Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 4(48)
Рубрика журнала: Юриспруденция
Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2
МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДА ИНОСТРАНЦЕВ
Конец 20 века характеризуется увеличением числа иностранцев, временно или постоянно проживающие в другой стране. В связи с этим возникает проблема правового регулирования трудового договора с иностранным гражданином в России.
В Федеральном законе от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" указанно, что иностранный работник – это иностранный гражданин, временно пребывающий в Российской Федерации и осуществляющий в установленном порядке трудовую деятельность.
Специальный статус иностранцев вызывает ряд вопросов: возможность применения норм иностранного права на территории Российской Федерации к трудовым отношениям с иностранным участием и, как следствие, выбор применимого права в трудовых договорах.
В отечественной доктрине международного частного права вопрос о коллизионном регулировании трудовых договоров с иностранным участием традиционно решался с учетом того, что при всех различиях трудовые и гражданско-правовые отношения объединены общими принципами частноправового регулирования. К трудовым отношениям применяются общие концепции и положения международного частного права.
В.П. Звеков правильно отметил, что трудовое право в большей степени, чем гражданское, характеризуется публично-правовым принципом, ограничивающим действие коллизионных норм суда и, как следствие, применение иностранных законов [6].
В области трудовых отношений, осложненных иностранным элементом, сложились следующие основные коллизионные привязки: закон свободы выбора права сторонами; закон места работы (службы); закон страны работодателя, командировавшего работника; личный закон юридического лица (работодателя); закон флага судна; личный закон физического лица (работника): закон гражданства или закон места жительства; закон страны заключения контракта о найме; закон, с которым правоотношение наиболее тесно связано.
В Трудовом Кодексе Российской Федерации сформулирована императивная общая коллизионная норма, на которую опирается правовое регулирование труда иностранцев. В кодексе есть нормативные положения, которые разрешают проблему применимого права. В соответствии с частью 4 статьей 11 Трудового кодекса Российской Федерации правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных иностранными гражданами, лицами без гражданства либо с их участием, международных организаций и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации [3].
Следовательно, если имеют место трудовые отношения, осложненные иностранным элементом, к их регулированию должно применяться российское законодательство.
Приведенные положения послужили основанием того, что в специальной литературе высказывается точка зрения, согласно которой вопрос о возможности применения коллизионного принципа автономии воли в трудовых договорах с иностранным участием решен отрицательно, но имеются и исключения из этого правила, так как в части 1 статье 10 Трудового Кодекса содержится правовое положение, аналогичное статье 15 Конституции Российской Федерации: основные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ в соответствии с Конституцией РФ являются составной частью правовой системы нашей страны. Также сказано, что, если международным договором РФ установлены другие правила, чем предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, применяются правила международного договора [1].
Так, в соответствии со статьей 44 Договора между Российской Федерацией и Республикой Польша « О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и уголовным делам» стороны трудового договора могут сами выбрать законодательство, регулирующее их трудовые отношения.
Отметим, что М.В. Лушникова считает целесообразным сформулировать коллизионный принцип автономии воли к трудовым отношениям с иностранным элементом как основной, ограничив его рамками запрета ухудшения положения работника по сравнению с императивными нормами закона страны, с которой договор реально связан, что, возможно, является рациональным и отражающим современные реалии экономического развития.
Особо следует остановиться на оговорке о публичном порядке и ее значении для трудовых отношений, осложненных иностранным элементом. В гражданском законодательстве Российской Федерации имеет место оговорка о публичном порядке, сформулированная в статье 1193 в соответствии с которой норма иностранного права, подлежащая применению, в исключительных случаях не применяется, когда последствия ее применения явно противоречили бы основам правопорядка (публичному порядку) Российской Федерации с учетом характера отношений, осложненных иностранным элементом. В этом случае при необходимости применяется соответствующая норма российского права.
Таким образом, общепризнанно, что любое государство имеет право запрещать на своей территории определенные элементы иностранного права, если они противоречат государственной политике, а точнее "публичному порядку".
Также по мнению Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ, содержание понятия «публичный порядок РФ» не совпадает с содержанием национального законодательства РФ, потому что данным понятием понимается основы общественного строя Российского государства. Положение о публичном порядке возможно только в тех случаях, когда применение иностранного права может привести к неприемлемому с точки зрения российского правосознания результату.
Для трудовых отношений с участием иностранцев это означает, что в некоторых случаях, даже если трудовые отношения на территории Российской Федерации регулируются иностранным законодательством, но его применение может привести к нарушению основополагающих принципов российского права, к которым относятся, например, основополагающие положения трудового законодательства, в частности, нормы о запрете принудительного труда, дискриминации работников, защите профсоюзных прав, об охране труда, применяется норма российского права, а не иностранного.
Таким образом, норма, закрепленная в Гражданском кодексе, является важной гарантией защиты трудовых прав иностранцев, работающих в нашей стране.
Список литературы:
- "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // "Российской газете" от 25 декабря 1993 г. N 237.
- "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья)" от 26.11.2001 N 146-ФЗ (ред. от 03.08.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2018) // "Российской газете" от 8 декабря 1994 г. N 238-239.
- "Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 27.12.2018) // "Парламентской газете" от 5 января 2002 г. N 2-5.
- Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 16.01.2019) // Собрании законодательства Российской Федерации от 29 июля 2002 г. N 30 ст. 3032.
- Андрианова М.А. Соотношение и взаимодействие международного частного и трудового права России в вопросах регулирования трудовых отношений с участием иностранцев. Международное частное трудовое право // Государство и право. — 2002. — № 9. Богуславский М.М. Международное частное право. — М., 2004.
- Звеков В.П. Международное частное право. — М., 2004.
Оставить комментарий