они как некоммерческие юридические лица становятся активными участниками регулируемых гражданским правом имущественных отношений, а, значит, принимают участие в экономической жизни общества.

Правовое положение и статус религиозных организаций определяется двумя основными актами:

- Гражданский кодекс РФ;

- ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях».

В соответствии с Гражданским кодексом РФ религиозная организация является одним из видов некоммерческих организаций.

Исходя из определения религиозной организации, содержащегося в нормах российского законодательства, можно выделить ряд признаков такой организации:

Во-первых, добровольность объединения постоянно и законно проживающих на территории РФ граждан и иных лиц.

Во-вторых, цель такой организации заключается в совместном вероисповедании и распространении веры.

В-третьих, религиозная организация должна быть зарегистрирована в законном порядке.

В-четвертых, обязательно наличие руководящего или координирующего органа.

Помимо вышеперечисленных признаков, которые можно выявить из анализа законодательного определения «религиозной организации», такая организация обладает иными признаками, присущими ей как юридическому лицу:

1. Каждая религиозная организация создается и действует на основе Устава и представляет собой некое организационное единство.

2. Имущество религиозной организации отделено, а также в какой-то мере индивидуально по отношению к другим религиозным организациям.

3. Как юридическое лицо религиозная организация наделяется определенными права и обязанностями.

4. Такое юридическое лицо обладает правом участвовать в гражданском обороте, а также выступать в суде от своего имени. [3, с. 50]

Законодательно закреплено, что религиозные организации действуют в соответствии со своими уставами и внутренними установлениями, которые, разумеется, не должны противоречить закону.

Что касается основного документа, то для такой организации им является Устав, который, в свою очередь, должен содержать основные сведения о такой организации, а именно: ее вид, наименование и место нахождение, предмет и цель ее деятельности, структура и полномочия органов управления, источники формирования и направления использования имущества и другие сведения.

Следовательно, можно сделать вывод, что законодатель принимает во внимание особую природу религиозных организаций и стремится не вторгаться во внутренние отношения, складывающиеся внутри последних.

Существует классификация религиозных организаций, подразделяющая их на местные и централизованные.

Разница заключается в том, что местные создаются как минимум 10 (десятью) гражданами, а, в свою очередь, централизованная - не менее чем тремя местными или иной централизованной религиозной организацией. [4, с. 3]

Одним из основных признаков религиозной организации является возможность ее выступления в гражданском обороте, следовательно, остро встает вопрос ее правосубъектности. Названные организации обладают специальной правосубъектностью, в связи с чем имеют гражданские права и несут гражданские обязанности, соответствующие их деятельности, предусмотренной уставом.

Как верно отмечает Е.Ю. Валявина, религиозные организации являются собственниками принадлежащего имущества, в том числе это касается имущества, которое было приобретено или создано ими за собственные средства, а также пожертвованного им.

Помимо типичных объектов права собственности организаций, в собственности религиозных могут находиться объекты социального, благотворительного, культурного назначения, а также предметы религиозного назначения и иное имущество, необходимое для обеспечения их деятельности, в том числе причисленное к памятникам истории и культуры. [2, с. 7]

При этом учредители такой организации не сохраняют имущественные права на имущество, которое передали этой организации в собственность, а, следовательно, не отвечают по обязательствам этих организаций, а эти организации не отвечают по обязательствам своих учредителей.

Разумеется, примыкающим к вышеназванному является вопрос о приносящей доход деятельности. Возможность ее осуществления обладает некоторыми особенностями.

Во-первых, такая деятельность, бесспорно, должна соответствовать цели деятельности организации, а также указание на нее должно быть сделано непосредственно в уставе.

Во-вторых, нет необходимости наличия имущества стоимостью не менее минимального размера уставного капитала, который предусмотрен для обществ с ограниченной ответственностью. В данном случае возможно осуществление предпринимательской деятельности даже при наличии имущества ниже вышеназванных лимитов.

Что касается возможности религиозных организаций в сфере наемного труда, то в соответствии со своими уставами они заключают трудовые договоры с работниками. При этом условия труда и его оплата устанавливаются в соответствии с трудовым законодательством, а также трудовым договором между религиозной организацией, как работодателем, и работником.

Однако принципиально важным остается вопрос, раскрывающий сущность религиозной организации как юридического лица, заключающийся в отнесении ее к определенной категории.

По общему правилу религиозные организации отнесены к категории унитарных юридических лиц. Однако ряд авторов, среди которых можно выделить М.В. Самойлову, считают неоправданным включение религиозных организаций в число унитарных юридических лиц, так как «нахождение религиозных организаций в одном ряду, в частности, с государственными и муниципальными предприятиями уже само по себе не может вызывать сомнений в правильности избранного решения». [4, с. 5]

Среди цивилистов ведется дискуссия о том, возможно ли вообще включение в таком случае религиозных организаций в систему категории корпоративных организаций.

Анализируя корпоративные организации можно сделать вывод, что суть их особенностей состоит в том, что учредители таких организаций приобретают права участия в них, формируют высший орган, приобретают корпоративные права и обязанности в отношении созданного ими юридического лица.

Проецируя вышесказанное к религиозной организации, мы видим, что ситуация обстоит абсолютно иначе.

Поэтому полагаем, что если исходить из данного обстоятельства, то религиозные организации являются, бесспорно, унитарными юридическими лицами, такими как, например, фонды, учреждения, автономные некоммерческие организации и др.

Однако в данном случае интересным считаем мнение В.В. Гущина о том, что при характеристике гражданско-правовой конструкции любого юридического лица значение имеет лишь законодательно закрепленная классификация юридических лиц, в соответствии с которой религиозная организация отнесена к разряду унитарных, что нужно воспринимать как данность. [1, с. 2]

Подводя итоги, можно сделать вывод, что законодатель учитывает природу и особый статус религиозной организации при установлении норм регулирования ее статуса, что выражается в следующем:

1) религиозная организация вполне обоснованно признана самостоятельной организационно-правовой формой, отличной от иных форм и, прежде всего, от общественных организаций;

2) в гражданское законодательство включены статьи, специально посвященные религиозным организациям, их имуществу, а также требованиям, предъявляемым к учредителям и уставу религиозной организации.

Таким образом, при правовом регулировании деятельности религиозных организаций идет учет их особенностей для максимальной возможности реализации принципа свободы и диспозитивности.

 

Список литературы:

  1. Ананьева К.Я. «Религиозная организация как форма юридического лица» // Юридическая наука. -2016. - № 1.
  2. Аюшеева З. «Гражданское законодательство о религиозных организациях: проблемы и актуальные направления развития» // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина. – 2015. - № 3.
  3. Валявина Е.Ю. Религиозная организация как субъект гражданского права, 2004, 254 стр.
  4. Вербицкая Ю.О. «Система некоммерческих организаций в проекте ГК РФ» // Закон. - 2011. -№ 4.
  5. Самойлова, М.В. «К дискуссии о гражданско-правовом статусе религиозной организации» // Вестник ТвГУ. Серия «Право». - 2011. - № 28.

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.