Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 3(47)

Рубрика журнала: Педагогика

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3

Библиографическое описание:
Пермякова А.С., Волчегорская Е.Ю. ОСОБЕННОСТИ МУЗЫКАЛЬНО - ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2019. № 3(47). URL: https://sibac.info/journal/student/48/130548 (дата обращения: 24.12.2024).

ОСОБЕННОСТИ МУЗЫКАЛЬНО - ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Пермякова Анна Сергеевна

Волчегорская Евгения Юрьевна

магистрант, кафедра педагогики, психологии и предметных методик ЮУрГГПУ,

РФ, г. Челябинск

В настоящее время накоплено достаточно знаний о возрастных особенностях музыкально-эстетического развития детей начального школьного звена. Многие исследователи отмечают особую продуктивность процесса эстетического воспитания, осуществляемого в младшем школьном возрасте, по сравнению с остальными возрастными группами, именно младшие школьники обладают благоприятными предпосылками эстетического развития  и, как отмечают А.А. Мелик - Пашаев и З.Н. Новлянская, по своим результатам стоят ближе к взрослым художественных специальностей (профессиональным художникам, музыкантам и т.д.), чем подростки и взрослые, не имеющие  отношения к художественной деятельности [2].

Поэтому к 9-10-ти годам при регулярных занятиях музыкой ребенок познает не только теоретическую часть, но и совершенствует навыки игры, развивая таким образом тактильную и мыслительную функции. Фундаментом в музыкальном воспитании и образовании непосредственно является развитие музыкальной культуры школьников [3].

По мнению Д.Б. Кабалевского музыкальное воспитание детей есть центр, точка опоры, как для культурного развития народа, так и страны в целом, и при разлаженной работе по этому направлению, нет возможности добиться каких – либо положительных результатов.

При этом Д.Б. Кабалевский определяет такие свойства музыки, которые являются методологическим базисом в музыкальном воспитании и образовании детей, развивая такие научные основы как дидактика и музыкознание:

-особенности жанров музыкального тематизма,

- интонационность;

- методы музыкального развития,

- значение музыкальных средств в создании образного строя произведения

Не менее значим для развития музыкального восприятия и возраст учащихся начальной школы (особенно первые его три года - 7-9 лет), именно в силу психических особенностей этого возраста, его исключительной восприимчивости и склонности к творчеству.

Учитывая особенности учащихся начальной школы, можно отметить, что при развивающем музыкальном обучении

- восприятие музыки становится осознанным и целенаправленным (музыкальное произведение старается слушать до конца, чтобы сложить общее впечатление)

- роль родителей в оценке успехов и поддержке ребенка для его интереса

У обучающихся начального звена формируется представление о эстетических моделях, с которого, собственно, начинается становление музыкального восприятия как сложной интеллектуальной функции. При целенаправленных занятиях к третьему классу отмечается значительный скачок в развитии музыкального восприятия.

В этом процессе главное - совершенствование музыкального слуха и тренировка голосовых связок. В основе методики должна лежать ориентация на целостность музыкального восприятия с выяв­лением наиболее ярких средств музыкальной выразительности.

Компонентами музыкально-эстетического становления являются: интерес к музыке, воображение, переживание ее на эмоциональном уровне, вкус, мышление, – которые связаны между собой. Так же компоненты представлены в таблице 1. При становлении эстетического отношения детей к музыке невнимание к одному из них отрицательно скажется на результатах. Формирование начал музыкального мышления позволяет детям адекватно и творчески воспринимать музыкальные образы.

Р.А. Тельчарова считает, что компонентами музыкальной культуры личности являются:

-  музыкальное сознание

- музыкальную деятельность;

Однако к критериям развитости музыкальной культуры личности она относит

1) уровень овладения умениями, навыками в области музыкального искусства, влияние музыки на различные виды деятельности;

2) развитость музыкальных интересов и потребностей, направленных на регулярное знакомство с музыкой;

3) степень музыкальных взглядов, выражающихся в пристрастии к новым музыкально-эстетическим трендам идеалам.

Таблица 1

Компоненты музыкально – эстетического развития младших школьников

Компоненты

Характеристика

Эмоционально-эстетическое отношение к музыке

- Эмоциональная отзывчивость на музыку;

- Адекватное сопереживание содержания музыкальных произведений, музыкальных образов, отражающих разнообразные эмоциональные проявления мира природы и человека.

Музыкально-образовательный компонент

- Представления о музыке как виде искусства,

о его семиотической стороне

 («Музыка — язык чувств»,

«О чём рассказывает музыка?»,

 «Как рассказывает музыка?»);

- представления об основных видах музыки и её жанрах;

- представления о разнообразных видах музыкальной деятельности.

Музыкально - деятельностный компонент

- восприятие музыки,

способность сосредоточиваться на звучании музыки,

 узнавать знакомые музыкальные произведения,

 различать характер музыки,

отдельные средства музыкальной выразительности,

- пение (естественным голосом, не напрягая голосовые связки; как самостоятельно, так и со взрослым; основы вокальных и хоровых навыков)

 - музыкально-ритмические движения:

 умение пластически передавать характер музыки, ритм, темп,

 динамику, изменять движения в соответствии с формой музыкального произведения,

 владеть навыками выразительных движений под музыку;

- игра на детских музыкальных инструментах

Музыкально-творческий компонент

предпосылки творчества и элементарные его проявления в разных видах музыкальной деятельности.

Ценностно-ориентационный компонент

умение вербально выражать музыкальные предпочтения и

 своё отношение к музыке, общаться со взрослым и сверстниками в музыкальной деятельности,

 соучаствовать в творческом процессе,

 принимать позицию другого, оценивать себя в различных видах музыкальной деятельности,

 проявлять отношение к человеку,

природе,

предметному миру (сострадание, сочувствие, почитание)

 

Музыкальное развитие оказывает незаменимое воздействие на обогащение духовного мира и оказывает влияние и на общее развитие: развивается мышление, формируется эмоциональная сфера, ребёнок становится чутким к жизни и красоте искусства. То есть нравственные, эстетические и музыкальные цели воспитания прежде всего носят развивающий характер и в процессе музыкального обучения создаются оптимальные условия для всестороннего развития личности, но происходит это только через деятельность.

 

Список литературы:

  1. Алексеева О. В. Художественное развитие младших школьников // Вестник НовГУ. 2013. №74 С.4-6.
  2. Волчегорская Е.Ю. Личностно ориентированное эстетическое воспитание младших школьников: лекция \ Е.Ю. Волчегорская. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2007. – 53 с.
  3. Овсянкина Г. П. Музыкальная психология. Издательство «Союз художников», 2007. - 240 с.
  4. Овчинникова Л. И. Музыкально-эстетическое воспитание младших школьников средствами вокального, хорового исполнительства // Молодой ученый. — 2015. — №1.2. — С. 37-39

Оставить комментарий