Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 5(49)
Рубрика журнала: Психология
Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3
МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ ПЕРЕГОВОРЩИКА И СОТРУДНИКОВ ГРУППЫ ВЕДЕНИЯ ПЕРЕГОВОРОВ, ПРИНИМАЮЩИХ УЧАСТИЕ В РАЗРЕШЕНИИ КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЙ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
Очень сложную проблему для уголовно-исполнительной системы представляют массовые беспорядки, групповые неповиновения и захват заложников в местах лишения свободы. При этом внимание психологов привлекает не столько сами чрезвычайные ситуации как социальное явление, сколько особенности личности осужденных и непосредственные мотивы совершения этих действий [3, с. 3-4].
Особое внимание в психологической науке обращается изучению психологического обеспечения деятельности по пресечению чрезвычайных происшествий и чрезвычайных обстоятельств, в том числе переговорной деятельности при захвате заложников и ликвидации массовых беспорядков.
Поэтому важным представляется разработка сценариев психологического воздействия на участников такой противоправной и преступной деятельности.
Решать эту задачу можно с использованием двух стратегий: силового воздействия с обязательным психологическим компонентом и ненасильственных действий на основе переговорной деятельности. В процессе переговоров выявляются «зоны уязвимости» лидера и членов преступной группы, на них оказывается необходимое психологическое воздействие, ведется психологическая борьба, подчиненная задаче минимизации возможных жертв и ликвидации самого чрезвычайного происшествия.
Но для того, чтобы переговоры были успешными, необходимо особое внимание уделять подбору сотрудников, которые будут вести переговоры с преступником в кризисных ситуациях.
Диагностика психологического потенциала личности переговорщика и сотрудников группы ведения переговоров осуществляется в несколько этапов.
На первом этапе используются экспресс-методики, позволяющие выделить наиболее коммуникабельных, доброжелательных кандидатов. С этой целью на первом этапе могут быть использованы тесты на широту социальных контактов, проективные тесты на эмоциональное состояние человека (восьмицветовой тест Люшера) и графические проективные тесты (свободный рисунок, тест «дом-дерево-человек» – Д-Д-Ч и тематический рисунок «ситуация заложника»). Помимо предложенных тестов целесообразно использовать и тематический тест «рисунок переговорной ситуации», позволяющий исследовать отношение кандидата к переговорному процессу, его позицию, уровень творческого потенциала, способность прогнозировать ситуацию, схематичность, конкретность подхода, степень вживаемости в обстановку. Тематический рисунок имеет также тренинговое значение, являясь способом диагностики, контроля и наблюдения за изменением установки и отношения к ситуации, своей роли, персонажам рисунка и реальным событиям [5].
На втором этапе проводится целенаправленная психологическая диагностика профессионально важных качеств, позволяющая глубоко оценить личность и ориентирующая психолога в подборе тренинговой программы, в основу которой входят дифференцированные группы обучения. Используются многофакторные личностные опросники СМИЛ, CPI, позволяющие выявить психологические особенности личности.
Третий этап включает тест на уровень субъективного контроля (УСК), также могут быть использованы психофизиологические методики, которые направлены на определение эмоциональной устойчивости кандидата в инструкторы по переговорной деятельности (например, КГР, РДО, теппинг-тест).
Заключительный этап – это индивидуальная беседа с кандидатом эксперта-психолога.
Использование многофакторных личностных опросников, таких как СМИЛ и CPI, позволяет исследовать основные компоненты психологического потенциала переговорщика и выявить особенности его переговорной компетентности.
СМИЛ – стандартизированный многофакторный метод исследования личности [6]. Тест предназначен для изучения психологических характеристик личности, является адаптированным на русский язык вариантом MMPI. Методика выявляет характерологические особенности личности и прогнозирует поведенческие реакции, отражает психологическое здоровье и наличие (или отсутствие) проблем личностного плана, представляет спектр интересов и измеряет мотивацию деятельности человека. С помощью методики можно оценить предрасположенность индивида к тому или иному виду деятельности, психологическую совместимость личности с группой, настроения и направленность группы, эмоционально-волевую устойчивость (неустойчивость) личности при действиях в экстремальных ситуациях. Тест предназначен для глубокого изучения личности и составления плана мероприятий по коррекции психического и психологического состояния, а также поведения личности.
