Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 5(49)

Рубрика журнала: Медицина

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3

Библиографическое описание:
Алюков К.А. ОБЩЕНИЕ ВРАЧА С ПАЦИЕНТОМ СТАЦИОНАРА КАК СРЕДСТВО ЕГО РЕАБИЛИТАЦИИ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2019. № 5(49). URL: https://sibac.info/journal/student/49/132429 (дата обращения: 19.01.2025).

ОБЩЕНИЕ ВРАЧА С ПАЦИЕНТОМ СТАЦИОНАРА КАК СРЕДСТВО ЕГО РЕАБИЛИТАЦИИ

Алюков Кирилл Александрович

студент, лечебный факультет, Читинская государственная медицинская академия,

Россия, г. Чита

Слово «реабилитация» происходит от латинского rehabilitatio, что в переводе означает восстановление. Понятие реабилитации является междисциплинарным и используется многими отраслями знаний. Объектами реабилитации могут выступать права человека, его репутация, функции организма, трудоспособность и др.

В медицине под реабилитацией понимается динамическая система взаимосвязанных медицинских, психологических и социальных компонентов, направленных не только на восстановление и сохранение здоровья, но и возможно более полное восстановление и сохранение личности и социального статуса больного [4, с. 7].

Процесс реабилитации пациента сложен и включает такие направления как медицинская реабилитация, профессиональная реабилитация, социальная реабилитация.

На стационарном этапе лечения реабилитация больного выступает в качестве необходимого компонента его оздоровления. В ходе реабилитации происходит восстановление нарушенных функций организма. Причинами нарушений могут быть перенесенные человеком заболевания, операции или травмы [3, с. 8-12].

На успешность физической и психологической реабилитации на стационарном этапе оказывают влияние многие факторы, в том числе и качество общения врача и пациента.

Проблема взаимоотношений врача и пациента стационара в настоящее время является одной из актуальных. Это объясняется тем, что в отличии от амбулаторного лечения пациент пребывает на стационарном лечении длительное время. В зависимости от характера заболевания максимальный срок пребывания пациента в стационаре – 21 день. В этот период пациент находится в непосредственном контакте со всеми медицинскими работниками, в том числе и с врачами. От того, каким образом протекает процесс общения врача и пациента во многом зависит самочувствие последнего.

Современная медицинская психология располагает различными подходами к классификации моделей взаимоотношений врача и пациента. Одной из наиболее популярных считается классификация американского психолога Р. Витча, который выделяет четыре модели [2, с. 136 - 142]. Первая модель – инженерная характеризуется тем, что в ее рамках врач относится к пациенту как к «безличностному механизму». Функция врача состоит в исправлении «поломок» человеческого организма, которые вызваны внутренними или внешними факторами. Мнение пациента при этом не учитывается, а врач должен руководствоваться исключительно объективными знаниями.

Согласно второй модели – пасторской (патерналистской) – отношения между врачом и пациентом аналогичны отношениям между родителем и ребенком или священником и прихожанином. В отличии от первой модели в патерналистском отношении присутствуют субъективные характеристики, а общение приобретает черты межличностного.

Вместе с тем, стороны общения – врач и пациент находятся в неравном положении, что, по мнению Р. Витча, ущемляет права пациента как автономной, самостоятельной личности.

Третья модель носит название коллегиальной и предоставляет больше возможностей для реализации личностных ценностей. В рамках данной модели между врачом и больным выстраиваются отношения, основанные на равноправии, совместном принятии решений в плане лечения. Пациент в этом случае наделен правом свободного выбора.

Практика показывает, что подобные взаимоотношения в диаде «врач - пациент» достаточно редки, что объясняется различием ценностно-смысловых сфер субъектов общения и другими обстоятельствами. Р. Витч сравнивает коллегиальную модель с неосуществимой мечтой, которая вряд ли претворится в реальности.

Еще одной моделью в классификации взаимоотношений врача и пациента является контрактная модель, которая, по мнению ученого, в наибольшей степени защищает моральные ценности автономной личности. Каждая сторона общения в данной модели несет друг перед другом определенные обязательства, верность которым играет важную роль. Обязательство врача состоит в точном и адекватном выполнении своих профессиональных функций. Обязательство пациента – добросовестно исполнять предписания лечащего врача. Однако, данные обязательства ограничиваются и могут быть прекращены пациентом в случае несоблюдения, по его мнению, условий договора.

Итак, каждая из описанных моделей строится на присутствии или отсутствии личностной автономии пациента, его субъектности.

Современные российские ученые в области медицины к наиболее эффективной модели коммуникации пациента и врача относят модель пациент-ориентированной коммуникации [5, с. 7]. Основной особенностью данной модели является поэтапное выстраивание взаимоотношений врача и пациента. Первый этап связан с пониманием пациентом его болезни. Понимание человеком болезни зависит от многих факторов: уровня его образования, возраста, пола и др. Второй этап носит название терапевтического альянса, включающего три компонента. Во-первых, создание врачом ситуации, в которой пациент чувствует себя способным участвовать в процессе размышления и принятия решения в отношении дальнейшего лечения. Во-вторых, взаимное участие пациента и врача, состоящего в разделении ответственности между врачом и пациентом. В-третьих, достижение согласия в отношении лечения.

