Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 4(48)

Рубрика журнала: История

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2

Библиографическое описание:
Стрельченко Т.М. МИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ ХАКАССКОГО НАСЕЛЕНИЯ В 20 – 30-Е ГГ. ХХ В // Студенческий: электрон. научн. журн. 2019. № 4(48). URL: https://sibac.info/journal/student/48/130915 (дата обращения: 19.11.2024).

МИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ ХАКАССКОГО НАСЕЛЕНИЯ В 20 – 30-Е ГГ. ХХ В

Стрельченко Тамара Михайловна

магистрант 2 курса ИИП ХГУ им. Н.Ф. Катанова,

РФ, г. Абакан

Хакасский округ, образованный в 1925 г. состоял из пяти районов: Аскизского, Боградского, Таштыпского, Чарковского и Чебаковского. Вхождение нового, Боградского района было связано с желанием его русских жителей бывшей Знаменской волости быть в составе Хакасии по причине смешанного населения, близости хозяйственной деятельности (скотоводства) и даже психологии. [1, с. 480]

По данным Всесоюзной демографической переписи 1926 года население округа составило почти 80 тыс. человек. Из них хакасов – 80 %, русских – 20 %. Следует отметить, что данные по численности хакасов в результате переписи 1926 г. относились к коренному населению, зафиксированному в границах Хакасского округа, и не учитывали 3075 лиц хакасской национальности, проживавших за его пределами. В результате, общесоюзная численность лиц, указавших себя хакасами в 1926 г., составляла 48925 чел. с другой стороны, выявленные моменты демографической истории хакасов радикально опровергают историко-этнографическую сентенцию о, его стремительной депопуляции в рассматриваемое время. [2, оп. 1, д. 12, л 4]

Самым национальным районом был Аскизский. Здесь доля хакасов составляла 95,9 %, в Чарковском - 66,2 %, в Чебаковском – 60 %, в Таштыпском – 45,6 %. Причем в Чарковском районе проживало более половины хакасов. [3, оп. 1, д. 1, л. 55,171,217; д. 6. л. 8]

Коренное население округа преимущественно занималось животноводством. Из 66 тыс. десятин пахотной земли под посевом находилось только двадцать. Способы ведения хозяйства были самыми примитивными, что отражалось на урожайности.

Накануне октября 1917 года характерной особенностью Хакасии была многоукладная экономика, она включала в себя патриархально-феодальный, патриархально-родовой, мелкотоварный и частнокапиталистический уклады, которые переплелись между собой и в «чистом» виде не существовали. Абсолютное большинство хакасского населения в то время занималось единоличным сельскохозяйственным производством, причем 93,7 % не использовали наемный труд. Баи составляли только 2,5 %. [4, с. 81,88]

В рассматриваемое время хакасы жили оседло, хотя небольшая часть ещё продолжала перекочевывать на летники. Например, аалы Карагай, Чиланы по р. Таштып, аалы Арыпкаев, Ботин, Конгаров по р. Чулым, аалы Мохов, Котожеков, Киштеев по р. Абакан и другие прекратили перекочевки на летники только в связи с коллективизацией 1928 – 1929 гг. и образованием колхозов. [5, с. 498]

Вплоть до начала коллективизации ещё сохраняла свое значение аальная община. Она состояла из жителей одного аала, объединенных общей экономической жизнью и управляемых на основе обычного права.

Аальную общину затронул процесс классового расслоения, которое происходило на основе имущественного неравенства, в основном по владению скотом. Большая часть скота находилась в руках баев.

В 1927 г. на основе решения XV съезда ВКП (б), по стране развернулась компания по коллективизации сельского хозяйства и переходу к крупному социалистическому производству. С 1929 г. процесс коллективизации охватл все районы Хакасии, а советская власть приступила к ликвидации кулаков и баев как класса. В 1927 г. было образовано 8 колхозов, объединивших 110 членов. В 1928 г. появилось 44 колхоза с 647 членами, а в 1929 г. было создано 72 колхоза с 1263 членами.

До коллективизации в Хакасском округе большое распространение получили мелиоративные и животноводческие товарищества. А к апрелю 1931 года в Хакасии было уже 40 хакасских колхозов, 27 – хакасско-русских и 35 русских. [6, с. 502]

При коллективизации практически не учитывалась национальная специфика. В силу исторически сложившихся традиций можно объяснить психологическое неприятие большинства хакасов идеи сплошной коллективизации. В ходе коллективизации началось массовое обобществление скота. Это вызвало недовольство, ведь основной экономической базой хакасского населения было животноводство. Крестьян насильно заставляли сдавать свой скот. Коллективизация в Хакасии, как в целом и по всей стране носила форсированный характер. С 1929 года на местах усилились «чрезвычайные» меры по отношению к противникам коллективизации.  Так за короткий срок была разрушена не только сложившаяся веками традиция ведения хозяйства, но и сама аальная община. [7, с. 310]

