Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 5(49)
Рубрика журнала: Социология
Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ МИГРАЦИЯ КАК ОТКРЫТЫЙ ПРОЦЕСС В СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ
Последние несколько лет миграционные потоки привлекают к себе огромное внимание. Тем не менее того же нельзя сказать об образовательной миграции. Она, несмотря на свою очевидную многозначительность, остаётся без государственного внимания. Между тем, из всех миграционных потоков – это самый прибыльный для государственного бюджета и исключительно удобный для повышения авторитета страны, наилучший для привлечения образованных и амбициозных граждан, которых сейчас не хватает России.
Актуальность проблемы образовательной миграции связана с тем, что в настоящее время в стране наблюдается, как огромный недостаток специалистов высшей категории, так и дефицит работников низкой квалификации. В связи с чем, объект исследования – образовательная миграция в Российской Федерации; предмет – сводные данные по образовательной миграции в Российской Федерации.
Материалы / методы исследования. Данная исследовательская работа анализирует особенности, присущие образовательной миграции в России, а именно - какие страны являются поставщиком студентов-мигрантов; приводятся официальные статистические данные по увеличению студентов-мигрантов в России и Ульяновской области. В статье используются методы контент-анализа, статистического анализа, описывается специфика изучаемого явления.
Результаты исследования. О серьёзном отношении международного сообщества к учебной миграции говорит тот факт, что ВТО относит образование в список услуг, торговля которыми регулируется положениями Генерального соглашения по торговле услугами. А именно: положение о свободе транснационального перемещения учащихся и преподавателей, образовательных программ, деятельность образовательных учреждений в национальном и международных масштабах.
Сейчас Российская Федерация осуществляет пересмотр своей миграционной политики с целью её последующей переориентации на удержание востребованной на рынке труда категории мигрантов, которые обладают необходимыми для развития страны квалификационными характеристиками и социальными параметрами.
Невраева Н.Ю в своей статье "Проблемы и перспективы расширения учебной миграции в России" даёт следующие прогнозы: в связи с тем, что демографическая ситуация в России ухудшается, а именно в период с 2007 до 2025 года население России сократится на 8,5 миллиона человек, трудоспособного населения станет сего 16,4 миллиона человек. Против таких потерь автоматизация и механизация труда будет бессильна, и даже если будут эффективно и быстро приняты соответствующие изменения в демографической политике, ощутимый результат будет заметен через 15-20 лет.
С учётом демографической ситуации в 2013-2014 году численность студентов, реализующих программу высшего профессионального образования, сократилась на 493,8 тыс. человек, т.е. на 15,3 %. Снизить отрицательный эффект от сокращения общей численности студентов российских вузов до 2025 года предположительно можно, если увеличить приём в них иностранных граждан. Чем, собственно, сейчас и занимаются региональные опорные вузы.
В условиях усиления миграционных потоков в мировом масштабе образовательных мигрантов считают самой желаемой категорией, поскольку её составляют молодые и инициативные люди, которые отличаются открытостью и готовностью воспринимать новые знания и технологии, получающие национальное образование и квалификацию, приспособленные к языковой и культурной среде.
Как показывают российские и зарубежные исследования, учебные мигранты являются одной из наиболее хорошо адаптирующихся групп мигрантов.
На Рисунке 1 и Рисунке 2 представлены основные страны-экспортёры интеллектуального капитала за 2013-2014 и 2017 года.
Лидером на мировом образовательном рынке является США, под контролем которого находится третья часть мирового финансового оборота образовательной категории. По данным ЮНЕСКО, Швейцария приняла наибольшее количество иностранных студентов (16 %), показатель в России равен (1,5 %).
Рисунок 1. Образовательная миграция в РФ за 2013-2014 год.
В 2014 году из Азербайджана приехали на учёбу в Россию 9 тыс. человек, из Беларуси – 10 тыс. человек, из Казахстана – 38,8 тыс. человек, из Таджикистана – 6,6 тыс. человек, из Узбекистана –11,1 тыс. человек, из Туркмении – 12,3 тыс. человек. и из Украины – 12,3 тыс. человек.
В 2017 году из Азербайджана приехали на учёбу в Россию 8,9 тыс. человек, из Беларуси – 7,3 тыс. человек, из Казахстана – 50,7 тыс. человек, из Таджикистана – 12 тыс. человек, из Узбекистана –16,8 тыс. человек, из Туркмении – 15,9 тыс. человек и из Украины – 12,1 тыс. человек.
Рисунок 2. Образовательная миграция в РФ в 2017 году
Таким образом, в соответствии с представленными данными можно сказать, что основными странами экспортёрами всё также остаются страны СНГ, которые как раз и составляют значительную часть интеллектуального капитала Высших Учебных Заведений страны.
Айдынбеков Э.Ф. в статье "Интеллектуальная миграция в современной России" говорит о том, что масштабы образовательной миграции, несмотря на малую поддержку со стороны государства, всё же растут. На Табл.1. представлены данные, где сравнивается количество студентов-мигрантов прошлых лет, и даются прогнозы вплоть до 2025 года.