Третий этап связан с своевременным предоставлением достоверной информации субъектов коммуникации друг другу. Четвертый этап характеризуется углублением отношений между врачом и пациентом. Процесс углубления включает четыре основных элемента: модель лечащего врача, доверие, лояльность и внимание.

Каждый пациент воспринимает своего лечащего врача по-разному, создавая в своем сознании определенный образ (модель). Уверенность в исходе лечения пациенту придает знание о поведении врача, его реагировании на возможные трудности. Врач должен хорошо знать историю болезни пациента в контексте его жизненного пути, понимать его эмоциональные переживания.

Еще одним аспектом углубления взаимоотношений врача и пациента, по мнению ученых, является доверие пациента врачу, основанного на отсутствии негативного опыта взаимодействия.

Вместе с тем, в отношении пациента к врачу должна присутствовать лояльность, терпимость к неудовлетворенным аспектам помощи. Пациенты могут выражать недовольство к процедуре лечения, но при этом сохранять положительный настрой в отношении лечащего врача. И, наконец, вершиной углубления отношений между врачом и пациентом является внимание. Некоторые пациенты склонны воспринимать коммуникацию с врачом как длительное отношение с близким другом.

Анализ модели пациент-ориентированной коммуникации позволяет сделать вывод о том, что она наиболее приемлема на этапе реабилитации пациента стационара.

Традиционно в психологии средства общения подразделяются на вербальные и невербальные. Вербальный уровень общения, как правило, является базовым. В качестве основного средства общения здесь выступает речь. К невербальной коммуникации относятся движения человека – жесты, мимика, походка, позы и др. Такие проявления можно считать внешним выражением эмоциональных реакций человека.

С помощью вербальных и невербальных средств общения врач выражает различные состояния по отношению к пациенту: понимание, поддержку, заботу, уважение и др. Использование таких реплик как «Да, конечно, я Вас понимаю», «Пожалуйста, продолжайте», «Расскажите подробнее», а также простое повторение услышанного создают у пациента ощущение личной заинтересованности врача в его проблемах, понимании его состояния [6]. Улучшению взаимопонимания способствует, например, такая фраза: «Конечно, Вам приходится много терпеть; Вы слишком долго болеете, и Ваше огорчение очень естественно и понятно».

Очень важно уметь слушать пациента, проявляя при этом терпение и сочувствие путем высказывания личной оценки ощущений и эмоций пациента: «Вам пришлось нелегко». Именно сочувствие и сопереживание является ключом к установлению сотрудничества между врачом и пациентом [1].

Понятно, что конструктивное общение между врачом и пациентом, способствует, прежде всего, психологической реабилитации последнего, но именно от общего эмоционального состояния больного зависит его общее самочувствие. Именно эмоции выполняют важную функцию в мотивации деятельности человека, проявлении его внешней активности. Общение между врачом и пациентом стационара, построенное на взаимопонимании и взаимоуважении служит мощным стимулом к успешному восстановлению больного.

 

Список литературы:

  1. Болучевская В.В. Общение врача: особенности профессионального взаимодействия. (Лекция 3) / В.В. Болучевская, А.И. Павлюкова, Н.В. Сергеева // Медицинская психология в России: электронный научный журнал. – 2011. - № 3. [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.medpsy.ru/mprj/archiv_global/2011_3_8/nomer/nomer22.php (дата обращения: 01.02.2019)
  2. Введение в биоэтику. Учебное пособие. – М.: Прогресс-Традиция, 1998. – 384 с.
  3. Медицинская реабилитация / Под ред. В.М. Боголюбова. Книга 1. – М.: БИНОМ, 2010. – 416 с.
  4. Медицинская реабилитация: Руководство для врачей / Под ред. В.А. Епифанова. – М.: МЕДпресс-информ, 2008. – 352 с.
  5. Сирота Н.А. Роль эффективных коммуникаций врача и пациента как фактор успешного психологического преодоления болезни / Н.А. Сирота, В.М. Ялтонский, Д.В. Московченко // Ремедиум. – 2014. - № 10. [электронный ресурс] – Режим доступа – URL: http://www.remedium.ru/state/detail.php?ID=64059 (дата обращения: 01.02.2019)
  6. Троицкая Л.А. Деонтологические принципы и психологические особенности профессионального взаимодействия доктора с пациентом / Л.А. Троицкая, М.А. Романова, И.А. Григорьева, Н.Н. Алехичева, А.А. Беликова // Практика педиатра. – 2013. - № 6. – С. 48 – 61.

Оставить комментарий