Средний размер хакасского аала составлял 15 хозяйств. В связи с коллективизацией начался процесс укрупнения аалов. В 1924 г. на территории хакасских волостей насчитывалось 392 населенных пункта, где находилось 9329 хозяйств. В 1928 г. в Хакасии было 295 чисто хакасских аалов (43,5 % из всех населенных пунктов). К середине ХХ века из них сохранилось не более 100. Массовое раскулачивание в Хакасии началось еще до принятия официальных документов. 21 января 1930 г. бюро Хакасского окружкома ВКП(б) постановило: «проводить раскулачивание не только в районах сплошной коллективизации, но и в других районах, расчищая раскулачиванием дорогу для коллективизации». [8, с. 506]

В районы и сельские Советы Хакасского округа были направлены уполномоченные. Перед ними стояла задача: добиться как можно большего процента коллективизации в максимально сжатые сроки. Принцип добровольности при организации колхозов попирался. Середняков и бедняков в грубой форме насильно загоняли в колхозы.  На первых порах основным методом раскулачивания в Хакасии были избраны судебные репрессии. В результате привлечения к судебной ответственности кулаков и баев было осуждено 447 человек, в том числе 286 хакасов. [9, с. 306]

В ходе кампании раскулачивания обобществлению подверглись 849 хозяйств, аресту — 538 лиц, большинство которых были высланы в северные местности. Еще 500 хозяйств были расселены на новых местах в самой Хакасии. Депортация вновь обнаруживаемых «кулаков» продолжалась и в дальнейшем. Согласно неполным данным «Книги памяти жертв политических репрессий Республики Хакасия» (Абакан, т. 3, 2006), на территории Хакасии было раскулачено 1806 человек, из них 654 хакаса, что составило 36 % от числа высланных, или 2 % всего хакасского населения.

В Черемхово Иркутской области было выслано 195 человек, В Томскую область в Тегульдетский район сослано 232 хакаса, в Тюхтетский район Красноярского края – 95 человек, в Кемеровскую область – 15 человек. На спецпоселениях родилось более 100 человек. В 1930 г. резко сократилось население в Усть-Абаканском и Ширинском районах, где проживали самые зажиточные и предприимчивые хакасы. Например, было выслано 29 человек Абдиных, 38 Доможаковых, 43 Мойнагашевых, 26 Коковых, 24 Арыштаевых и т.д. [10, с. 112] Возвращение на родину было долгим. Кто-то вернулся уже в 30-е годы, другие позже.

Некоторые, наиболее предусмотрительные, добровольно покидали родные места из-за боязни репрессий и перебирались в другие места, порой далеко за пределы Хакасии – в Туву и дальше.

Политика тотального раскулачивания, организованная сталинским руководством в конце 20-х - начале 30-х гг., привела к тому, что крестьянство, в собственном смысле этого слова, перестало существовать, так как его лучшая часть была уничтожена, а естественные процессы развития деревни - прерваны.

Негативные последствия этой репрессивной политики проявляются и в настоящее время. Коллективизация сильно ударила по многоукладной экономике Хакасии, резко сократилось поголовье скота. За 2-ую половину 20 в. в ходе кампаний по ликвидации малых деревень количество национальных хакасских сел сократилось примерно в 5 раз. Коллективизация в сельском хозяйстве была воспринята хакасами враждебно. В 1929-1930 годах произошло снижение поголовья скота. В период коллективизации началась борьба с религией. Были уничтожены тысячи памятников культуры, начались гонения на священнослужителей и верующих. [11, с. 503]

Вместе с ними была ликвидирована и «старая» хакасская элита.

 

Список литературы:

  1. Очерки истории Хакасии (с древнейших времен до современности) под ред. В.Я. Бутанаева – Абакан. 2008. С. 480.
  2. НАРХ, ф. Р-21, оп. 1, д. 12, л. 4.
  3. НАРХ. Ф. Р-16. Оп. 1. Д. 1. Л. 55, 171, 217; Д. 6. Л. 108
  4. Торосов В. Абакан. - Изд.2-е. - М., 1994. - С.81,88
  5. Очерки истории Хакасии (с древнейших времен до современности) под ред. В.Я. Бутанаева – Абакан. 2008. С. 498.
  6. Очерки истории Хакасии (с древнейших времен до современности) под ред. В.Я. Бутанаева – Абакан. 2008. С. 502.
  7. История Красноярского края. Моисеева Л.П.- Красноярск.: Красноярское книжное издательство, 1967.-310с.
  8. Очерки истории Хакасии (с древнейших времен до современности) под ред. В.Я. Бутанаева – Абакан. 2008. С. 506.
  9. Очерки истории Хакасской областной организации КПСС.-Красноярск.: Красноярское книжное издательство, 1987.-360с.
  10. В.Н. Тугужекова, С.В. Карлов. Репрессии в Хакасии – Абакан, 1998 – 112 с.
  11. Очерки истории Хакасии (с древнейших времен до современности) под ред. В.Я. Бутанаева – Абакан. 2008. С. 503

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.