На Табл.1. видно, что приём студентов учреждениями, реализуемыми программу высшего профессионального образования на период с 2013-2014гг., по сравнению с 2009-2010 гг. сократился на 0,4 %.
Стоит заметить, что выпускников-мигрантов в Приволжском Федеральном округе в период с 2017 до 2020 года станет на 8,7 тыс. человек больше. Что говорит об эффективной политике, проводимой региональными опорными вузами, с целью привлечения иностранных студентов.
Таблица 1.
Численность выпускников студентов-мигрантов с 2005 до 2025 года
Также автор статьи говорит, что последнее время намечается тенденция увеличения выходцев не только из стран бывшего СССР, но и стран Азии, Европы и Америки. Крупнейшей страной, посылающей образованную рабочую силу, является Китай, далее следует Казахстан, Индия, Украина и Вьетнам. В большинстве случаев мигранты поступают в медицинские, экономические и управленческие ВУЗЫ. По прогнозам Росстата, количество иностранных студентов, обучающихся в Российских учреждениях, будет только возрастать.
В предыдущей статье была затронута численность студентов-мигрантов в Приволжском округе. Хотелось бы сказать о ситуации, сложившейся в Ульяновской области.
Кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и финансового права УФ РАНХиГС Рыбкина М.В. в статье "Особенности миграционных процессов Ульяновской области" затронула проблему миграционных потоков, в ходе анализа которой было выявлено сокращение численности населения.
Никто не поспорит, что одним из факторов развития региона является эффективная миграционная политика в области образования. Она предполагает нахождение такого соотношения миграционных потоков, при котором будут наиболее продуктивно использоваться преимущества миграционных процессов, и минимизироваться угрозы экономической безопасности.
Если проанализировать миграционные потоки в Ульяновской области, то можно заметить, что пока не удаётся полностью решить демографическую проблему. В период с 3 по 9 ноября 2015 года на миграционный учёт было поставлено 606 иностранных-студентов стран СНГ (Узбекистана, Украины, Таджикистана, Азербайджана, Кыргызстана, Армении, Казахстана, Беларуси, Туркменистана, Японии, Израиля, Сомали и Турции). После получения образования, представители иностранных государств вновь возвращаются на родину, тем самым снижая демографические показатели Ульяновской области. Так происходит год за год.
В Таблице 2. представлены сравнительные данные о численности студентов-мигрантов в Ульяновской области и в городах России на 2017 год:
Таблица 2.
Численность студентов-мигрантов в городах России.
Москва |
Санкт- Петербург |
Республика Татарстан |
Ростовская область |
Астраханская область |
Ульяновская область |
59289 |
23030 |
7972 |
5806 |
5137 |
1572 |
В соответствии с данными, представленными УМВД региона, на территории Ульяновской области, по состоянию на январь 2018 года находились 12963 иностранца, где 15 % (1571,25 чел.) являлись иностранными студентами.
Таким образом, характер миграционных процессов на территории Ульяновской области обуславливает потребность в разработке и реализации эффективной миграционной политики в области образовательных программ, учитывающей специфику региона. Основное внимание власти должно быть направлено на сохранение имеющегося культурного потенциала.
Таким образом, мы пришли к выводам. По завершению работы можно сказать следующее:
во-первых, потоки образовательной миграции, как в Российской Федерации, так и в регионах увеличиваются;
во-вторых, странами экспортёрами на протяжении последних 10 лет всё также остаются страны СНГ, а именно Казахстан, Белоруссия, Туркменистан, Узбекистан;
в-третьих, наблюдается тенденция сохранения численности представителей иностранного интеллектуального капитала на территории Российской Федерации, благодаря политике, проводимой региональными опорными вузами;
в-четвёртых, наличие иностранных студентов на территории Ульяновской области ничтожно мало.
Рекомендации. Потоки образовательной миграции увеличиваются в размерах и скорости распространения. Безусловно, то хорошо, так как стране необходимы образованные, высококвалифицированные кадры, которые станут интеллектуальным капиталом общества. А, чтобы удержать интеллектуальный капитал в стране, и не дать утечь в более престижные страны, предлагающие более высокий уровень жизни, необходимо попытаться внести особый вклад в развитие, как научной, так и в других сферы общества и создать пригодные условия для существования и развития. Помощь в профессиональной адаптации и получение всех прав и привилегий, которыми обладают коренные жители страны, поспособствовали бы сохранению и развитию интеллектуального капитала, пришедшего извне.
Список литературы:
- Невраева Н.Ю. Проблемы и перспективы расширения учебной миграции в России // Устойчивое развитие российских регионов: экономическая политика в условиях внешних и внутренних шоков: сборник материалов XII международной научно-практической конференции. - Издательство: УМЦ УПИ (Екатеринбург). 2015. – С.620-624.
- Айдынбеков Э.Ф. Интеллектуальная миграция в современной России // Власть. – 2017. – №4. - С.67-70.
- Рыбкина М.В. Особенности миграционных процессов Ульяновской области // Международный научный журнал "Символ науки". – 2015. – №11. - С.152-154.
Оставить комментарий