Одним из значимых компонентов психологического потенциала личности переговорщика является коммуникативная компетентность. Выделяются составляющие коммуникативной компетентности: коммуникативность и коммуникабельность. Коммуникативность предполагает владение индивидом процессуальной стороной контакта, выраженное в сознательном использовании экспрессии, владении голосом, умении держать паузу, а коммуникабельность характеризуется владением социальной стороной контакта и выражается в соблюдении социальных и культурных норм, владении сложными коммуникативными умениями. Операционально эти характеристики могут быть выражены через такие шкальные показатели психодиагностических методик, как экстра-интроверсия, авторитарность, доминирование, отношение к другим и социальный статус.
Для диагностики уровня коммуникативной компетентности была разработана формула, включающая в себя психологические и социально-психологические характеристики личности, которые влияют на эффективность общения.
Анализ результатов психологического тестирования сотрудников, отнесенных экспертами к группе сотрудников, обладающих высокой коммуникативной компетентностью, позволил определить шкалы СМИЛ, отвечающие за измерение этого качества. В частности:
- 11 дополнительная «отношение к другим» – социально-психологическая характеристика личности, представляющая собой индивидуально-целостную систему субъективно-оценочных, сознательно-избирательных отношений к действительности, обобщенный опыт взаимоотношений с другими людьми в условиях социального окружения;
- 49 дополнительная «доминирование» – социально-психологическая характеристика личности, которая выражается в виде социальной инициативы, способности к руководству, настойчивости, целеустремленности и аргументированных действий;
- 148 дополнительная «авторитарность» – социально-психологическая характеристика личности: для поведения авторитарного субъекта в позиции власти характерны требовательность, директивность, стремление к детальному контролю за действиями подчиненных;
- 200 дополнительная «социальный статус» – образовательный уровень, социальные связи.
В качестве дополнительного критерия, а также в случаях экспресс- диагностики коммуникативной компетентности можно использовать показатель нулевой (экстра-интроверсии) шкалы профиля личности СМИЛ, с помощью которой оценивается индивидуально-психологическая характеристика личности, указывающая на направленность личности либо на мир внешних объектов, либо на явления его собственного субъективного мира. Экстравертированной личности свойственны импульсивность, инициативность, гибкость поведения, общительность, социальная адаптированность. Интровертированной личности присущи необщительность, замкнутость, социальная пассивность, склонность к самоанализу, затруднение социальной адаптации [4].
В процессе проведения отбора кандидата важна обратная связь по результатам тестирования с рекомендацией относительно стиля ведения переговоров и дальнейшей его отработкой. Значимые черты личности могут отражаться в ответах на различные тестовые программы, и здесь важно их взаимодополнение. Выбор графических проективных методик диагностики личности обусловлен легкостью выполнения, небольшим количеством затрачиваемого времени, малой известностью теста и, в связи с этим, низкой степенью защиты от него, достаточно широкой информативностью (психолог получает сведения о типе личности и об отдельных качествах), простотой и надежностью интерпретации в отношении значимых признаков при наработанном опыте.
При диагностике профессионально важных качеств переговорщика обязательно используются личностные многофакторные опросники, методики на проверку памяти, интеллекта, упражнения на критическое мышление, которые позволяют исследовать уровень противодействия личности психологическому воздействию, групповые дискуссии, письменные тесты, практические упражнения, пазлы и ролевые игры, рассчитанные на удивление, неожиданность, нестандартность, что позволяет определить креативность личности. Приведём некоторые примеры используемых методик.
«Игра Кима» направлена на оценку процессов запоминания и воспроизведения. На поверхности стола находятся 20 предметов, в течение 1 минуты необходимо запомнить предметы и при возможности записать их название. Если один предмет убирают – необходимо его назвать.
Тест на критическое мышление.
Упражнение 1. Предположим, что 10 миллиардов шаров находятся в стандартной треугольной рамке. Если дополнительно миллиард шаров будет положен на верхушку этого образца, то эти шарики покатятся в свободные места первого ряда. В итоге можно построить пирамиду. Сколько миллиардов шаров и уровней будет содержать эта пирамида?
Упражнение 2. Раздели циферблат часов на три части. Сумма чисел в каждой секции должна представлять собой сумму из чисел двух других секций. Покажи, как ты это сделаешь?
При подведении итогов «соревнования» осуществляется подсчет очков и формирование рейтинга всех участников тестирования. Подсчет очков: устное участие в конференции – 20 % (100 вопросов); письменный тест – 20 % (20 вопросов); ролевая игра – 20 % (5 ключевых целей); Игра Кима – 5 % (2 вариации – прошел/не прошел); тест на критическое мышление – 15 % (включает три теста – прошел/не прошел); вызовы-сюрпризы – 5 % (прошел/не прошел); субъективная оценка – оценка ровесников (других участников) – 15 %. Оценка участников «соревнования» происходит с использованием группового интервью, проведения опроса в группе и учета ее мнения [2, с. 80].
Стрессовая ситуация «снимает» зачастую значительную часть словесно-логического мышления, снижется самоконтроль и обостряется эмоциональная чувствительность. Аргументация рациональными доводами заменяется элементами суггестивного психологического воздействия (внушение), которое может распространяться не только на того, с кем ведутся переговоры, но и на других членов группы. Воздействие направляется на волевую сферу личности, снижая импульсивности и агрессивность намерений, затормаживая реализацию преступного умысла. В ходе переговоров с преступниками активируются определенные группы эмоций: альтруистические эмоции, потребность в самоутверждении, чувство страха. Таким образом, воздействуя на эмоции и рациональное мышление, можно эффективно оказывать психологическое влияние. Вариативность методов воздействия зависит от специфики ситуации, особенностей личности преступника, психологической избирательности переговорщика [1, с. 29-34].
Переговорная деятельность в экстремальных условиях требует от сотрудников актуализации личностного потенциала: ценностно-смысловых ориентиров, когнитивно-прогностических, коммуникативных качеств, организаторских способностей. Отсутствие успеха в процессе коммуникации формирует отрицательный опыт, который порождает стремление избегать подобных ситуаций в будущем, однако специфика деятельности переговорщика и заключается в том, что она предъявляет подобные стрессовые, конфликтные ситуации. Интенсивное воздействие стресс-факторов, возникающих в процессе коммуникации, оказывает неблагоприятное воздействие на эмоциональную устойчивость переговорщика, а снижение последней влечет за собой осложнения в осуществлении коммуникативного процесса. Этим положением обусловлено то, что методики измерения переговорной компетентности связаны с изучением поведения, эмоциональности, способности к общению, особенностей мышления.
Список литературы:
- Дебольский М.Г. Актуальные проблемы подготовки психологов для уголовно-исполнительной системы. // Сб. материалов межвузовской конференции «Проблемы совершенствования подготовки кадров и развития научно-исследовательской деятельности в образовательных учреждениях уголовно-исполнительной системы Минюста России». – Вологда, 2000. – С. 29-34.
- Дебольский М.Г. Проведение социально-психологических тренингов в уголовно-исполнительной системе. // Научно-методические основы оказания психологической помощи осужденным. – М.: Права человека, 2001. – С. 76-120.
- Методические рекомендации психологические особенности планирования, подготовки и организации деятельности органа (учреждения) УИС при групповом противодействии осужденных законным требованиям администрации. – М.: УОК и УВСПР ФСИН России. 2017. – 26 с.
- Психологическое изучение личности осужденного. Сборник материалов. - Самара: ГУИН Минюста России по Самарской области, 2004. - 145 с.
- Семенов В.А., Корнеева Г.К. Психологическая подготовка сотрудников пенитенциарных учреждений к действиям в экстремальных ситуациях: курс лекций. – Рязань: Академия ФСИН России, 2010. – 107 с.
- Собчик Л.Н. Диагностика межличностных отношений: модифицированный вариант интерперсональной диагностики Т. Лири: методическое руководство / Л.Н. Собчик. Выпуск 3. – М.: МКЦ ГУ по труду и социальным вопросам Мосгорисполкома, 1990. – 48 с.
Оставить комментарий